КАССАЦИЯ ВЫБОРОВКАСТЕЛЬС Мануэль

КАСТА

Найдено 12 определений термина КАСТА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Каста

социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Каста

замкнутая, эндогамная группа людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Каста (caste)

Одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Каста

одна из форм социальной стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов

КАСТА

от португ. casta - род, поколение) - 1. Обособленная обществ. группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. Обществ. группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КАСТА

от португ. casta - род, поколение) - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Каста

группа людей, выделяемая на основе религиозно-этнических признаков. Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, где каждой касте разрешается только определенный род занятий. Каждая каста занимают свое место в социально-этнической иерархии по степени «ритуальной чистоты». Кастовая система существует в Индии около 3 тыс. лет. В ней выделяются четыре кастовых группы и одна внекастовая неприкасаемые. С 1947 г. кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль в обществе остается все еще очень значительной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

КАСТА

замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

КАСТА

португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).

С.Ю. Солодовников

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

КАСТА

CASTE) Кастовая система является формой социальной стратификации. Касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы обозначаются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики выполнения ритуалов, позволяющих обрести религиозную чистоту. В рамках этой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая по сравнению с той, что расположена ниже ее. Кастовая система представляет собой пример социального закрытия, когда доступ к богатству и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из практики выполнения очищающих ритуалов. Ритуальная сегрегация такого рода подкрепляется и правилами эндогамии. М. Вебер в своем исследовании индийского общества (Weber, 1958a) рассматривал касту в качестве важной иллюстрации социального ранжирования в соответствии с престижем, занимаясь ее изучением в связи со своим более широким интересом к группам париев. Если социальное закрытие служит поддержанию каст, то начало они берут либо в процессе сегрегации этнических групп, либо в процессе профессиональной специализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами. Серьезные споры ведутся о том, присуща ли кастовая система лишь индусской культуре, или ее основные черты встречаются и в других обществах, где существуют иерархически организованные эндогамные страты. В соответствии с одной из точек зрения, касты нельзя рассматривать отдельно от «кастовой системы», являющейся особенностью классического индусского общества. Если следовать другой точке зрения, понятие «каста» расширяется настолько, что охватывает стратификацию этнических групп, например, в южных штатах США. Хотя в целом индийская кастовая система организована на основе четырех главных каст (Брахманы, Кшатрии, Вайшии и Шудры), на местном, деревенском уровне существует значительное разнообразие, когда основные касты оказываются подразделенными на подкасты, называемые джати. В принципе, человек рождается принадлежащим к определенной касте, при этом социальная мобильность между кастами невозможна. Однако на практике для подкасты в целом возможно улучшение ее положения в иерархии престижа. Отдельные группы, способные успешно приобретать или имитировать ритуальные практики привилегированных каст, могут иметь восходящую мобильность в процессе, получившем название «санскритизация». Кастовая система вызывает интерес исследователей потому, что каста, во-первых, представляет собой альтернативу классу как принципу социальной стратификации, а, во-вторых, считается тормозом экономического (в особенности капиталистического) развития, поскольку препятствует трудовой мобильности. Относительно последнего следует заметить, что касты не везде и не всегда запрещают людям различной кастовой принадлежности работать вместе. Как отмечал Вебер, правила каст обычно не распространяются на место работы. В связи с этим моментом, а также в связи с фактом существования мобильности, степень, в которой каста препятствует индустриализации и трудовой мобильности, является в социальных науках предметом оживленной полемики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Каста

замкнутые, эндогамные (см. Экзогамия и эндогамия) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации — кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система с помощью религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой К. разрешается только определенный род занятий. К. занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовые группы и одна внекастовая — неприкасаемые. С 1947 г. касстовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной. Каста — понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества, Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности, 2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (вьющий, низший и средний К,); 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории — марксистская и веберовская. В марксизме К. используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения К. считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных К. — эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными К. капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия «класс в себе» — это К., члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» — К., выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме К. — это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория К. альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал К. как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т. е., как и у Маркса, К. у Вебера — это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберозской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к К. порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. К., по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде зсего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим — квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: К. собственников; К. интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий К. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т. п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения К. Здесь К. и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение — только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на К. составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как «постклассовое», подчеркивая то обстоятельство, что К. перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с К., обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

КАСТА

caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство, вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин, распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид) и в отдельных южных штатах США (например, Доллард "Каста и класс в южном городе", 1937). Этимология термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система, следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы, покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах (варнах) и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати (дословный перевод — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость и методы ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи.

Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа: дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения, соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам: подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса, известного как санскритизация, то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения, свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение" (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено схем по теме КАСТА — 0

Найдено научныех статей по теме КАСТА — 0

Найдено книг по теме КАСТА — 0

Найдено презентаций по теме КАСТА — 0

Найдено рефератов по теме КАСТА — 0