КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Коммуникация организационная
коммуникация как внутри организации между ее группами, составляющими подразделениями (процесс распространения информации через общедоминирующий центр и межгрупповые связи), так и вне организационная коммуникация (коммуникация с внешней средой). Преимущественно представляет функциональные процессы в больших интегрированных сетях, возникающих в процессе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ
процесс передачи и  обмена информацией в ходе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях (1). О.к. дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, к-рые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной соц. организации. О. к. явл. важным фактором успешного функционирования организации.
Лит: 1) Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 1998; 2) Пригожий А.Н. Современная социология организации. М., 1995; 3)  Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
процесс передачи и обмена информацией в ходе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях. К.о. дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, к-рые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации. О.к. является важным фактором успешного функционирования организации. Тип К.о. определяется структурой организации, к-рая формирует коммуникационные потоки в ней, то есть движения сообщений по различным каналам, между различными подразделениями и работниками этой организации: вертикальные коммуникационные потоки идут от администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюз, собрание «трудового коллектива»); горизонтальные коммуникационные потоки - между равными по рангу членами организации (производственная коммуникация, обмен мнениями, собрание, перекур, беседа в баре после работы); внешние коммуникационные потоки - это любые сообщения, связанные с пересечением условной границы организации (реклама и корпоративная реклама, статьи, интервью, выставки, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, кризисная коммуникация). Организация коммуникации (связи) - важнейшая задача управления. По Барнарду, в организации должны соблюдаться следующие требования коммуникации: каналы коммуникации должны быть точно определены и хорошо известны всем членам организации; каждое лицо в организации должно быть охвачено формальными связями в виде субординации с другими лицами; линия связи (коммуникации) должна быть по возможности прямой и короткой (тем меньше сбоев в организации); коммуникативная связь должна использоваться целиком; компетенция лиц, образующих «коммуникативные центры», должна быть адекватной, однако при сложной организации это труднодостижимо, отсюда необходимо широко использовать помощь консультантов, экспертов, референтов, помощников и т. д.; недопустимо прерывать коммуникацию, что непременно скажется на качестве управления и организации; каждое сообщение, передаваемое по коммуникативным каналам, должно быть аутентичным.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
1) все многообразие информационно-коммуникационных взаимодействий организации, которые условно можно разделить на два типа - коммуникация внутри организации и коммуникация организации с ее внешней средой; 2) сравнительно молодая наука, предмет которой в узком смысле - взаимовлияние структуры организации и ее коммуникационных потоков, в широком смысле - коммуникационные потребности организации.
К.О. характеризуется двумя основными параметрами: направлением коммуникационных потоков и официальным/неофициальным статусом основных каналов передачи информации . Что касается такой характеристики, как направление, то горизонтальные потоки информации в организации имеют место чаще, чем вертикальные, и обмен информацией в них менее подвержен искажениям. Вертикальные потоки могут двигаться в нисходящем направлении - так передается информация по уровням формальной структуры от высшего руководителя до рядовых работников, и в восходящем направлении - используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью проинформировать о результатах работы и текущих проблемах. В последнем случае возникает специфическая проблема искажения информации вертикальным каналом, передающим информацию снизу вверх, связанная с тем, что система организационной коммуникации склонна искажать информацию в направлении, увеличивающем вероятность получения работниками вознаграждения и уменьшающем вероятность получения наказания. Поэтому, чтобы информация, идущая снизу вверх по формальной иерархии , была точна и надежна, в организации должны существовать специальные каналы и механизмы, поощряющую обратную связь, от корпоративных "горячих линий" до непосредственного инспектирования высшими руководителями состояния дел на производственном уровне.
По своему статусу коммуникационные каналы делятся на формальные и неформальные.
Формальная коммуникация служит для передачи сообщений, признанных в организации в качестве официальных. Эти сообщения чаще всего носят письменную форму и передаются по вертикальным каналам. Неформальная коммуникация возникает в организации спонтанно, не контролируется руководителями и во многом порождается индивидуальными интересами. По сравнению с формальной, для неформальной коммуникации характерны относительно высокая скорость распространения информации и относительно высокий риск ее искажения. Формальные и неформальные каналы коммуникации в организации взаимозаменяемы и дополняют друг друга. Чем более обязательны и чем строже контролируются формальные каналы, тем интенсивней развиваются каналы неформальные.
Эффективность коммуникационных каналов организации определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по этим каналам. Любые отклонения от заданных организацией параметров скорости и адекватности называются информационной дисфункцией. Информационная дисфункция в организации заключается в искажении информации, потери информации, а также в производстве значительного количества избыточной информации, причем борьба с каким-то одним ее проявлением приводит к гиперпроявлению другого (например, меры по предотвращению потерь информации через ее дублирование тут же приводят к возрастанию избыточной информации).
Возможно ли преодоление информационной дисфункции? Положительный ответ на этот вопрос дает теория управления, утверждающая, что должен существовать определенный оптимум информации, необходимый для управления системами разной сложности. Об этом гласит сформулированный американским ученым У.Р. Эшби закон необходимого разнообразия: разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает необходимым разнообразием. Отсюда следует: чтобы управлять, нужно располагать необходимым разнообразием (структурой) информации. Иными словами, системой со сложной структурой нельзя эффективно управлять, располагая простой информацией. Так как современная организация безусловно является сложной системой, то и управление ею предполагает использование сложной как по содержанию, так и по форме организации информации. К основным способам преодоления информационной дисфункции в современной организации относятся: действие самой организационной структуры; устранение посредников в потоках информации; развитие коммуникативной компетенции персонала; комплекс мер, учитывающих специфику передачи сложной устной и письменной информации, и др.
И.В. Сидорская

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.45 мб

Современные коммуникации: организационный подход

Конушкина А.О., Федорова А.В.
Читать PDF
136.12 кб

Системный подход к анализу организационных коммуникаций

Вишневецкий Евгений Германович
В статье дается теоретическое обоснование формальных и неформальных коммуникаций.
Читать PDF
341.75 кб

Консультирование по стратегической организационной коммуникации

Иванов Михаил Аркадьевич
В статье излагается опыт консультирования первых лиц крупных и средних коммерческих компаний по стратегическим коммуникациям.
Читать PDF
130.45 кб

Функциональный подход в исследованиио организационных коммуникаций

Кривокора Е. И.
Читать PDF
251.88 кб

Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия

Баландина Т.М.
В статье исследованы концепции социальных коммуникаций, парадигмы организационной культуры, интегрируется теоретический контекст взаимозависимости развития социальных коммуникаций и организационной культуры на современном предприя
Читать PDF
698.09 кб

Рефлексивные коммуникации и риски в контексте процессов организационного управления

Федорова Анна Валерьевна, Отнюкова Маринэ Сельбертовна
Рассматриваются рефлексивные коммуникации в ситуации социально-экономического и политического кризиса. Анализируются противоречия организационно-управленческой сферы, предъявляющие новые требования к эффективным коммуникациям.
Читать PDF
159.43 кб

Управление кризисными организационными коммуникациями: теоретические основания изучения

Голуб Ольга Юрьевна
В статье дается определение кризиса с точки зрения теории коммуникации, раскрываются его основные характеристики, рассматриваются методологические подходы к изучению кризисных коммуникаций: системный, информационный, теория игр, с
Читать PDF
676.00 кб

Организационные модели корпоративного обучения межкультурной и межъязыковой коммуникации

Алямкина Екатерина Анатольевна, Христозова Галя
В статье исследуются основные организационные модели корпоративного обучения иностранному языку как средства формирования готовности персонала к вступлению в межкультурную и межъязыковую коммуникацию в современном открытом професс
Читать PDF
182.40 кб

Социальная регуляция организационных коммуникаций в контексте теории автопоэзиса Н. Лумана

Вишневецкий Евгений Германович
В статье на основе анализа теории автопоэзиса Н. Лумана описаны теоретические и практические аспекты социальной регуляции коммуникаций в конкретной организации.
Читать PDF
309.05 кб

Перспективные направления совершенствования организационных коммуникаций в управлении многопрофильны

М.И. Ликстанов, А.В. Бреусов
В статье рассматриваются современные понятия коммуникативной политики крупной многопрофильной больницы.
Читать PDF
1.51 мб

Организационно-методические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в об

Буцык Сергей Владимирович
Статья посвящена актуальным проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов сферы искусств.
Читать PDF
272.93 кб

Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных техноло

Босова Л. Л.
Читать PDF
1.78 мб

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Ризоев Эхсонхон Саидович
Рассматривается вопрос о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении высшей математике в вузах.