Коммуникативная ситуация
коммуникативная ситуация
communicative situation. - набор обстоятельств, соотносимых с культурой коммуникантов и диктующих участникам коммуникации определенный стиль речевого поведения. Структура коммуникативной ситуации включает следующие постоянные категории: 1) участники (адресант говорящий, адресат слушающий); 2) время; 3) место общения; 4) событие / факт; 5) отношения между адресантом и адресатом; 6) тональность общения (официальная — нейтральная — дружеская); 7) цель; 8) средство общения (язык, паралингвистические и невербальные средства и др.; 9) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный). тж. прагматическая, поведенческая ситуация, ситуационная модель, ситуация побуждения. См. ситуация интерактивная.
Коммуникативная ситуация
система взаимодействующих факторов (реальных или воображаемых), побуждающих ее участников к общению и определяющих их речевое поведение. Как справедливо отмечает один молодежный журнал, «... наша речь, как одежда и макияж, должна соответствовать ситуации, в которой мы оказываемся, и людям, к которым она обращена» (Штучка. 2001. № 5. С. 46). Коммуникативная ситуация состоит из следующих компонентов: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная - нейтральная - дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема - диалект, стиль, а также параязыковые средства - жесты, мимика); 7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный); 8) место общения. Эти компоненты суть ситуативные переменные.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Коммуникативная ситуация
(лат. communicatio - общение, сообщение, связь) - ситуация общения двух и более людей. КС состоит из следующих компонентов: 1) говорящий (адресант), 2) слушающий (адресат), 3) отношения между говорящим и слушающим, 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская), 5)цель общения, 6) средство общения (язык или его подсистема - диалект, социолект, стиль), а также параязыковые средства - жесты, мимика, движения, поза, расстояние между собеседниками, 7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный), 8) место общения. Изменение любого из компонентов (ситуативных переменных) ведет к изменению КС, к изменению, варьированию средств, используемых участниками ситуации, к изменению их коммуникативного поведения в целом. Ср.: коммуникация, коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, социолингвистическая компетенция. Комушкативна ситуащя. Communicative situation. Communiction.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013
Коммуникативная ситуация (Речевая ситуация)
1. Структурная организация определенной ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема: диалект, стиль, а также параязыковые средства - жесты, мимика; 7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный); 8) место общения. Изменение каждого из параметров ведет к изменению К.с. 2. Синхронное состояние коммуникации в той или иной национальнотерриториальной общности. К.с. характеризуется: 1) общим объемом коммуникативного пространства; 2) количеством и типом составляющих это пространство коммуникативных сфер; 3) особенностями коммуникативных процессов в них.
-языковая ситуация
См. также: Языковая ситуация
-языковая ситуация
См. также: Языковая ситуация