КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

компьютеризация
Computerization Процесс развития и внедрения ИКТ, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
от лат. computare - считать, вычислять) - англ. computerization; computering; нем. Computerisierung. 1. Элемент современной научно-техн. революции, все более широкое применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, вызывающее качественные изменения в содержании (характере и условиях) труда, управлении, обучении и т. д. 2. Использование, регулирование и контроль ч.-л. с помощью компьютеров; оснащение компьютерами.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине ХХ века с началом научно-технической революции и ознаменовал собой наступление эры информатизации.
Компьютер из устройства, выполняющего одну функцию –вычисления или обработки данных, превратился в уникальное полифункциональное средство общения. К., по мнению ученых, поддерживающих и развивающих эту теорию (Д. Белл, О. Тоффлер и др.), затрагивает все области жизни индивида и общества в целом. С их точки зрения, К. создает экологически чистое, гармоничное, гуманизированное общество знания, не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной деятельности человека.
Вместо ценностей производства и потребления техника новых поколений, или, по выражению О. Тоффлера, техника «третьей волны» выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования. Конкретные предвосхищения этого нового общества ученые видят в развитии безбумажных технологий (в сфере делопроизводства, банковских, почтовых услуг и др.), в децентрализации производства, в новых условиях для интеллектуального труда, образования, досуга (доступе к банкам данных, компьютерном чтении литературы, редактировании и тиражировании рукописей), здравоохранении (компьютерные диагностические центры).
Развитие процесса К. обусловлено обострившимся противоречием между возрастающим в геометрической прогрессии объемом информации, которую современный человек вынужден воспринимать, обрабатывать и использовать на новом витке научно-технического прогресса, и отсутствием необходимых средств (как внешних технических, так и внутренних мыслительных) для решения подобных задач. Стремясь разрешить это противоречие, человек изобрел электронно-вычислительную машину (ЭВМ), которая за с небольшим лет «завоевала» весь мир.
По меткому выражению известного специалиста в области менеджмента Ли Якокки, если бы автомобильная промышленность развивалась такими же темпами, как компьютерная, можно было бы сегодня купить роллс-ройс за два с половиной доллара и проехать миллион миль на одном галлоне бензина. Эти слова –подтверждение того, насколько стремительно разворачивается в мире процесс К. В 1975 г. на всей планете было только 300 тыс. компьютеров. В настоящее время их еженедельно производится в 2 раза больше, или 2 машины в секунду. Огромный парк ЭВМ, среди которых все большее место занимают персональные компьютеры (ПК), создал предпосылки наступления новой эры Internet .. Триллион байт информации, равный 60 млн машинописных страниц, размещается в Internet ежемесячно. Дальнейшее развитие компьютерных технологий является одним из наиболее важных факторов общественной жизни в XXI веке; человечество находится на пороге создания связанного одной информационной сетью мирового сообщества.
Лит.: Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986; Toffler O. The Third Wave. –N. Y., 1980; Nora S., Minc A. The Computerization of Society. –Camb. (Mass.), L., 1980. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк

Источник: Экономико-социологический словарь.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
процесс широкого внедрения компьютерной техники в социальную жизнь индустриально развитых стран, начавшийся с конца 70-х гг. 20 в. Можно выделить три направления концептуального осмысления социального содержания этого процесса, отраженные в лит-ре с различ. степенью полноты учеными разных специальностей (социологами, юристами, компьютерщиками, профессиональными политиками и др.): концепции «компьютерной революции»; восприятие К. как средства преодоления последствий эпохи индустриального об-ва; исследования риска К. Рассуждения о революционизирующем потенциале компьютерной техники четвертого и в основном пятого, будущего, поколений строятся на основе анализа кач. изменений, происшедших на рубеже 70—80-х гг. внутри этой технологии и в технологии коммуникаций: миниатюризация, переход на микропроцессорные схемы (что привело к резкому увеличению скорости производимых операций), промышленный выпуск типовых блоков, программ, данных, терминалов (что в свою очередь привело к их значит, удешевлению), унификация трансляторов (следствием чего стало упрощение перевода задания на машинный язык).
Кроме того, появились новые коммуникативные средства связи (стекловолокно), и развилась спутниковая ретрансляция. Эти технологические инновации сделали возможным появление синтетических информационно-коммуникативных устройств. Распространение и развитие таких устройств, объединяющих компьютер, книгу, кабельную и спутниковую связь и различ. виды терминалов, получило название телематики или К. Компьютер из устройства, выполняющего одну функцию — вычисления или обработки данных (отсюда первоначальное тождество компьютера и калькулятора), превратился в уникальное полифункциональное средство общения. Первое направление интерпретации этих достижений научно-технического прогресса вполне соответствует духу техницизма: К. по мн. его представителей (Дж. Мартин, Белл, Тоффлер, С. Нора, Понятовский и мн. др.), затрагивает все области жизни индивида и об-ва в целом. Ее воздействие на об-во гораздо глубже, чем было в свое время воздействие электрификации и строительства железных дорог, к-рые сформировали ныне устаревшую эпоху индустриального об-ва. С их т. зр., К. создаст экологически чистое, гармоническое, гуманизированное об-во знания (Постиндустриальное общество), информационное, программированное и т. п. [1], не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной деятельности человека.
Вместо ценностей производства-потребления техника нового поколения, или, по выражению Тоффлера, техника «третьей волны», выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования. Конкретные предвосхищения этого нового об-ва ученые видят в развитии безбумажных технологий (в сфере делопроизводства, банковских, почтовых услуг и проч.); в децентрализации производства; в К. быта, к-рая создает новые условия для интеллектуального труда, образования, досуга (доступ к информации национальных банков данных; компьютерное чтение лит-ры, редактирование и размножение рукописей; неограниченный выбор развлекательных программ, игр и др.); в новшествах обществ, здравоохранения (компьютерные диагностические центры и др.). В отличие от техницистских теорий развития (Детерминизм технологический), второе направление, компьютерная футурология, как правило, этизирует, очеловечивает новейшую информационную технику.
Нек-рые исследователи (С. Нора, Г. Саймон, Дж. Сандерс и др.) отходят от постулата техницистско-технократической идеологии об «этической нейтральности» техники. Напротив, любая новая технология, по их мн., приносит с собой столько же нравственных и социальных проблем, сколько технических и производственных (Неотехнократизм). В связи с этим все большее признание получает концепция независимой оценки нововведений с т. зр. интересов личности, об-ва, сохранения природы и проч. Компьютерные системы рассматриваются как первейшее средство экспертизы, необходимой для управления тотальным технологическим риском (Риск технологический).
Иными словами, совр. неотехницисты свои гуманистические расчеты ответственного выбора новых технологий опять-таки доверяют технике. Третье направление, к-рое по своему характеру можно назвать критико-аналитическим, в осмыслении социального содержания К- не разделяет оптимизма первых двух. Его представители утверждают, что эта сложнейшая технология сама явл. источником риска. Во-первых, с появлением крупных компьютерных систем (типа банковских или почтовых) в 70-е гг. появился новый тип преступности — компьютерный [2] : от озорства и мелкого хулиганства до хищений в особо крупных размерах (Дж. Ван-Дьюн, О. Биквей).
Централизация информации» узость круга создателей (т. наз. архитекторов) компьютерных систем и управляющих последними порождает угрозу создания сверхбюрократизированных корпоративных групп, к-рые могут в борьбе за власть избрать путь тоталитаризма. К. полицейского ведомства влечет за собой уникальные возможности использования компьютеров в социально репрессивных целях, к-рые могут привести к полной потере гуманистического права личности на тайну частной жизни. Небезопасна К. и в отношении здоровья людей — рост вероятности профессиональных заболеваний у рабочих и обслуживающего персонала (химических отравлений, рака, аллергии); необычайное распространение психических заболеваний, основывающихся на компьютерной фобии (Дж. Саймоне [4]). Кроме того, компьютерные комплексы обладают значит, долей непредсказуемости: их создатели и пользователи в принципе не могут обладать всей информацией о работающей системе. Социальная мысль, подчеркивают приверженцы критически- аналитического науковедения, в очередной раз находится перед дилеммой, связанной с техническим прогрессом: что такое компьютер — «монстр или мессия»? М. С. Ковалева

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Компьютеризация в современной России

Козлова Е. А.
В статье рассматриваются вопросы компьютеризации в России и проблемы, возникающие при внедрении современных информационных технологий в различных сферах общественной жизни.
Читать PDF
196.45 кб

Компьютеризация науки как путь к диалогу и интеграции

Маслов Роман Владимирович, Позднева Светлана Павловна
Компьютеризация дает реальную возможность преодоления разрыва между двумя культурами: естествознанием и точными науками, с одной стороны, и гуманитарными с другой.
Читать PDF
256.24 кб

Компьютеризация диагностического процесса как фактор организации региональных диагностических служб

Акуленко М. С.
In regions it is necessary to establish uniform diagnostic services on the basic of introduction of computer technologies.
Читать PDF
676.78 кб

Компьютеризация как фактор риска формирования артериальной гипертензии среди школьников

Чобанов Р. Э., Мехтиева А. Ф., Тагиева А. А.
В школах г. Баку провели опрос 948 школьников (и их родителей) на наличие компьютерных средств (КС) и продолжительность использования их для ежедневных занятий и игр.
Читать PDF
302.25 кб

Компьютеризация образования: современные проблемы и перспективы развития

Сиволапов Андрей Вячеславович
В статье проведен анализ результатов перехода традиционных форм взаимодействия преподавателя с обучаемыми в новую фазу развития системы образования, призванную облегчить труд преподавателя и максимально индивидуализировать учебный
Читать PDF
333.36 кб

Компьютеризация обучения английскому языку в неязыковом вузе: проблемы и перспективы

Гутарева Н. Ю.
Показана актуальность применения компьютера в рамках дистанционного обучения английскому языку студентов технического вуза, определены наиболее оптимальные методы и средства обучения и контроля, раскрыты особенности использования
Читать PDF
192.76 кб

Компьютеризация изучения трудности восприятия текстов и опыт ее применения в учебном процессе

Либерман Яков Львович, Лукашук Ольга Анатольевна
Предлагается методика компьютеризированного анализа и коррекции трудности восприятия текстов различного назначения.
Читать PDF
194.54 кб

Компьютеризация как средство интенсификации образовательного процесса в вузе

Цвенгер И. Г., Цвенгер Ю. В.
В статье рассматривается обучение студентов с использованием информационно-компьютерных средств на кафедре ЭЭ.
Читать PDF
232.98 кб

Компьютеризация высшего образования: обретения и утраты

Жихарев Михаил Семёнович
Читать PDF
633.44 кб

Компьютеризация обучения как фактор развития познавательной активности студентов

Мещерякова Ирина Николаевна
В статье рассматриваются условия организации компьютерного обучения, направленного на развитие познавательной активности студентов.
Читать PDF
288.25 кб

Компьютеризация и «Креативная педагогика»

Леонтьева В. , Щербина М.
Читать PDF
105.70 кб

Компьютеризация межпредметных связей

Делян B. , Курдюмов Г. , Церевитинова Т.
Читать PDF
479.29 кб

Компьютеризация процесса отработки материала и оценки знаний студента: проблемы и перспективы

Марьянчик Евгений Борисович
В статье рассматриваются возможности повышения КПД учебного процесса при помощи компьютеризации отработки материала и оценки знаний студента.
Читать PDF
286.05 кб

Компьютеризация курса по формированию фоновых знаний студентовнефилологов

Волчек А.В.
В статье описываются особенности курса русского языка как иностранного для нефилологов, специфика материала, фоновые знания, необходимые для профессионального общения, и упражнения с учётом возможностей компьютерного контроля.
Читать PDF
335.82 кб

Компьютеризация образования: проблемы и противоречия

Кирвель Чеслав Станиславович, Стрельченко Василий Иванович, Балахонская Юлия Витальевна
Тотализация информационно-технологических инициатив в сфере образования чревато усилением негативных антропологических и социокультурных последствий.

Похожие термины:

  • домашняя компьютеризация

    Home computerization Процесс оснащения дома компьютерной техникой.
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ТРУДА

    использование компьютеров для контрольно-измерительных, вычислительных, специализированных технологических и иных операций. Компьютерные информационные технологии образуют человеко-машинные