КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компетентность
(от лат. competens – соответствующий). 1. Область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. 2. Знания, опыт в той или иной области.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
competence) (особенно в этнометодоло-гии и по аналогии с лингвистической компетентностью — см. Компетентность и эффективность) — фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными акторами, являющимися "квалифицированными" участниками ("членами") социальных контекстов.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; одно из общих правил коммуникационной политики фирмы (специалисты и обслуживающий персонал внутрифирменных служб по связям с общественностью должны быть достаточно компетентны для понимания сущности, правильного и эффективного решения стоящих перед ними задач и проблем).
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Компетентность
это: 1) соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; 2) наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; 3) умение работника практически действовать, делать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д. В более специальном смысле – это владение методами эмпирического (научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, экстраполяция), теоретического (идеализация, формализация, математическое моделирование) и метатеоретического (рефлексия) познания.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1) углубленное знание;
2) состояние адекватного выполнения задания;
3) способность к актуальному выполнению деятельности. В научной литературе компетентность определяется как: определенное психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно; способность и умения выполнять определенные трудовые функции; наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей профессиональной подготовки; профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнения задач и обязанностей повседневной деятельности; потенциальная готовность разрешать задачи «со знанием дела». Компетентность можно определить и как уровень достижений индивида в сфере определенной компетенции. Под компетенцией понимают область деятельности, которая имеет значение для эффективной работы учреждения (организации, предприятия и др.) в общем, где индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, способности и профессионально важное качества. Компетенция – это область ответственности и определенных полномочий. В терминах текстологии «компетенцию» интерпретируют как название шкалы, а «компетентность» - как уровень на шкале. Потому достаточно часто встречаются определения компетентности по принадлежности к сферам проявления (коммуникативная, эмоциональная), уровню осознания (осознанная, неосознанная), функциям (родительская, материнская, преподавательская, управленческая и др.). К специфическим сферам компетенции социального работника относят: удовлетворение потребностей в полноценном развитии ребенка и стабилизации отношений в его семье; представительство интересов клиентов; работа в команде и др. Компетентность социального работника рассматривают с точки зрения такого феномена як «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность». В сфере социальной работы компетентность рассматривают как знания и навыки, необходимые для выполнения специфической роли специалиста в рамках организации или учреждения, которые направлены на выполнение им своей миссии. Различают методологический, информационный, коммуникативный, социальный и культурологический уровни компетентности социального работника. Фактически компетентность социального работника реализуется с ориентацией на клиента, его потребности, интересы, особенности возраста и др. Компетентность специалиста по социальной работе формируется не только благодаря полученным знаниям и апробированным навыкам и умениям, а и на основе личной позиции специалиста, анализа своего опыта на уровне теории, понимания различных подходов к социальной ситуации и выбору методов, теоретического осмысления опыта на уровне структурированных, обобщенных знаний, которые становятся способом деятельности, - механизм саморазвития, основой которого является самообразования. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и ориентировано на: потребности личности, общества, государства; расширение образовательного пространства; вариативность подготовки специалистов социальной сферы; научно-методическое обеспечение профессиональноличностного становления социального работника на различных этапах его жизненного пути. Приобретение жизненно важных компетентностей считается во многих образовательных системах одним из приоритетных направлений подготовки специалистов. Среди основных компетентностей социального работника определяют: социальные компетентности, связанные с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, коммуникативные навыки и навыки взаимопонимания, умение функционировать в социально гетерогенных группах; активное участие в жизни сообщества, умения определять личные роли в обществе и др.); мотивационные компетентности, связанные с интересами, индивидуальным выбором личности (навыки адаптироваться и быть мобильным; желание изменить жизнь на лучшее; умения делать собственный выбор и устанавливать личные цели и др.); функциональные компетентности, связанные с умениями оперировать знаниями и фактическим материалом (способность эффективно использовать речь и символы, знания и информационную грамотность в разных ситуациях). Социальную компетентность будущего социального работника можно рассматривать и как цель и как итог гармоничного триединства (обучение, воспитание и социализация) учебно-воспитательного процесса высшей школы, которые состоят в целенаправленной передаче молодому человеку социального опыта науки, искусства общественной жизни – общественных представлений, идеалов, норм, стандартов поведения, жизненных мотиваций, формирования готовности к осуществлению жизненно необходимой совокупности общественных отношений, межличностных взаимоотношений, социальных ролей.
2) состояние адекватного выполнения задания;
3) способность к актуальному выполнению деятельности. В научной литературе компетентность определяется как: определенное психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно; способность и умения выполнять определенные трудовые функции; наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей профессиональной подготовки; профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнения задач и обязанностей повседневной деятельности; потенциальная готовность разрешать задачи «со знанием дела». Компетентность можно определить и как уровень достижений индивида в сфере определенной компетенции. Под компетенцией понимают область деятельности, которая имеет значение для эффективной работы учреждения (организации, предприятия и др.) в общем, где индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, способности и профессионально важное качества. Компетенция – это область ответственности и определенных полномочий. В терминах текстологии «компетенцию» интерпретируют как название шкалы, а «компетентность» - как уровень на шкале. Потому достаточно часто встречаются определения компетентности по принадлежности к сферам проявления (коммуникативная, эмоциональная), уровню осознания (осознанная, неосознанная), функциям (родительская, материнская, преподавательская, управленческая и др.). К специфическим сферам компетенции социального работника относят: удовлетворение потребностей в полноценном развитии ребенка и стабилизации отношений в его семье; представительство интересов клиентов; работа в команде и др. Компетентность социального работника рассматривают с точки зрения такого феномена як «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность». В сфере социальной работы компетентность рассматривают как знания и навыки, необходимые для выполнения специфической роли специалиста в рамках организации или учреждения, которые направлены на выполнение им своей миссии. Различают методологический, информационный, коммуникативный, социальный и культурологический уровни компетентности социального работника. Фактически компетентность социального работника реализуется с ориентацией на клиента, его потребности, интересы, особенности возраста и др. Компетентность специалиста по социальной работе формируется не только благодаря полученным знаниям и апробированным навыкам и умениям, а и на основе личной позиции специалиста, анализа своего опыта на уровне теории, понимания различных подходов к социальной ситуации и выбору методов, теоретического осмысления опыта на уровне структурированных, обобщенных знаний, которые становятся способом деятельности, - механизм саморазвития, основой которого является самообразования. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и ориентировано на: потребности личности, общества, государства; расширение образовательного пространства; вариативность подготовки специалистов социальной сферы; научно-методическое обеспечение профессиональноличностного становления социального работника на различных этапах его жизненного пути. Приобретение жизненно важных компетентностей считается во многих образовательных системах одним из приоритетных направлений подготовки специалистов. Среди основных компетентностей социального работника определяют: социальные компетентности, связанные с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, коммуникативные навыки и навыки взаимопонимания, умение функционировать в социально гетерогенных группах; активное участие в жизни сообщества, умения определять личные роли в обществе и др.); мотивационные компетентности, связанные с интересами, индивидуальным выбором личности (навыки адаптироваться и быть мобильным; желание изменить жизнь на лучшее; умения делать собственный выбор и устанавливать личные цели и др.); функциональные компетентности, связанные с умениями оперировать знаниями и фактическим материалом (способность эффективно использовать речь и символы, знания и информационную грамотность в разных ситуациях). Социальную компетентность будущего социального работника можно рассматривать и как цель и как итог гармоничного триединства (обучение, воспитание и социализация) учебно-воспитательного процесса высшей школы, которые состоят в целенаправленной передаче молодому человеку социального опыта науки, искусства общественной жизни – общественных представлений, идеалов, норм, стандартов поведения, жизненных мотиваций, формирования готовности к осуществлению жизненно необходимой совокупности общественных отношений, межличностных взаимоотношений, социальных ролей.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)