Композиция

Найдено 1 определение
Композиция
от лат. compositio – составление, сочинение). 1). Определенное построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и назначением и во многом определяет восприятие. Композиция есть важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. В литературе и в журналистике под композицией обычно понимаются организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. Композиция включает: расстановку и соотнесенность характеров (композиция как «система образов»), событий и поступков (композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная композиция), подробностей обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей). Приемы и способы композиции разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, – временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, композиция включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (например, «структура художественного произведения»). Представляя собой «...бесконечный лабиринт сцеплений...» (Л. Н. Толстой), композиция завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. В одном из исследований по теории литературы есть такое определение: «Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли... Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее похожа; ее цель – расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи». В изобразительных искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. Композиция изображения (в том числе фото, кино, видео) представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы композиции разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). В истории изобразительных искусств большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве эпохи Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жестких канонических схем к свободным композиционным приемам. Так, в искусстве XIX–XX вв. большую роль играло стремление художников к свободной композиции, отвечающей индивидуальным творческим наклонностям.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
247.14 кб

Историческое сознание российской молодежи: поиск жизненных ориентиров и институциональная композиция

Столяренко Людмила Дмитриевна, Фролов Владимир Александрович
В статье анализируются факторы, которые детерминируют формирование исторического сознания российской молодежи, влияние ценностно-нормативных моделей (эклектической, традиционалистской, либеральной, консенсусной) на понимание истор
Читать PDF
221.48 кб

Введение к научной статье на английском языке: структура и композиция

Попова Наталья Геннадьевна
Статья посвящена проблемам написания введения к экспериментальной статье естественнонаучного профиля в формате IMRAD на английском языке.
Читать PDF
279.33 кб

Типология постмодернистских теорий в социологии: критерии, общая композиция и описание типов

Чудова Ирина Александровна
Несмотря на значительную известность и распространенность понятия постмодернизма в социологии, его место и роль в социологической науке, в том числе в социологической теории, неочевидна.
Читать PDF
212.26 кб

Архитектурно-пространственная композиция городского пространства как средство инкультурации

Гацук Сергей Юрьевич
В статье рассматриваются вопросы влияния архитектурно-ландшафтных и иных форм воздействия на человека как участника процесса инкультурации. Показана роль символов городской застройки.
Читать PDF
5.34 мб

Трехчастная композиция архаического типа в оформлении русского народного текстиля

Кортович Андрей Владимирович
В статье рассмотрен вопрос происхождения, каноничности и вариативности трехчастной композиции архаического типа.
Читать PDF
313.60 кб

Рентгеноконтрастная композиция для исследования пищевода

Булынин В. В., Смольянов В. В.
Рентгеноконтрастные средства широко используются в хирургии желудочно-кишечного тракта для обнаружения дефектов наполнения, перфораций, несостоятельности операционных швов.
Читать PDF
227.90 кб

Полиуретановая композиция медицинского назначения. Сообщение 1

Туманова Ю. В., Зенитова Л. А.
В данной статье приведены результаты исследований полиуретановой композиции, на основе которой возможно получение полимерного материала, предназначенного для жесткой или функциональной иммобилизации травмированных конечностей
Читать PDF
512.65 кб

Фармацевтическая композиция для профилактики пролиферативной клеточной реакции «Митомицин-О»

Руссков К. Н., Золотарев А. В., Милюдин Е. С.
Разработана фармацевтическая композиция «Митомицин-О» для профилактики пролиферативной клеточной реакции в офтальмологии.
Читать PDF
293.32 кб

Полиуретановая композиция медицинского назначения. Сообщение 2

Долгополова Т. В., Туманова Ю. В., Зенитова Л. А.
В данной статье рассмотрен механизм процесса отверждения полиуретановой композиции, а также оптимальные условия ее получения.
Читать PDF
0.00 байт

Антимикробная биодеградируемая композиция на основе высокомолекулярного поливинилпирролидона для про

Афиногенов Г. Е., Тихилов P. M., Афиногенова А. Г., Богданова Т. Я., Краснова М. В., Козлов И. В., Даровская Е. Н., Анисимова Л. О., Лебедева И. К., Петрова Т. М.
В эксперименте на кроликах породы шиншилла оценивали эффективность использования антимикробной композиции амикацина с диоксидином и поливинилпирролидоном в качестве биодетрадируемото иммобилизирующето агента для профилактики после
Читать PDF
5.94 мб

Композиция, состоящая из лейцина и цинка сульфата, уменьшает нарушения функции печени, вызванные вве

Шейбак В. М., Смирнов В. Ю., Кравчук Р. И., Горецкая М. В.
Композиция, состоящая из лейцина и цинка сульфата в дозах 100 и 25 мг/кг массы, соответственно, облада­ет гепатопротекторным действием, препятствуя нарушениям ультраструктуры ткани печени и нарушениям в метаболизме свободных амино
Читать PDF
203.98 кб

Композиция деревьев решений для распознавания степени тяжести хронической обструктивной болезни легк

Омирова Наргиз Идаят Кызы, Палей Марина Николаевна, Евсюкова Елена Владимировна, Тишков Артем Валерьевич
Цель: наиболее важным вариантом диагностики степени тяжести одного из самых распространенных бронхолегочных заболеваний - хронической обструктивной болезни легких - является спирометрия.
Читать PDF
0.00 байт

Композиция химических элементов в ротовой жидкости

Шабалин Владимир Николаевич, Разумова Светлана Николаевна, Уварова Дарья Сергеевна, Булгаков В. С.
Методом рентгеноспектрального микроанализа изучено распределение химических элементов в фациях ротовой жидкости пациентов с санированной полостью рта в пяти возрастных группах.
Читать PDF
226.63 кб

Композиция кремнийорганического глицерогидрогеля и диклофенак-натрия, как метод выбора купирования в

Григорьев С. С.
Читать PDF
122.04 кб

Композиция и способ получения липосомальной формы паклитаксела

Бушмакина И.М., Мартынова М.А., Шуканова Н.А., Карпович А.И., Молчан М.М.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Композиция кадра

    продуманный отбор деталей и предметов, такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет максимально выразить основную мысль создателей передачи, помочь зрителю связать данное изображение
  • Композиция группы

    сочетание ее элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа ее восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определ
  • Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

     1) в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности; 2) каждая материал