КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Этническая консолидация
(от лат. consolidatio – укрепление, соединение). Етнічна консолідація. Ethnic consolidation. Процесс слияния двух или нескольких родственных этносов, сопровождаемый формированием единой культуры. (Например, постепенное слияние народов, населяющих Индию).

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Консолидация этническая
(от лат. consolido – укрепление, упрочнение, сплачивание), вид процессов этнического объединения, а именно: слияние близких по языку и культуре этносов в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ей группы, а также процесс упрочнения этнокультурной однородности этноса и усиления его общеэтнического самосознания. В этнически однородных государствах К.э. равносильна национальной консолидации, т.е. укреплению общегражданской, государственной общности (см. нация).

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
(от лат consolido - укреплять, уплотнять) — вид объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность или включение в уже сформировавшийся этнос близкой ему этнической группы. Различают два вида консолидационных процессов: один является межэтническим и завершается появлением нового этноса, другой — внутриэтническим, он не ведет к формированию новой этнической общности.
Под межэтнической консолидацией понимаются прежде всего процессы слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность. Примерами такого вида К. являются: объединение восточнославянских племен в древнерусский этнос; тюркских племен Алтая (алтай-кижи, теленгиты, телеуты и др. малочисленные племена) — в алтайский этнос; образование туркмен, сложившихся из племенных групп йомудов, теке, токленов и др. Исторические, социально-экономические, этнические и природные условия, в которых происходят конкретные процессы межэтнической К., как правило, неодинаковы. Скорость К. зависит от уровня социально-экономического развития населения и интенсивности хозяйственных связей между его отдельными частями, характера их расселения, степени сложности этнической структуры, близости языка, культуры, религии и расы сливающихся групп. К процессам внутриэтнической К. относятся прежде всего явления внутреннего сплочения крупных этносов за счет сглаживания различий между субэтническими или этнографическими группами (напр., внутри украинцев — гуцулы, лемки, бойки) путем нивелирования диалектов и культурно-бытовых отличий в результате упрочения общеэтнического самосознания. Такие субэтнические группы русских, как поморы и кержаки, интенсивно сближаются с основной массой русского населения, что ведет к усилению гомогенности русского этноса.
Оба указанных процесса тесно связаны друг с другом; межэтническая К. со временем переходит во внутриэтническую, порой их трудно бывает различать. Тем не менее сущность этих процессов различна. В ходе первого этническое самосознание изменяется, т.е. он носит этнотрансформационный характер, второй же не ведет к смене самосознания, т.е. он по своему существу этноэволюционен.
По своему масштабу межэтническая К. может носить как весьма широкий характер, когда в единый этнос сливается население какой-нибудь значительной территории или даже всей страны (макроконсолидация), так и сравнительно узкий характер, когда в процесс вовлечено население небольшого региона.
Процессы внутриэтнической К. широко распространены, причем они часты у этносов, весьма развитых в социально-экономическом отношении. Ускоряющее влияние на К. оказывает политическое объединение этносов в границах одного государства или территориальной автономии. Внутриэтническая К. особенно характерна для процесса формирования наций. См.: Консолидация внутриэтническая. Консолидация межэтническая. Этнические процессы.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
( англ. -ethnic consolidation, нем. -ethnische Konsolidierung) - вид объединительных этнических процессов (см.), при которых происходит слияние нескольких, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов (или - частей этносов) в более крупные этнические общности в ходе развития между ними социально-экономических и культурных связей: к К. относится, напр., слияние племенных и территориальных групп в этносы типа "народности" (см.), народностей в "нации"(см.):слияние полян, древлян, вятичей - в древнерусскую народность; теке, йомутов, токленов и др. тюркоязычных племен - в туркменскую нацию: северо-французов и провансальцев - во французскую нацию и т.п. Тормозящее влияние на развитие К. могут оказывать существенные религиозные и расовые различия между сливающимися группами. Ускоряющее влияние на К. оказывает объединение сливающихся этносов или этнических групп в границах государства или территориальной автономии в пределах многонационального государства: так, национально-государственное строительство в Средней Азии в 1920-х годах, создание там союзных и автономных республик способствовало процессам К. узбекской, таджикской, туркменской и др. наций. Название новой консолидированной этнической общности - этноним (см.) обычно происходит от названия крупнейшего или ведущего этнического компонента (напр., "поляки" - от племени "полян", "болгары" - от племени "булгар" и т.п.), от названия области ("украинцы" - "у края"), от имени местного правителя ("узбеки" - от хана Узбека), а иногда выбирались по другим мотивам: так, племена "минусинских татар" - качинцы, кызыльцы, сагайцы и др. приняли в качестве этнонима название древних енисейских киргизов - "хакасов".
К процессам К. относятся случаи включения в уже сравнительно сформировавшиеся народности или нации находившихся в постоянных контактах с ними близких этнических образований (напр., ногайбаков и мещеряков - в состав татар, мингрел, сванов и аджарцев - в состав грузин и т.п.), а также внутреннее сплочение сформировавшихся народностей и наций за счет сглаживания диалектов и культурно-бытовых различий между имеющимися внутри них этнографическими группами, упрочения общеэтнического (национального) самосознания (напр., между восточными и западными украинцами, а внутри западных украинцев - между гуцулами, бойками, лемками и др. этнографическими группами). Развитие такой К. обусловлено упрочением социально-экономических и культурно-бытовых связей между отдельными частями этноса, распространением образования на едином литературном языке, развертыванием общих средств массовой информации (пресса, радио и др.), ростом профессиональной культуры и т.п. К. является наиболее распространенным видом этнических процессов в классовых формациях. После того, как сложение капиталистических и социалистических народностей в нации завершается, К. обычно так или иначе уступает место процессам ассимиляции (см.). В настоящее время процессы К. особенно широко развиты в странах Африки, где после освобождения от колониализма, тормозящего национальное развитие, идет формирование новых наций - ганской, конголезской, эфиопской и др.
Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1987.
Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
122.49 кб

Этническая идентичность как инструмент социальной и политической консолидации в зеркале традиционных

Читать PDF
926.93 кб

Этническая идентичность как инструмент социальной и политической консолидации в зеркале традиционных

Кузнецов В. О.
В статье осуществлен сравнительный анализ теоретикометодологических подходов к интерпретации этноса и этничности. Этническая идентичность рассматривается как фактор политической консолидации с точки зрения различных подходов.
Читать PDF
29.33 мб

Проблемные аспекты педагогического формирования этнокультурной идентичности и этнической консолидаци

Карипбаев Байжол Искакович
В статье представлены попытки философско-теоретического обоснования необходимости смены примордиалистской концепции этничности на конструктивистскую в аспекте ориентации педагогической практики формирования этнокультурной идентичн
Читать PDF
1.44 мб

Формирование концепции веротерпимости и этнической консолидации в образовательных форматах Казахстан

Карипбаев Байжол Искакович
В данной статье автор анализирует основные формы воспитания у молодых людей (школьников, студентов) толерантного отношения к существующему этническому и конфессиональному разнообразию.