КЛАССЫ ВОЗРАСТНЫЕ
КЛАССЫ ВОЗРАСТНЫЕ
англ. classes, age; нем. Altersklassen. 1. Система соц. стратификации в простых обществах, основанная на дифференциации возрастных групп, характеризующихся выполнением разных видов деятельности, разной степенью престижа и власти. Переход из одного возрастного класса в другой сопровождается различными обрядами. См. РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА, ИНИЦИАТИВА. 2. Распределение людей определенных возрастов по группам на основе выполнения ими сходных соц. или демогр. функций (возраст брачный, фертильный).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Возрастные классы
система институализированных (пожизненных) возрастных категорий, каждая из которых имела свои специфические права и обязанности; одна из форм половозрастной стратификации древнейших обществ (см. возрастная организация).
Чаще всего выделялось до 4-х В.к.: «дети» (дети и подростки), «юноши» (девушки), «взрослые» (зрелые люди), «старики» (старухи). Наибольшее значение придавали грани между первым и вторым В.к. Переход из первого В.к. во второй часто сопровождался длительными инициациями, которые подготавливали детей и подростков к жизни в качестве полноценных членов общины, рода, племени.
В.к. возникли на основе жёсткого половозрастного разделения труда и связанной с ним более или менее выраженной сегрегацией отдельных группировок. Обособленность могла приводить к появлению своего рода субкультур, различающихся одеждой, украшениями, предписанным поведением, некоторыми видами пищи, общественным престижем и т.п. Основные В.к. имели свои центры – места общения, часто общественные женские и мужские дома. Так, в Восточной Африке В.к. мужчин имели свои названия, предводителей и организацию. Уже при рождении мальчики зачислялись в такие объединения и все сообща через определённые интервалы времени переходили из одного В.к. в другой. Все переходы регулировались сложными обычаями, из-за которых в одном В.к. могли оказаться люди разных биологических (реальных) возрастов. Однако все они были одного социального (условного) возраста. В.к. существовали на протяжении всей первобытности, а их пережитки длительно сохранялись в классовых обществах Старого Света, в частности, в виде сверстнических объединений со своими ритуалами, совместными трапезами и т.д. в Дагестане, Средней Азии, на Кавказе.
В литературе В.к. нередко неправильно отождествляют с возрастными группами и возрастными степенями.
Чаще всего выделялось до 4-х В.к.: «дети» (дети и подростки), «юноши» (девушки), «взрослые» (зрелые люди), «старики» (старухи). Наибольшее значение придавали грани между первым и вторым В.к. Переход из первого В.к. во второй часто сопровождался длительными инициациями, которые подготавливали детей и подростков к жизни в качестве полноценных членов общины, рода, племени.
В.к. возникли на основе жёсткого половозрастного разделения труда и связанной с ним более или менее выраженной сегрегацией отдельных группировок. Обособленность могла приводить к появлению своего рода субкультур, различающихся одеждой, украшениями, предписанным поведением, некоторыми видами пищи, общественным престижем и т.п. Основные В.к. имели свои центры – места общения, часто общественные женские и мужские дома. Так, в Восточной Африке В.к. мужчин имели свои названия, предводителей и организацию. Уже при рождении мальчики зачислялись в такие объединения и все сообща через определённые интервалы времени переходили из одного В.к. в другой. Все переходы регулировались сложными обычаями, из-за которых в одном В.к. могли оказаться люди разных биологических (реальных) возрастов. Однако все они были одного социального (условного) возраста. В.к. существовали на протяжении всей первобытности, а их пережитки длительно сохранялись в классовых обществах Старого Света, в частности, в виде сверстнических объединений со своими ритуалами, совместными трапезами и т.д. в Дагестане, Средней Азии, на Кавказе.
В литературе В.к. нередко неправильно отождествляют с возрастными группами и возрастными степенями.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия