КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫКлассификация коммуникации

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

Найдено 1 определение:

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

выделение по определенному основанию различи. видов интервью. Существует множество К.и. Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выделить главные виды интервью. Степень формализованности интервью, степень свободы его участников представляют собой принципиальное основание классификации с т.зр. определения познавательных возможностей этого метода. Различают несколько видов интервью - от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса. Свободное интервью, т.н. клиническое, психоаналитическое, наибольшее применение нашло в психиатрии, откуда и берет начало. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение интервьюера (свободное интервью чаще всего проводят сами социологи). Данные свободного интервью с большим трудом поддаются математич. обработке. Поэтому оно не применяется при массовых опросах, а чаще всего используются при опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования перед проведением основного опроса, с целью ознакомления с ооъектом, уточнения методик, опросников. Глубинное интервью отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы, беседы, заранее задается определенный круг вопросов, На к-рые следует получить ответы. Стратегия бдения беседы, последовательность и формулировки вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. Глубинное интервью применяют для зондажа обществ. мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. Свободное и глубинное интервью различаются не столько по степени формальности, сколько по сферам их применения. Материалы глубинного интервью подвергают содержательному, качественному анализу. Фокусированное (направленное) интервью отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы "фокусируется", направляется на определенный, предварительно выбранный социологом фрагмент действительности: явление, ситуацию и т. п. Им может быть художественное произведение, кинофильм, театральная постановка. В фокусированном интервью опрашиваемые сначала знакомятся с объектом, к-рый становится предметом обсуждения во время интервью. Фокусированное интервью представляет еще одну степень в формализации процедур методики. Отличительной чертой его является предварительный анализ ситуации, в к-рую вовлекаются опрашиваемые. Обсуждение проводится по "горячим следам" с группой опрашиваемых, либо поодиночке. Интервью с открытыми вопросами проводится с применением плана, к-рый подготавливает заранее социолог. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы. Иногда при этом прибегают к помощи стенографии или магнитной записи. Интервью с открытыми вопросами применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных (пилотажных) исследованиях с целью апробации анкет, опросных материалов, разработки вариантов ответов на закрытые вопросы. Интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Фор-мализованность заключается гл.обр. в стандартизации плана интервью. Подготовленной социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов. Если в свободном или фокусированном интервью интервьюер является в определенной степени свободным исследователем, то здесь он лишь исполнитель-информатор. Поведение его строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью - наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим примером его является опрос при переписях населения. Социологи иногда используют термин "полустандартизованное интервью", имея в виду, что в опроснике имеются также и открытые вопросы. Приведенная К.и. построена по принципу возрастания степени формализации процедур и соответственно регламентированности поведения интервьюера. Нетрудно заметить, однако, что под формализованностью понимается в основном стандартизация плана интервью. Речь идет лишь о стандартизации формулировок и расположения вопросов. Между тем формализация процедуры интервью - это нечто большее. Полностью формализованным следует считать такое интервью, в к-ром стандартизован весь ход беседы, включая соц. и физич. окружение. Последнее оказывают немалое воздействие на качество получаемой информации. Следует дополнить приведенную классификацию следующими видами интервью по нарастающей формализации: стандартизированное интервью с фиксированными условиями физич. окружения, обстановки, при к-ром стандартизированы также условия места и времени проведения интервью (в домашней обстановке, на улице, на рабочем месте, в рабочее время, после работы, в будний или выходной день, утром, днем, вечером и т. п.); стандартизированное интервью с фиксированными условиями физич. и соц. окружения, при к-ром к вышеуказанному добавляется также требование соц. окружения процесса интервью (наличие третьих лиц во время опроса, их состав, степень близости к опрашиваемому и т. п.); полностью формализованное интервью, в к-ром к стандартизации физич. и соц. условий добавляется также требование стандартизации (насколько это возможно) взаимоотношений в системе "интервьюер - респондент". Последнее достигается путем использования специально подобранной и обученной группы интервьюеров. Определенная стандартизация отношений достигается также при машинном опросе, когда опрашиваемому задается вопрос на экране видеотерминала, а ответ вводится непосредственно в память машины через клавишную приставку. Существенным в К.и. на основании степени формальности процедур является обеспечение одинаковых условий интервью для всех опрашиваемых. В лит-ре имеются также К.и. по иным основаниям, позволяющим обрисовывать всевозможные виды интервью. В качестве основания классификации могут быть взяты различные признаки: количество одновременных участников (групповое или индивидуальное интервью); статус опрашиваемого (интервью с должностным лицом, экспертом, респондентом, с самим собой); цель исследования (разведывательное, контрольное, основное интервью); способ регистрации в блокноте, опросном на магнитной пленке; с ассистентом или и др. Лит.: Головина Л.И. Определение метода и классификация его видов//Вопросы теории и методов социологических исследований. М., 1974; Рабочая книга социолога. М., 1983; Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью. Г.А. Погосян.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ — 0

Найдено научныех статей по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ — 0

Найдено книг по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ — 0

Найдено презентаций по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ — 0

Найдено рефератов по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ — 0