Киберпанк

Найдено 1 определение
Киберпанк
(cyberpunk, кіберпанк) — литературный жанр, возник в начале 1980-х, приобрел популярность благодаря канониче ской для жанра книге Уильяма Гибсона «Нейромант» 1984 года. Точкой отчета считается фильм 1985 «Бегущий по лезвию», оказавший огромное влияние на писателей в жанре киберпанк. Термин также имеет связь с такими субкультурными понятиями, как «хакер» и «фрик». Приверженцы данных субкультур связывали свои жизни с перипетиями персонажей произведений, снабжая их необходимой атрибутикой жанра и выстраивая анархо-техническое отношения в окружающей реальности. Приставка «кибер-» родом из кибернетики, науки о коммуникации, контроле и управлении в живом организме и механическом устройстве, что отражает внедрение технологической тематики в литературный жанр. Суффикс «панк» заимствован от радикального движения рок-музыки конца 1970-х, которое описывает анархическое отчуждение большинства главных персонажей, обычно изгоев, населяющих декадентское общество, в котором доминируют технологии. Персонажи киберпанка не вовлечены в назидательные истории с целью просветить современного читателя. В ближайшем киберпанковом будущем, в мире виртуального секса, умных наркотиков и бестелесной «матрицы», морализировать слишком поздно; проникновение технологий является частью повседневной жизни, даже если эта часть ужасна. Персонажи киберпанка принимают технологию как она есть и, по выражению одного автора, просто «присоединяются к миру в качестве наблюдателя». Термин «киберпанк» был фактически выдуман автором Брюсом Бетке, использовавшем его как название рассказа, который появился в бульварной публикации «Удивительные научно-фантастические рассказы» в ноябре 1983 года. Бетке говорит, что он придумал термин весной 1980 года, чтобы описать «причудливую, сложно обрамленную» научную фантастику, рскрывшую тему высоких технологий. В «Нейроманте», и в последующих работах, таких как «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв», смелый слог Гибсона в стиле Рэймонда Чендлера задавал тон всего киберпанка. Это определило устройство мира ближайшего будущего, где «ковбои данных» врываются в киберпространство. Они существуют в мире, где разрушенная окружающая среда является почти изжившей себя, и где человеческие тела считают простым «мясом» по сравнению с галлюциногенным опытом наполненной данными «матрицы». Главные герои — рокеры, хакеры, мятежники, цепляющиеся за свою индивидуальность в условиях все более и более конформистской и подавляемой корпорациями культуры. Они выделяются использованием инструментов на основе высоких тех нологий контроля, чтобы удовлетворить их собственные цели, и они могут вести ответный огонь своими собственными формами сопротивления в огромных корпорациях, используя те же самые технологии, на которые непосредственно полагаются корпорации. В большинстве киберпанковой беллетристики главные герои — в некоторой степени бунтарское обновление «яростного индивидуалиста» — из кинофильмов Джона Уэйна. Жанр также часто характеризуется расстройством индивидуальной идентичности перед лицом распространяющихся, мощных, персональных цифровых СМИ. Ключевым моментом в истории киберпанка является издание Брюсом Стерлингом произведения «Зеркальные очки: Антология Киберпанка» в 1986 году. Книга помогла кристаллизовать жанр и определить его границы. В введении Стерлинг утверждал, что киберпанк описал новые культурные перспективы технологий среди потребителей в таком же объеме, как и авторы научной фантастики. Фактически, как написал Стерлинг, жанр представил «перекрывание миров, которые были формально отдельными: царство высоких технологий и андеграунда популярного модерна». В сентябре 1993 года журнал Wired объявил «чистый» киберпанк мертвым. Но в этом некрологе Пол Сафо, в дальнейшем научный сотрудник в Институте будущего в парке Менло, Калифорния, сравнил воздействие авторов киберпанка с битниками 1950-х, такими как Уильям Берроуз, Джек Керуак и другими, определяя их как предвестников массового движения. Так же как движение хиппи следовало за закрытием эры битников, Сафо предполагал, что некоторая форма андеграундного массового движения, которое можно назвать «технари», появится в будущем. Спустя десятилетия после его слов можно сказать, что с культурной точки зрения он был прав. После расцвета жанр киберпанка сохраняет силу, главным образом потому, что близкая, персональная технология, которую он предсказывал в ближайшем будущем в 1980-х, начала появляться в форме связанных с интернетом личных цифровых помощников, сотовых телефонов и т. д. У многих ученых это вызвает беспокойство, поскольку эти устройства безоценочно принимаются массами все в большей степени. Статья Билла Джоя в журнале «Wired» «Почему Будущее не нуждается в нас» не является беллетристской работой, а предназначена для предупреждения о воздействии биотехнологий, нанотехнологий, и других событий, которые были в фокусе киберпанка. Если бы целью статьи не была техносоциальная аналитика, она могла бы послужить схемой для следующего великого романа в жанре киберпанк.
Литература Bonner P. The Style that Defines Cyberpunk. September 30, 1995. URL: http: // project.cyberpunk.ru / idb / style_that_defines_cyberpunk.html (дата обращения: 17.09.2014). Gibson W. Count Zero. New York: Ace Books, 1986. Gibson W. Mona Lisa Overdrive. New York: Bantam Books, 1988. Gibson W.Neuromancer. New York: Ace Books, 1986. Gibson W.Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology / W. Gibson, G. Bear, P. Cadigan. New York: Ace Books, 1988. Jones S. Hyper-punk: Cyberpunk and Information Technology // Journal of Popular Culture. 1995. Vol. 28. № 6. P. 81-92. Möttönen S. About a Science Fiction Movement Called Cyberpunk // Nettiset Webzine. February 1997. URL: https: // www.jyu.fi / jyucomm / nettiset / ns001 / juttu010.html (дата обращения: 24.08.2014) Rucker R. Software. New York: Eos, 1982. Stephenson N. Snow Crash. New York: Bantam Books, 1992. Sterling B. Cyberpunk in the Nineties // Interzone: Science Fiction and Fantasy. 1998. Vol. 38. P. 39-41. Л. Макарова

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

М.В. ШАЙДУЛИНА. КИБЕРПАНК В ЯПОНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: СПЕЦИФИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ХУДОЖЕСТВ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология тела в контексте постгуманизма (на примере популярных сериалов жанра киберпанк)

Строева Олеся Витальевна
Статья посвящена философской проблеме взаимовлияния тела и сознания в контексте новейших разработок искусственного интеллекта, а также в соотношении с художественными образами, создаваемыми кинематографом в жанре киберпанк.
Читать PDF
445.97 кб

Массовые опросы как «Эпистемическая машина»: социология в стиле «Киберпанк»

Куракин Дмитрий
Работа посвящена проблематизации методологического мейнстрима современной социологии массовых опросов. В качестве теоретической платформы анализа выбрана социология техники.
Читать PDF
0.00 байт

“киберпанк” как феномен духовной жизни

Зезюлько Александр Викторович
Рассматривается феномен киберпанка, характерный для современной технизированной массовой культуры. Показана связь киберпанка с развитием кибернетики.
Читать PDF
0.00 байт

Кризис европейской культуры в произведениях киберпанка

Огарков Александр Николаевич
В течение XX в. кризис европейской культуры углубляется. Симптомы кризиса указаны в книге Освальда Шпенглера «Закат Европы». Техника и прогресс рассматриваются в ней как деструктивные и смертельные для культуры.