КОНСЕРВАТИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КОНСЕРВАТИЗМ
от лат. conserve - сохраняю, охраняю) - англ. conservatism; нем. Konservatismus. 1. Идеол. ориентация и полит, движение, противостоящие соц. изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. 2. Тип мышления и поведения, характеризующийся укреплением и стабилизацией основ существующего обществ, устройства, оправданием статус-кво. См. ДОГМАТИЗМ, НЕОКОНСЕРВАТИЗМ, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОНСЕРВАТИЗМ
(от лат. conservation - сохранение) - идейное и социально-политическое течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форм общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций и на противодействие серьезным инновациям, переустройствам в обществе и государстве. К. родился как реакция феодалов и аристократии на Великую французскую революцию. Первым манифестом, в котором заявило о себе консервативное мировоззрение, считается книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790 г.). Вслед за Берком все видные представители этой традиции в Новое время: Р. Шатобриан, Ф. Шлегель, Ж. де Местр, А. Токвиль и др. - развивали одну из центральных идей К. об ограниченных возможностях человеческого разума в осознании мира, сомнение в его преобразующих потенциях. Одна из центральных идей К. - подчинение индивида государству. К. ориентируется на сохранение и поддержание исторически сложившихся и жизнеспособных форм общественной жизни, прежде всего семьи, морали, религии, частной собственности, рынка, демократии, государства.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КОНСЕРВАТИЗМ
идеология, основывающаяся на принципе беэукоснительного следования сложившимся в об-ве традициям и обычаям. С позиций К. любое изменение представляет собой соц. зло и чревато неприятностями и катастрофами. Главная задача правителей и идеологов видится в том, чтобы сохранить сложившееся обществ, устройство. К., базируясь на представлении о сакральности прошлого, ставит во главу угла ценности, опробованные веками, и потому сопротивляется любым инновациям, даже тем, к-рые несут в себе позитивные элементы. В  области экономики К. предполагает абсолютизацию традиционных для данного об-ва аграрно-патриархальных отношений и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи почвеннической идеологией, К. тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного об-ва формах. Лмт.: 1) Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000; 2) Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998; 3) Консерватизм // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 4) Идеология // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М., 1998.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Консерватизм
conservatism), полит, взгляды, в соответствии с к-рыми высоко ценятся и поддерживаются установившиеся ин-ты и подвергаются критике любые предложения, касающиеся радикальных обществ, перемен. Идеология К. впервые оформилась во время Великой французской революции (1789—94), когда такие мыслители, как Эдмунд Берк (Размышления о революции во Франции, 1790) и Жозеф де Местр (Размышления о Франции, 1797), осудили происходящие во Франции рев. преобразования как ведущие к разрушению обществ, ценностей. С тех пор К. гл.об. противопоставлялся либерализму и социализму. Консерваторы весьма критически относятся к естеству человека, считают, что ему прежде всего необходимы дисциплина и сдерживающие начала, они опасаются последствий крушения власти, когда индивид окажется предоставленным самому себе, уважают традицию как воплощение веками накопленной мудрости и в связи с этим скептически относятся к неопробованным планам и политике новоявленных реформаторов. Консерваторы обычно приветствуют конституц. пр-во как способ сохранения власти без риска сосредоточения ее в руках к.-л. деспота или диктатора; упорядоченное или разделенное на классы об-во, в иерархии к-рого люди занимают надлежащее место; гос. религию, интегрирующую людей в структуру об-ва; и семью как основу формирования моральных ценностей и гражд. ответственности. Эконом, взгляды К. с течением времени претерпели большие изменения. Первоначально консерваторы склонялись к протекционизму в противоположность политике свободной конкуренции, пропагандируемой либералами, но в 20 в. они все чаще стали обращать свои взоры к свободному рынку как наилучшему способу орг-ции эконом, деят-ти. Такой синтез консервативных и классич. либеральных установок особенно ярко проявляется у новых правых. Полит, партии редко являются чисто консервативными в своих взглядах; консервативно настроенных политиков можно встретить и в христ.-демокр. партиях Европы (христианская демократия), и в Республиканской партии США, и в Консервативной партии (тори) Великобритании.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

КОНСЕРВАТИЗМ
concervatism) — 1. Социальная и политическая доктрина, защищающая учреждения и социальные ценности существующего порядка. 2. Относительно устойчивый характер политических приверженностей в поддержку статус-кво, то есть политика, стремящаяся скорее сохранять или подновлять, чем перекраивать социальную ткань. В этом значении консерватизм противоположен радикализму. 3. Поддержка Консервативной партии Великобритании. Консервативная политическая идеология в современных формах сначала проявила себя в качестве реакции на Великую французскую революцию. Эдмунд Берк в своих "Раздумиях о Французской революции" (1790) сделал классическое заявление в защиту старого порядка: установленные социальные и политические ния должны защищаться, потому что они существуют и выросли "органически". Следовательно, они были лучшим руководством к действию, чем любая теоретическая конструкция, независимо того, насколько рациональной она может казаться. Идеи Берка заложили основную тему. Консерватизм редко опирался на какую-либо открыто сформулированную политическую философию, боясь получить оценку "абстрактного" и "идеологического". Другая постоянная тема традиционного консерватизма заключается в следующем: социальный порядок должен поддерживаться руководством, составленным из элиты, занимающей ключевые позиции в политике. Государство играет важнейшую роль в обеспечении социального порядка, власти и сохранении социальной иерархии. Неравенство — это необходимый элемент общества. Консерваторы также подчеркивают важность обычаев и традиций как предпосылки устойчивого социального порядка. Маннгейм (1953), однако, различает консерватизм и "статический традиционализм". Консервативная политика часто предполагала изменения, якобы необходимые для сохранения социального порядка, но не столько реконструкцию, сколько обновление социальной ткани. Такие понятия покоятся на другой центральной теме — на убеждении в том, что народные массы из-за свойственных им качеств, включая невежество и эгоизм, вряд ли способны создать удовлетворительный социальный порядок своими собственными усилиями. См. также Консерватизм рабочего класса; послушание; "Новые правые"; Тэтчеризм; Собственность.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОНСЕРВАТИЗМ
(от лат conservare — сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм гос. и обществ, жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Впервые термин «К.» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феод.-аристократической идеологии периода Великой французской революции. Важнейшими теоретиками К. конца 18 —начала 19 в. были А. Мюллер, А. Мозер, Ф. Новалис, Ф. Шталь в Германии, Бёрк, У. Ворд- сворт, С. Кольридж в Англии, де Местр, Ф. Ламенне, Бональд и др. во Франции, выступившие против рационалистических идей Просвещения, ставших знаменем революции и широко распространившихся по Европе. К. - традиционно противостоит социализму и либерализму. Первому — по причине характерных для социализма революционных устремлений, второму — по причине свойственного либерализму рационалистического пафоса, естественно перерастающего в критику традиционных, объективно сложившихся порядков. В отличие от либерализма и социализма, К. не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.
Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизоваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда обществ, сознание, сосредоточиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Политически осознающему себя, рационально обосновываемому К. предшествует, согласно т. зр. ряда авторов, «естественный К.» как общечеловеческая душевная склонность держаться за прошлое и опасаться нововведений. Маннгейм [3] именует такой естеств. К. традиционализмом. Политический К. следует отличать от реакции и стремления к реставрации.
Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить status quo. По мере развития социальной ситуации консервативные установки могут преобразовываться в реакционные и обретать определенный преобразующий потенциал. Отсюда — парадоксальный лозунг «консервативной революции»: создать то, что достойно сохранения, т. е. свергнуть нынешнее, рационально измышленное и искусственно созданное, и очистить почву для того, что могло бы «расти» и формироваться «органически». Цель «консервативной революции» — в будущем восстановить прошлое. В наст, время консервативные настроения на Западе вылились в форму неоконсерватизма, явл. реакцией на либерально-реформистские тенденции предшествовавших десятилетий. Можно выделить структурный и ценностный типы К. Структурный К. делает упор на сохранение существующих политических и социальных структур, ценностный К., не отказываясь от структурных преобразований, желает в то же время сохранить господствующие социальные ценности. Относительно новым социальным явлением, характерным для периода бурного научно-технического развития, явл. т. наз. технократический К. Его сторонники принимают технические и социальные последствия НТП, но отказываются принимать его политические выводы. Упор делается на техническую рациональность, воплощенную в требованиях экспертов в противоположность потребностям демократизации политики. Гос-во при таком подходе отделяется от масс, и управление целиком отдается в руки профессионалов. В ряде случаев технократический К. соединяется с традиционными представлениями о желательности сохранения «органически» сложившихся социальных форм, что ведет к формированию т. наз. «консервативного синдрома».

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

КОНСЕРВАТИЗМ
Политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление, как К. Впервые термин “К.” был введен в обиход французским писателем Ф.Р. Шатобрианом (1768–1848), основавшим журнал “Консерватор”, который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. К. в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения “справа”, апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий. Ведущими теоретиками К. конца XVIII – начала XIX в. были Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ж. де Местр и др. Э. Берк написал в 1790 г. книгу “Размышления о французской революции”, которая стала “библией” сторонников К. На раннем этапе своего развития К. отражал интересы дворянских кругов, а в XIX в., приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Традиционализм как разновидность К. делает упор на необходимость сохранения социальных устоев и соблюдение моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму. В ходе своего развития К. приобрел ярко выраженные новые черты: крайний антиэтатизм, неограниченную свободу индивида, первенство прав индивида над интересами коллектива, недопустимость государственного вмешательства в экономику. Государство благосостояния рассматривается лишь как вариант социализма.
Существуют 3 разновидности К. Первая – либеральный К., который ярко выражен в Великобритании и США, где слияние либерализма и К. полностью завершилось и либерализм представляет единая партия, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона. Следующая разновидность К. – христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет, в отличие от либерального К., государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние. Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного К. К третьей разновидности относится авторитарный К., или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимое для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности К. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства.
Все три разновидности К., несмотря на различия идеологических нюансов и акцентов, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, нашедших отражение во всех разновидностях К. К ним относятся следующие: существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией; природа человека несовершенна, он неразумен и грешен; существует естественное неравенство людей в физическом и умственном развитии; попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны; частная собственность играет важнейшую роль для достижения личной свободы и защиты социального порядка; прогресс ненадежен, традиционныенормы являются его главной движущей силой; сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и предрассудков; необходимо рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

КОНСЕРВАТИЗМ
лат. conservare - сохранять) - сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях: как совокупность психических качеств индивида (позволяющее считать человека консерватором независимо от его политической ангажированности), как политическая идеология (представляющая собой, наряду с либерализмом и социализмом, одну из так называемых "великих" идеологий) и, наконец, как общественно-политическое движение (находящее свое выражение в деятельности политических партий консервативной и неоконсервативной ориентации). В обыденном сознании сложился стереотип, согласно которому человек может быть консерватором уже в силу определенных морально-психологических качеств. Это значит, что он отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Знакомое, проверенное практикой он предпочитает незнакомому, новому. Опытный человек ему больше внушает доверие, нежели неопытный. Действительность для консерватора более значима, чем возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего. Такой человек вместо избытка выберет достаток, а вместо совершенства - приемлемое. Общее для консерватора всегда важнее, нежели частное, а привилегии более значимы, чем право. И, конечно, выбирая между традициями и нововведениями, консерватор скорее всего остановится на первых.
У социальных исследователей нет единства в определении К. в качестве политической идеологии. Согласно одному из традиционных подходов, К. связывается с реакцией на Великую Французскую революцию со стороны тех социальных слоев, которые более всего от нее пострадали - прежде всего родовой аристократии. Эта реакция была обусловлена неприятием ценностей зарождающегося буржуазного общества - свободы, равенства, общественного прогресса. Консервативные идеи нашли свое законченное выражение в творчестве таких мыслителей, как Э. Берк, Ж. де Местр и Л. де Бональд. Однако такая (аристократическая) трактовка К. оставляет открытым вопрос, почему эта идеология существует до сих пор, когда поддерживавшие ее социальные слои с исторической арены давно сошли. Другой крайностью в определении К. являются попытки представить его в качестве вневременной системы универсальных ценностей типа порядка, справедливости, равновесия, стабильности - ценностей, сохраняющих свое значение в любое время и при любых обстоятельствах. При таком подходе время возникновения К. теряется в глубине веков, а его развитие связывается с именами Платона, Аристотеля, Макиавелли, Данте, Гете, Э. Берка, де Токвиля и др. Зачастую этой консервативной линии в истории мировой мысли противопоставляется "революционное генеалогическое древо" в лице Декарта, Руссо, Маркса, Ленина. Ценностная трактовка К. помогает понять, почему среди его приверженцев зачастую можно встретить представителей самых разных социальных слоев и профессий. Столь широкое толкование К. размывает это понятие, лишая его научной значимости. Консервативные ценности и идеалы давно стали общим достоянием, в той или иной степени они восприняты либералами, социалистами и даже фашистами. Наиболее удачным представляется трактовка К., предложенная известным американским политологом С. Хантингтоном. В его интерпретации К. предстает как ситуационное, т.е. исторически вариабельное явление, как "система идей, которая служит сохранению существующего порядка независимо от того, где и когда он имеет место, направлена против любых попыток его разрушения, от кого бы они не исходили". В тех случаях, когда ценность существующего по каким-то причинам была утрачена, возникают такие, на первый взгляд парадоксальные явления, как "революционный К.". Один из его идеологов в Германии начала 20 в. Моллер ван ден Брук призывал "создавать то, что было бы достойно сохранения". Настоящие консерваторы всячески подчеркивают разницу между К. и реакционностью. Реакционер - это тот, кто стремится вернуть прошлое, в то время как консерватор заинтересован в сохранении существующего статус-кво: "Сущность К. - в страстной приверженности ценности существующего" (Хантингтон). Данная методология позволяет преодолеть сложности идентификации, которые возникли в постсоветских обществах относительно "правого" и "левого". Испытывающих ностальгию по прошлому коммунистов стали звать консерваторами, однако правильнее было бы отнести их к реакционерам. Консерваторы не против изменений в общественной и политической жизни. Однако для них гораздо важнее вопрос, какой ценой эти изменения достигаются. Уже Э. Берк, родоначальник европейского К., писал о том, что "государство не способное к изменениям - не способно к сохранению". По мнению одного из современных германских неоконсерваторов Г. Люббе: "Столько изменений - сколько необходимо, столько сохранения - сколько возможно". Г.К. Кальтен-бруннер формулирует кредо современных консерваторов следующим образом: "Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно". К. никогда не был однородным. Чаще всего он представлял собой совокупность самых разных, порой, противоречащих друг другу тенденций, идей, взглядов. И если в чем-то консерваторы все-таки сходятся, так это в признании основополагающих консервативных ценностей, сформулированных когда-то англичанином Э. Берком в его известной работе "Размышления о революции во Франции". В общем виде они могут быть представлены следующим образом: 1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность. 2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Следовательно и отношение к ним должно быть соответствующим. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно. 3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках. (Предубеждение играет в системе ценностей консерваторов весьма важную роль. Это то, что сформировалось "до убеждения" и имеет скорее инстинктивный, нежели рациональных характер. В предубеждениях нерефлексивно выражается истина, проверенная временем, опытом поколений). 4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека. 5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе. 6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.
С начала 1970-х на Западе начинается так называемая "неоконсервативная волна". После студенческих волнений конца 1960-х и шокирующих общественное мнение докладов Римского клуба начала 1970-х авторитет "левых" идеологий был заметно подорван. В умонастроениях широких слоев населения происходит сдвиг "вправо". Все большее влияние приобретают неоконсерваторы. Однако в употреблении понятия "неоконсерватор" нет какой-либо научной строгости. В узком смысле оно применялось для обозначения тех интеллектуалов, которые вынуждены были в своих взглядах резко "поправеть". По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор - это "либерал, схваченный за горло реальностью". Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому. Как это ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы "консервативны, потому что они либеральны". Эксперименты "левых" коалиций в ряде государств Западной Европы не привели к решению социальных, экономических и культурных проблем общества, а, наоборот, еще более обострили его противоречия. Либеральная демократия со всей очевидностью показала, что она может быть опасной сама для себя. Ее жизнеспособность, по мнению неоконсерваторов, во многом зависит от умения сохранить ценности свободы и демократии в современных условиях. Для этого она должна иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. Вместо глобальных проектов по коренному переустройству общества неоконсерваторами предлагалась политика малых конкретных дел, касающихся непосредственных нужд населения в обеспечении порядка, жилищном обустройстве, поддержании морально-психологического климата в семье и т.п. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил один из видных лидеров германской социал-демократии В. Брандт, "сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение". Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется три основных направления. Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Хайека, Фридмана и всех тех, кто исповедует так называемую философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики. Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей. Другое направление неоконсерватизма по своей сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии "новых правых" во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения "новых правых", европейская культура должна "вспомнить" о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской традиции. В этом варианте неоконсерватизма особенно отчетливо проявляется то напряжение, которое зачастую имеет место между новыми консерваторами и религией (что принципиально отличает его от классического К.). Чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, послужила источником эгалитаристских устремлений, породивших в Европе 19-20 вв. социализм и коммунизм. Третье и, очевидно, наиболее влиятельное направление в неоконсерватизме ближе всего к К. ортодоксальному. В основе данного течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам. Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что "каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного", т.е. "того, как следует консервативно думать и действовать в данное время". Поэтому помимо классиков К. для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (Гелен - ), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Луман - ). Наиболее полно сущность нового К. в Германии выразил Кальтенбруннер, сформулировавший основные постулаты неоконсерватизма в работе "Трудный консерватизм": 1) Преемственность. Это означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, духовного наследия. Сохранение традиций для неоконсерватора не средство, а сама цель, потому что традиция есть необходимое условие существования общества. Так же как и человеческий организм, сохраняющий, несмотря на отмирание старых клеток, свою структуру, общество сохраняет свою идентичность. И если в первом случае это происходит прежде всего благодаря ДНК, то во втором - традициям. 2) Стабильность. Она выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век нарастающих революционных изменений. "Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от человека ежеминутных изменений, начинаний с нуля ради жизни будущих поколений". 3) Порядок. Он выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций. Демократическое общество не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение обеспечивающих порядок институтов - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию. 4) Государственный авторитет. Дает возможность поддержания порядка и обеспечения управляемости общества. Лишь государство является силой, способной противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и предотвратить экологическую катастрофу. Усиление государственной власти диктуется многими внутренними и внешними общественно-политическими задачами. 5) Свобода. В отличие от Руссо, неоконсерватор не верит в то, что "человек рождается свободным". Он рождается зависимым и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимосвязей и стать по-настоящему свободным. Разумная свобода, согласно неоконсерваторам, "в значительной мере требует авторитета и порядка". 6) Пессимизм. Недоверие к планам строительства рая на земле. В обществе невозможно достижение абсолютной гармонии и справедливости. Точно так же невозможно и полное искоренение всякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меньшее.
В.И. Бобрович

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.53 кб

Консерватизм versus модернизация: ценности современного корейского общества в условиях глобализации

Намсараева Елена Цыден-ешиевна
В статье представлены материалы полевого исследования жизненных ценностей корейцев, проведенного автором в Республике Корея в 2009 году по методике Ш.Шварца.
Читать PDF
852.68 кб

Местный консерватизм или общественные движения? Как объяснять протестные кампании

Делла Порта Донателла
Читать PDF
343.98 кб

Консерватизм vs либерализм

Спирова Эльвира Маратовна
Последние десятилетия в России отмечены острой конфронтацией либеральных и консервативных ценностных установок. Политики либеральной ориентации, с 1991 г. оказавшись у власти, во многом определяли и социальный курс.
Читать PDF
270.53 кб

Консерватизм versus модернизация: ценности современного корейского общества в условиях глобализации

Намсараева Е.Ц.-Е.
В статье представлены материалы полевого исследования жизненных ценностей корейцев, проведенного автором в Республике Корея в 2009 г. по методике Ш. Шварца.
Читать PDF
6.52 мб

Либерализм vs. консерватизм: гендерные контроверзы об идеальных семейных отношениях

Воронцов Дмитрий Владимирович, Дроздова Ирина Ивановна
В статье рассматриваются внутренние противоречия семейных отношений, которые проистекают из содержания гендерной идеологии и являются оборотной стороной изменений социальной структуры и жизненных условий российского общества, вовл
Читать PDF
174.31 кб

2018.04.005. БЕКСТАЙН М., ЧЕНЕВАЛ Ф.: КОНСЕРВАТИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ. BECKSTEIN M., CHEN

Пущаев Ю.В.
Читать PDF
228.04 кб

Историческая динамика российских нравов: консерватизм vs модернизация (Всероссийская научная конфере

Лихачева Л. С., Капкан М. В.
В статье обобщены результаты научной конференции «Историческая динамика российских нравов: консерватизм vs модернизация»This paper summarizes the results of the scientific conference «The historical dynamics of Russian manners: сo
Читать PDF
4.10 мб

Консерватизм англичан как способ сохранения национальной самобытности в современном диалоге культур

Бирюкова А.А.
Читать PDF
298.24 кб

Консерватизм в поисках идентичности: от либертарианства к постмодернизму?

Мусихин Глеб Иванович
Автор утверждает, что заимствование консерватизмом либертарианского инструментария в начале XXI века себя исчерпало. Сейчас для консерватизма теоретический вызов представляет влияние постмодернизма.
Читать PDF
441.54 кб

Разумный консерватизм в неотложной детской хирургии

Григович Игорь Николаевич, Дербенев Владимир Васильевич, Леухин М. В., Пяттоев Юрий Григорьевич, Савчук Олег Борисович, Хусу Эльвира Павловна
В статье обсуждаются показания к абдоминальным операциям в неотложной хирургии детского возраста.
Читать PDF
162.93 кб

Территориальный консерватизм белой куропатки lagopus lagopus Северного Ямала

Тарасов Владимир Васильевич
Второе издание. Первая публикация: Тарасов В.В. 1995. Территориальный консерватизм белой куропатки Северного Ямала // Вопросы орнитологии: Тез. докл. к 5-й конф. орнитологов Сибири памяти Эдуарда Андреевича Ирисова.
Читать PDF
103.10 кб

Нужен здоровый консерватизм

Кочетков М.
Читать PDF
161.59 кб

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНСЕРВАТИЗМ ИЛИ ИННОВАЦИЯ?

Миронов Владимир Васильевич
Использование терминов “консервативное” и “инновационное” по отношению к образованию произошло сравнительно недавно. В 1978 г.
Читать PDF
289.00 кб

Консерватизм как идеология ведущих политических партий Европы

Вовчук Дмитрий Евгеньевич, Серебренников Сергей Сергеевич
Европейская народная партия (European People's Party, EPP) самая большая европейская политическая партия. Основанная в 1976 г.
Читать PDF
91.74 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ЖИРНОВ, Н. Ф. КОНСЕРВАТИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

Кузнецов Игорь Иванович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА

    WORKING-CLASS CONSERVATISM) Значительная часть (от 1/3 до 2/5) британского рабочего класса, охватывавшего занятых физическим трудом, голосовала за консерваторов в период с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Поскольку та
  • КОНСЕРВАТИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ

    понятие, широко используемое во многих со-временных инвайронментальных концепциях организации, изучающих проблему организационных изменений: теория организационной экологии, инновационные мод
  • Консервативный иудаизм

    Conservative Judaism), еврейское движение в США, к-рое занимает промежуточное место между ортодоксальным иудаизмом и амер. реформистским иудаизмом. Следуя заветам Захарии Франкеля (1801—75), консервативные ев
  • консервативный критерий

    Критерий называют консервативным, если его фактический уровень значимости меньше декларируемого. Примером может служить критерий Колмогорова-Смирнова, применяемый для проверки гипотезы о совп
  • Идеологический консерватор

    (от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. conservo – сохраняю, охраняю). Ідеологічний консерватор. Ideological conservative. В американской социологии и политологии – тот, кто одобряет либеральную пол
  • Политическая культура консервативная

    (от лат. conservo – сохраняю, охраняю). Політична культура консервативна. Conservative political culture (Conservatism). Модель политического поведения и политическая практика групп правой социальнополитической ориентац