КОНЦЕПТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

концепт
concept лат. conceptus ‘понятие, зачатие’. - Результат, продукт концептуализации; ментальная единица нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы. В теории Ю.С. Степанова «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека» (Ю.С. Степанов, 1977).

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

КОНЦЕПТ
лат. conceptus - понятие) - содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Карнап поместил К. между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами. В научном знании определенным образом упорядоченный и иерархизированный минимум К. образует концептуальную схему, а нахождение требуемых К. и установление их связи между собой образует суть концептуализации. К. функционируют внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания-объяснения. Каждый К. занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. К. одного уровня могут и должны конкретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситься. К. в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят). К. редко непосредственно соотносятся с соответствующей данной схеме предметной областью. Скорее наоборот, они есть средства, организующие в своей некоторой целостности способы видения ("задания", конструирования, конституирования) реальности. В этом смысле они обладают определенной онтологической "наполненностью", что отличает их от конструктов, представляющих собой чисто познавательные инструменты, позволяющие переходить от одного уровня теоретической работы к другому (со сменой языков описания), и в этом своем качестве могущие не иметь никакого онтологического "наполнения". Через схемы концептуализации и операционализации К. подлежат в науке "развертке" в систему конструктов, обеспечивающих (в идеале) их "выведение" на эмпирический уровень исследования. Собственное же обоснование К. получают в более широких по отношению к ним метауровневых знаниевых системах, презентируя их тем самым в рамках конкретной теории.
В постклассической методологии науки К. стали рассматриваться не только со стороны своей функциональной нагруженности внутри научного знания (жестче - научной теории), но как системообразующие элементы концепций как особых форм организации дисциплинарного (научного, теологического, философского) знания вообще. В этом контексте в качестве своеобразного "генератора" продуцирования К. стала трактоваться философия. Это представление было радикализировано в постструктуралистской философии, в частности в номадологии Делеза и Гваттари , в которой К. вообще перестает трактоваться как вспомогательный инструмент познания и приобретает статус "начала философии". Таким образом, философия не столько определяется посредством К., сколько именно состоит "в творчестве К.", что намечает ее различие с наукой, не имеющей собственных К. и ведающей лишь "проспектами" и "функтивами", а также с искусством, производящим "перцепты" и "аффекты".
Философия как творчество К. не может редуцироваться ни 1) к созерцанию (так как созерцания производны по отношению к творчеству К.), ни 2) к рефлексии, которая присуща не только философии, ни 3) к коммуникации (так как последняя производит только консенсус, а не К.). Созерцание, рефлексия, коммуникация - суть машины, образующие универсалии в различных дисциплинах.
К. характеризуются рядом свойств: 1) Сотворенность К. Он творится философом и несет его авторскую подпись (аристотелевская субстанция, декартовское cogito, кантовское a priori и т.д.). К. соотносятся с персонажами и воплощаются в них (Сократ как К.-персонаж для платонизма, ницшеанские Заратустра и Дионис и т.д.). 2) К. тотализирует свои элементы, но в то же время представляет собой "фрагментную множественность составляющих", каждая из которых может рассматриваться как самостоятельный К., имеющий свою историю. К., таким образом, обладает эндоконсистенцией - целостной неразличимостью гетерогенных составляющих, и экзоконсистенцией - соотнесенностью с другими К., располагающимися в одном плане с ним в "зонах соседства". Это требует "наведения мостов", соотнесения К. друг с другом. 3) Соотнесенность К. с проблемой или пересечением множества проблем, на которые он призван отвечать, и где он в своем становлении, собственно, и соотносится с другими К. 4) Процессуальность. К. есть упорядочение, распределение (но не иерархическое) его составляющих "по зонам соседства", в которых они становятся неразличимыми. К. - "абсолютная поверхность или объем", где его составляющие выступают как "интенсивные ординаты", а сам К. "пробегает" эти составляющие "с бесконечной скоростью" в "недистантном порядке". К., таким образом, - это точка пересечения ("совпадения", "скопления", "сгущения") своих составляющих. Он не редуцируется к ним, но постоянно, без дистанции, соприсутствует в своих составляющих и снова и снова их пробегает. 5). К. нетелесен и недискурсивен, хотя он и осуществляется в телах, он не тождественен им. К. есть чистое сингулярное и автореферентное Событие ("а не сущность или вещь"), которое не имеет пространственно-временных координат, но только свои "интенсивные ординаты" - составляющие как свои единственно возможные объекты. К., "будучи творим, одновременно полагает себя и свой объект", но не выстраивает по отношению к нему (в отличие от науки) ряда пропозиций. К. располагается в "дофилософском" "плане имманенции", который представляет собой некий "образ мысли" (мысль мысли, мысль о мысли), "горизонт событий", "резервуар" для К., некую "пустыню", по которой кочуют "племена-К.". План имманенции изначально ризоморфен, вмещает в себя все, он есть некая Всецелостность. Движения К. в плане имманенции образуют его "переменную кривизну" и складки. В то время как план имманенции "воссоздает хаос" и его элементы суть "диаграмматические" черты этого хаоса, его абсолютные "направления" и "интуиции", составляющие К. суть интенсивные черты хаоса и его измерения. В этом смысле задача философии, которую она решает посредством К., - "придать (хаосу) консистенцию, ничего не потеряв из (его) бесконечности". План имманенции "окружают иллюзии": 1) "иллюзия трансцендентности", когда в имманентности находится место для трансцендентности (К. в этом случае становятся Фигурами); 2) "иллюзия универсалий", когда имманентность становится имманентной чему-либо: "Объекту созерцания", "Субъекту рефлексии" или "Другому как субъекту коммуникации" (тогда К. смешиваются с планом и редуцируются к универсалиям, которые на самом деле ничего не объясняют, но сами нуждаются в объяснении; 3) "иллюзия вечности", когда "забывают, что К. должны быть сотворены"; 4) "иллюзия дискурсивности", когда смешивают К. с пропозициями и, как следствие, философию и науку, ставящую своей целью ограничение хаоса, его о-пределение. Таким образом, К. располагается в плане имманенции и понимается как "неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью". также: Концепция, Концептуализация, Конструкт.
В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.57 кб

Борьба как концепт власти

Иванов Денис Васильевич
Читать PDF
204.46 кб

Концепт «Предприниматель» в культурной картине мира современных россиян

Хоружая С. В.
Читать PDF
121.90 кб

Концепт идеологии и его интеграция в современную эпоху

Хмылев В. Л.
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно эволюции и современного состояния понятия идеологии.
Читать PDF
528.67 кб

Концепт социализации в науке

Климанова Анна Евгеньевна
В данной статье социализация рассматривается как процесс, анализируются различные научные концепции (в том числе теории развития личности), формирующие представление о природе, стадиях и механизмах социализации.
Читать PDF
102.75 кб

Концепт идеологии от просвещения к постмодерну

Хмылев Владимир Львович
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно эволюции и современного состояния понятия идеологии.
Читать PDF
187.84 кб

Концепт «Корпоративная социальная ответственность» в зеркале мнений бизнес-сообщества Волгоградской

Сукиасян Артур Хачатурович
Читать PDF
139.06 кб

Концепт цивилизаций в обществоведческой науке

Китинов Баатр Учаевич
Изучение цивилизаций является одной из центральных тем в политологии, истории, религиоведении и иных социальных науках, чьи теоретические инновации позволили значительно расширить дискурсы культурно-цивилизационных ориентиров обще
Читать PDF
353.92 кб

Рефлексивная модернизация: концепт и стиль мышления

Калашникова Нина Александровна
В статье проанализированы теоретические основания концепции рефлексивной модернизации, рассмотрен соответствующий данной концепции стиль принятия решений, показана взаимосвязь рефлексивной модернизации и рефлексивного управления
Читать PDF
0.00 байт

Концепт гражданского общества: социологический анализ

Окунева Т. В.
Рассмотрен концепт современного гражданского общества; проанализированы его определения и предложено авторское, разработана принципиально новая кибернетическая модель, проанализированы сущность и содержание ее основных элементов.
Читать PDF
162.88 кб

Теория стигматизации Томаса Шеффа: концепт «Остаточное отклонение» и социология эмоций

Власова Ольга Александровна
В статье рассматривается теория стигматизации американского социолога Томаса Шеффа. Подробно анализируются основные ее аспекты: теория девиаций, социальная теория психического заболевания, концепт «остаточное отклонение».
Читать PDF
243.74 кб

Концепт безопасности в современных западных социологических теориях

Елфимова О. С.
Рассматриваются теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы безопасности. Автор на основе анализа теоретических концепций «позднего модерна» представляет концепт онтологической безопасности Э.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт демассификации в современном культурологическом знании: медиа-дискурс

Смолкина Дарья Владимировна
В статье рассматривается концептуализация понятия «демассификация» и его потенциал в анализе современных социокультурных трансформаций, анализируется использование термина «демассификация» в медиа-дискурсе и реализация демассифика
Читать PDF
247.56 кб

Концепт "информация" в дискурсе политической и коммерческой рекламной коммуникации

Крапивенский А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт собственности в современной российской ментальности

Андреев Андрей Леонидович
Andrei L. Andreev in "Concept of Property in the Modern Russian Mentality" analyzes links between property and freedom and also public opinion on the causes of success and welfare in Russia nowadays.
Читать PDF
191.48 кб

Этническая идентичность: концепт и практика

Фарукшин Мидхат Хабибович
В статье рассматриваются наиболее важные аспекты концепта «этническая идентичность», раскрывается содержание двух его форм самоидентификации и внешней идентификации.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Концепт-тест

    Проверка концепций. Исследование, главной задачей которого является проверка идеи или концепции. Проверка концепции осуществляется для оценки вероятности того, что маркетинговые мероприятия до
  • ключевой концепт культуры

    key cultural concept. - Ядерная (базовая) единица картины мира, обладающая экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом (В.а. Маслова, 2001);
  • концепт невербальный

    non-verbal concept. - Значимое, ритуальное или обрядовое действие, жест. Составляет основу «стереотипов поведения» людей, посредством которых можно отличить членов «своего» этноса от «чужих».
  • Трудовая концепция антропогенеза

    общая концепция или теория возникновения человека, предложенная Ф. Энгельсом. Суть концепции заключена в словах автора: "Труд создал самого человека".
  • Концепция приобретенной беспомощности

    концепция, согласно которой переживание состояния неконтролируемых последствий приводит к возникновению трех видов дефицита: дефицита мотивации, когнитивного дефицита и эмоционального дефицит
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

    oversocialized conception of Man) - обвинение (например, предъявленное Деннисом Ронгом, 1960) в том, что функционалистская теория, включая работы Дюркгейма и Ларсонса, в ответе на вопрос Гоббса: "Что делает возможным
  • ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ

    в социологии - анализ действия, отправной точкой которого является индивид (или деятель). Основывается на знаниях о типичных деятелях в типичных ситуациях и, среди прочих элементов, выявляет цели д
  • КОНЦЕПЦИЯ ДЕРИВАЦИИ

    от лат derivatio - отклонение) - концепция идеологии в социологич. системе В. Парето. К.д. - теологич., религ., этич. и политич. доктрины, удовлетворяющие потребности в оправдании нелогических, иррациональн
  • Концепция дифференциации языка

    Теория, разработанная в основном У. Лабовым в противовес гипотезе языкового дефицита Б. Бернстайна. К.д.я. утверждает функциональную равноценность различных вариантов языка.
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

    в социологии понятие соц. дифференциации впервые было применено Г. Спенсером, к-рый заимствовал его из биологии. Спенсер на многочисленных примерах продемонстрировал процесс дифференциации разл
  • Диспозиционная концепция

    концепция, предложенная В. А. Ядовым, согласно которой саморегуляция социального поведения человека осуществляется иерархически организованной системой личностных диспозиций, являющихся проду
  • ДВОЙНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА

    binary conceptual system) — см. Деконструкция; Леви-Стросс.
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

    теории изучающие закономерности и формы взаимодействия об-ва со средой обитания, многообразие связей соц. изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках соц. процессов.
  • КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ

    одна из основных концепций социологии В. Парето. Итальянский социолог рассматривал об-во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты - менее
  • Концепция развития гражданского общества Эстонии

    EKAK). Инициированный некоммерческими организациями и принятый Рийгикогу 12 декабря 2002 года документ, в котором содержатся общие принципы взаимоотношений между общественным и некоммерческим секто
  • МОТИВАЦИИ КОНЦЕПЦИИ эволюция

    исторически оправданная замена одной М.К. другой, по мере утраты первой М.К. своих объяснительных способностей. Определенное состояние общественных отношений всегда порождало определенную М.К. Пе
  • КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ

    концепции, описывающие те социальные, социально-психологические группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм, ценностей или сра
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

    концепции, возникшие в рез-те попыток соц.-психологич. и социологич. истолкования нек-рых специфич. особенностей человеческого характера, связанных с социокультурными условиями формирования инди
  • Концепция внутриличностного расхождения Тори Хиггинса

    утверждает, что отрицательные чувства в отношении себя самого возникают у человека не от того, что он осознает какието свои недостатки, а по другой причине — из за расхождения между актуальным Я и
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

    (от лат. integratio — восполнение, восстановление; integer — целый) — различ. теоретические построения в социологии, пользующиеся относящимся к теории систем понятием интеграции, к-рое означает состояние