КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

когнитивная лингвистика
cognitive linguistics лат. cognitio ‘знание, познание’ + lingua ‘язык’. - лингвистическое направление, основным предметом изучения которого являются когниция (познание), когнитивная деятельность человека (включая его когнитивные способности) и языковая репрезентация. Причиной обращения к новой лингвистической парадигме является тезис о том, что язык не является просто системой значений, а представляет собой средство «передачи мысли и как таковой выступает главным образом в виде своеобразной “упаковки”» (В.И. Герасимов, В.В. Петров, 1988). Проблема соотношения языка и культуры основывается на постулате принадлежности знаковым системам, т.е. язык и культура автономны, но в то же время они соотнесены с мышлением и именно через эту опосредованную связь соединены друг с другом. Основной акцент делается на обыденном (энциклопедическом) знании мира. Установочно-познавательные принципы когнитивной лингвистики: 1) экспансионизм (выход за пределы «чистой» лингвистики и обращение к исследовательскому аппарату и фактам других наук — психологии, антропологии, нейрологии и др.); 2) антропоцентризм (изучение человека, его роли в диаде «язык и человек»); 3) функционализм (учет всех функций языка); 4) экпланаторность (когнитивное объяснение языковых явлений и механизмов усвоения языка, ответ на вопрос «Почему?»). Дает возможность объяснить многие факторы межъязыковой и межкультурной коммуникации. Возникла в 1989 г. в Дуйсбурге (Германия), где новое направление, выделившееся из когнитивной науки, было официально признано участниками дуйсбургского симпозиума.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой. Возникла параллельно с когнитологией, т.е. в первой половине 70-х гг. В русских переводах впервые об этом направлении узнали в 1975 г., когда термин «когнитивная грамматика» был представлен в названии статьи [Lakoff, Thompson 1975]: Introducing cognitive grammar. В 1985 г. когнитивная грамматика была представлена в обзоре [Герасимов 1985]: Герасимов В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные лингвистические теории. – М., 1985. Тогда же вышло английское издание книги Ж. Фоконье: Fauconnier G. Mental spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge (Mass.; L., 1985), «погрузившего» в когнитивную среду традиционную логико-прагматическую проблематику. В 1987 г. появился первый том «Оснований когнитивной грамматики» Р. Лангакера, второй том – в 1991 г. С 1990 г. начал издаваться журнал «Когнитивная лингвистика» («Cognitivo linguistics»). А это уже означает институционализацию дисциплины. Немаловажную роль сыграли статьи Л. Талми, Ч. Филлмора, У. Чейфа. В практике современного языкознания употребляются выражения «когнитивные методы», «методы когнитивной лингвистики», однако когнитивная грамматика может претендовать на методологический переворот лишь при весьма снисходительном отношении к тому, что есть методология вообще. В плане методов исследования когнитивная грамматика опирается на интроспекцию и суждения информанта (или самого исследователя) относительно приемлемости / неприемлемости тех или иных языковых форм. В когнитивной грамматике не столько вводится новый инструментарий, сколько снимается запрет на введение и рассмотрение неких новых модельных конструктов. В качестве модельных конструктов здесь выступают когнитивные структуры и процессы: фрейм (М. Минский), идеализированная модель (Дж. Лакофф), ментальное пространство (Ж. Фоконье), 2?-мерный набросок (Р. Джакендофф); семантико-грамматические суперкатегории наподобие конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания, «цепции» и т.п. (Л. Талми); комплексные многоаспектные языковые конструкции (Ч. Филлмор, П. Кэй); когнитивные операции типа правил концептуального вывода (Шенк 1980); особый уровень изучения интеллектуальных систем, отличного от символьного «уровня знаний» (Ньюэлл 1982). Индивидуальные исследовательские программы далеко не тождественны. По крайней мере один метод в когнитивной грамматике безусловно сложился – это метафорический анализ (Дж. Лакофф, М. Джонсон, 1987). Метафора здесь постулируется в роли фундаментальной когнитивной операции, обеспечивающей перенос образных схем из одной концептуальной схемы в другую. Сведе?ние разнообразных семантических отношений к достаточно элементарным схемам при помощи метафоры представляет собой весьма продуктивное, захватывающее и вполне респектабельное занятие. Объяснение лингвистических феноменов при помощи методов когнитивной грамматики представляется вполне продуктивным и глубоко традиционным, напоминающим лингвистический психологизм конца XIX в.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
378.11 кб

О противоречивости методологических оснований когнитивной лингвистики

Режабек Евгений Ярославович
Статья посвящена анализу методологических оснований когнитивной лингвистики, как они представлены в "новой эпистемологии автопойезиса", с позиций которой написан сборник "Язык и познание.
Читать PDF
124.02 кб

Юридическая дефиниция в аспекте логики, семиотики и когнитивной лингвистики

Ильин Юрий Васильевич
Читать PDF
207.19 кб

О междисциплинарной исследовательской инициативе, объединившей педагогику и когнитивную лингвистику,

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования.
Читать PDF
186.38 кб

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования.
Читать PDF
836.79 кб

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом стратегии развития образования Российской академии образования.