КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
categorial imperative) - см. Кант; Гипотетический императив.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
англ. imperative, categoric(al); нем. Imperativ, kategorischer. По И. Канту -всеобщий обязательный нравственный закон, к-рому должны подчиняться и следовать все люди, предписывающий каждому поступать так, чтобы его поведение могло стать принципом всеобщего законодательства.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Категорический императив
основное понятие этики И. Канта, обязательное действие; объективно необходимый закон, с которым следует согласовывать свободную волю. Наиболее известные формулировки категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»; «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности»).

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Императив категорический
(от лат. imperativus – повелительный и греч. kategoria – высказывание, признак). Імператив категоричний. Categoric imperative. Согласно И. Канту (Immanuel Kant) – всеобщий обязательный нравственный закон, предписывающий каждому поступать так, чтобы его поведение стало основой всеобщего законодательства. Исторически право возникало на основе определенных культурных норм, обеспечивающих действие регулятивной функции культуры. Однако становление позитивного права привело к возникновению в социальной структуре самостоятельных институтов правотворчества и перманентному правотворчеству, которые в своей деятельности, согласно идее И. к., должны базироваться на нем. Таким образом, позитивное право и мораль не будут вступать в противоречие между собой, что можно наблюдать в течение всех исторических времен существования позитивного права. Для социологии культуры (как и социологии права) как раз и представляют особый интерес возникающие коллизии между правом и моралью. При чем, если для социологии права изучение причин таких коллизий должно способствовать совершенствованию правотворчества как элемента правовой культуры, то социология культуры ищет возможные собственно культурные причины таких фактов, чем способствует развитию самой культуры (в том числе и правовой). Но обе они исходят из сопоставления норм позитивного права и так называемого морального. Несовпадение морали и права можно проследить на таком примере. В некоторых культурах нет каннибализма как такового, но существует моральное право на альтруистический каннибализм (См. Каннибализм.), а с точки зрения позитивного права любая форма каннибализма не только противоестественна, но и незаконна. В этом случае не право не соответствует моральным нормам, а как раз наоборот, моральные нормы – нормам права. В случае же так называемого права нужды, обоснованного Гегелем (т. е., если нуждающийся человек украл кусок хлеба с целью поддержать свою жизнь, чтобы не умереть, он поступил морально, но не по закону, а если имеющие хлеб не дали ему его, то они поступили по закону, но аморально), как раз право не соответствует морали. Получается, что можно преступить закон, но совершить при этом моральный поступок, а с другой стороны, поступить по закону и тем совершить аморальный поступок. В таком случае аморальный поступок по идее должен караться более строго, чем правовое преступление, ибо оно совершено не в соответствии с И. к. Противоречия между правом и моралью – одна из причин так называемых двойных стандартов, прикрывающих аморальность и оправдывающих действия, не соответствующие культуре. См. также Естественное право.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
313.69 кб

Категорический императив карма-йогина

Чернов Сергей Александрович
Приводится *сопоставление некоторых фундаментальных этических идей восточных философских традиций с категорическим императивом Канта с целью подкрепления тезиса о моральном единстве человечества, а также нравственной оценки состоя
Читать PDF
1,003.26 кб

Категорический императив Иммануила Канта

Джиджавадзе Л. Г.
В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода».
Читать PDF
306.18 кб

Категорический императив И. Канта и благо

Кучеренко Александр Владимирович
В статье исследуется соотношение в этическом учении Канта содержания категорического императива с сущностью блага на примере максимы, способной войти составной частью в априорный моральный закон.
Читать PDF
3.17 мб

"не навреди !" - как категорический императив планетарной этики

Блохина Нина Никодимовна, Воропаев Артём Валерьевич
В статье на примере новейших достижений биомедицинского познания рассматривается взаимосвязь теоретического и духовно-практического потенциалов современного общества и ее социокультурные последствия.
Читать PDF
343.74 кб

Категорический императив канта как предмет критического анализа

Ойзерман Теодор Ильич
Предпринимается всеобъемлющий и разносторонний анализ ядра кантовской этики категорического императива.
Читать PDF
216.30 кб

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И АБСОЛЮТНОСТЬ ЗАПРЕТА НА ЛОЖЬ В ЭТИКЕ КАНТА

Ойзерман Теодор
Читать PDF
10.90 мб

Соразмерность города и человека: категорический императив градостроительства

Горнова Г.В.
В статье соразмерность города и человека, городская идентичность, человеческий масштаб города рассматриваются в контексте антропологических воззрений Протагора и Канта.
Читать PDF
167.84 кб

Влияние моральных дилемм на трансформацию категорического императива И. Канта

Ларионов И.Ю., Тарасова А.В.
В статье обсуждается возможность теоретического исследования и выработки стратегии решения моральных дилемм с позиций деонтологической этики, определяются ее основные затруднения в данной области.
Читать PDF
292.30 кб

Интерпретация категорического императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости»

Чалый Вадим Александрович
Рассматривается трактовка кантовского категорического императива Джоном Ролзом, выявляются некоторые существенные для этой трактовки особенности ролзовского понимания рациональности, соотношения интересов и конечных целей, огранич
Читать PDF
78.28 кб

Идеи этики категорического императива в Российской профессиональной философии первой трети XIX века

Куценко Наталья Александровна