categorial imperative) - см. Кант; Гипотетический императив.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
Источник: Большой толковый социологический словарь
ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
англ. imperative, categoric(al); нем. Imperativ, kategorischer. По И. Канту -всеобщий обязательный нравственный закон, к-рому должны подчиняться и следовать все люди, предписывающий каждому поступать так, чтобы его поведение могло стать принципом всеобщего законодательства.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Категорический императив
основное понятие этики И. Канта, обязательное действие; объективно необходимый закон, с которым следует согласовывать свободную волю. Наиболее известные формулировки категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»; «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности»).
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Императив категорический
(от лат. imperativus – повелительный и греч. kategoria – высказывание, признак). Імператив категоричний. Categoric imperative. Согласно И. Канту (Immanuel Kant) – всеобщий обязательный нравственный закон, предписывающий каждому поступать так, чтобы его поведение стало основой всеобщего законодательства. Исторически право возникало на основе определенных культурных норм, обеспечивающих действие регулятивной функции культуры. Однако становление позитивного права привело к возникновению в социальной структуре самостоятельных институтов правотворчества и перманентному правотворчеству, которые в своей деятельности, согласно идее И. к., должны базироваться на нем. Таким образом, позитивное право и мораль не будут вступать в противоречие между собой, что можно наблюдать в течение всех исторических времен существования позитивного права. Для социологии культуры (как и социологии права) как раз и представляют особый интерес возникающие коллизии между правом и моралью. При чем, если для социологии права изучение причин таких коллизий должно способствовать совершенствованию правотворчества как элемента правовой культуры, то социология культуры ищет возможные собственно культурные причины таких фактов, чем способствует развитию самой культуры (в том числе и правовой). Но обе они исходят из сопоставления норм позитивного права и так называемого морального. Несовпадение морали и права можно проследить на таком примере. В некоторых культурах нет каннибализма как такового, но существует моральное право на альтруистический каннибализм (См. Каннибализм.), а с точки зрения позитивного права любая форма каннибализма не только противоестественна, но и незаконна. В этом случае не право не соответствует моральным нормам, а как раз наоборот, моральные нормы – нормам права. В случае же так называемого права нужды, обоснованного Гегелем (т. е., если нуждающийся человек украл кусок хлеба с целью поддержать свою жизнь, чтобы не умереть, он поступил морально, но не по закону, а если имеющие хлеб не дали ему его, то они поступили по закону, но аморально), как раз право не соответствует морали. Получается, что можно преступить закон, но совершить при этом моральный поступок, а с другой стороны, поступить по закону и тем совершить аморальный поступок. В таком случае аморальный поступок по идее должен караться более строго, чем правовое преступление, ибо оно совершено не в соответствии с И. к. Противоречия между правом и моралью – одна из причин так называемых двойных стандартов, прикрывающих аморальность и оправдывающих действия, не соответствующие культуре. См. также Естественное право.