способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. К. организации сферы социальных услуг определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить долю на рынке в условиях конкурентной борьбы. При этом потенциал предприятия — комплекс его возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение стратегических целей.
Факторами К. услуги являются: качество услуги и ее соответствие спросу; себестоимость услуги и ее цена; рекламные мероприятия; формы продвижения услуг и обслуживания потребителей.
Качество услуги зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции услуги, удовлетворяющие потребности потенциальных получателей услуг. Различаются два типа параметров качества: жесткие параметры, которые должны соответствовать государственным стандартам по конструктивным и технологическим признакам, а также некоторые потребительские свойства и функции, четко определяемые стандартами и нормативами; мягкие потребительские параметры, отражающие требования получателей социальных услуг, включая психологические свойства услуги. Психологические свойства услуги в известной мере субъективны и во многом зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, религиозных, возрастных особенностей и условий. Психологические факторы отражают социальное и психологическое отношение к услуге: ее социально-культурный статус в системе ценностей, престижность использования, доступность для других и т.п.
Исследование К. ориентировано на изучение рыночной среды и позиции конкурентов.
Проблема анализа и оценки К. услуги должна включать решение следующих проблем:
— изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей;
— организацию мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта услуги, фирмах и товарах-конкурентах;
— разработку единой системы показателей качества товара
(услуги), используемой как ее производителем, так и потребителем;
— конструирование обобщенной модели исследуемой проблемы, в том числе формирование множества факторов, влияющих на К., и определение их взаимосвязей;
— формирование общих подходов к количественной оценке К. услуги (товара), разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач, относящихся к данной проблеме.
Так как К. — относительное понятие, говорить о ней можно лишь в сравнении. Объектом сравнения становится или потребность клиента, или образец (аналогичный продукт с максимальным объемом продаж). К. услуг оценивается путем сравнения определенных параметров (классификационных, нормативных, конструктивных, эргономических, экологических, эстетических) изучаемой услуги (товара) с параметрами образца. Если параметры не имеют физической меры, характеристики оцениваются в баллах. Для оценки К. услуг также может применяться рейтинг — инструмент оценки участников рынка относительно друг друга.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Драгунова И.В. Оценка конкурентоспособности в сфере услуг // Экономический журнал. 2010. № 19. С. 43–48.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Кс. может меняться в зависимости от ситуации на рынке труда (благоприятной или неблагоприятной для работника); доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, квалификация, профессия, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности); самочувствия работника исходя из соотнесения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки. В первую группу факторов Кс. входят ситуационные кумулятивные факторы, т. е. факторы, имеющие тенденцию к накоплению во времени.
Ситуационная Кс. определяется экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связана с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам занятости позволяет анализировать экономическую ситуацию на рынке труда и, следовательно, ситуационную Кс. социально-демографических и профессионально-квалификационных групп экономически активного населения. Вторую группу факторов составляют такие характеристики, как пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника. Однако эти факторы влияют на Кс. не непосредственно, а опосредованно – через трудовую мобильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессионального или карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества. Скорость изменения качественных характеристик работника задает темп его трудовой мобильности в той мере, в какой это возможно в условиях соответствующего общества. Если трудовая мобильность работника высокая, то его Кс. также будет высокая. Критерием выделения третьей группы факторов является соотнесение объективной (роль в общественной организации труда) и субъективной позиций индивида (социальной группы) в оценке их Кс.
Субъективную позицию работника можно определить как Я-конкурентоспособность в отличие от собственно Кс., определяющей положение работника на рынке труда. Соотнесение этих позиций, их взаимовлияние и взаимодействие отражает реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения Кс. Собственно Кс. определяется состоянием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем выше спрос на те или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем выше уровень конкурентности данных рабочих мест и выше Кс. работников, обладающих ими. Я-конкурентоспособность во многом определяется психологическим самочувствием работника на рынке труда и является залогом перспективы его успешной экономической деятельности.
Лит.: Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М., 1996; Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М., 1996; Александрова А. Б. Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции (в соавт.) // Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – Минск, 1998. Г. Н. Соколова
Ситуационная Кс. определяется экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связана с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам занятости позволяет анализировать экономическую ситуацию на рынке труда и, следовательно, ситуационную Кс. социально-демографических и профессионально-квалификационных групп экономически активного населения. Вторую группу факторов составляют такие характеристики, как пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника. Однако эти факторы влияют на Кс. не непосредственно, а опосредованно – через трудовую мобильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессионального или карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества. Скорость изменения качественных характеристик работника задает темп его трудовой мобильности в той мере, в какой это возможно в условиях соответствующего общества. Если трудовая мобильность работника высокая, то его Кс. также будет высокая. Критерием выделения третьей группы факторов является соотнесение объективной (роль в общественной организации труда) и субъективной позиций индивида (социальной группы) в оценке их Кс.
Субъективную позицию работника можно определить как Я-конкурентоспособность в отличие от собственно Кс., определяющей положение работника на рынке труда. Соотнесение этих позиций, их взаимовлияние и взаимодействие отражает реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения Кс. Собственно Кс. определяется состоянием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем выше спрос на те или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем выше уровень конкурентности данных рабочих мест и выше Кс. работников, обладающих ими. Я-конкурентоспособность во многом определяется психологическим самочувствием работника на рынке труда и является залогом перспективы его успешной экономической деятельности.
Лит.: Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М., 1996; Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М., 1996; Александрова А. Б. Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции (в соавт.) // Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – Минск, 1998. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.