КонсьюмеризмКОНТАКТ КУЛЬТУРНЫЙ МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ

КОНТ Огюст

Найдено 7 определений термина КОНТ Огюст

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Конт Огюст

Comte, Auguste) (1798—1857), франц. философ, ввел в науч. оборот термин социология. Считается, что К. и его соотечественник Сен-Симон (граф Клод-Анри де Рувруа) (1760—1825) стояли у истоков социологической науки. К. утверждал, что об-во подобно организму, каждая часть к-рого выполняет особую роль, обеспечивая жизнедеят-ть целого. Эти идеи оказали влияние на Дюркгейма и способствовали развитию функционализма. В своей гл. работе Курс позитивной философии (1830—42) К. сформулировал знаменитый закон трех стадий. Он полагал, что человеческое познание и об-во проходят в своем развитии три разл. стадии: теологич., метафиз. и позитивную. На первой стадии все объясняется волей богов, на второй — абстрактными факторами (такими, как природа), на третьей — посредством науч. открытий. К. рассматривал социологию как позитивную науку, основанную на анализе непосредственно наблюдаемых явлений, а свою систему назвал позитивизмом. Его девиз Порядок и прогресс начертан на гос. флаге Бразилии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Конт Огюст

(1798–1857) Мыслитель, предложивший термин «социология» и впервые использовавший его при публикации четвертого тома своего «Курса позитивной философии» (1838). Конт полагал, что социология является наукой которая должна использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конт а сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Общества же эволюционируют, проходя три основные стадии развития - примитивную, промежуточную и научную. Социология, представляющая собой вершину наук, должна развиваться как анализ социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании непрерывности социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили появление функционализма, в настоящее время представление Конта о роли социологии обычно считается устаревшим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

КОНТ ОГЮСТ

1798-1857) - франц. философ и социолог. По мысли К., соц. мышление становится научн., т. е. социологич. в той мере, в какой проникается "позитивным духом", а этот последний заключается прежде всего в обнаружении на основе наблюдения и эксперимента "неизменных законов естественных явлений". По К., история мысли (религиозной, эстетич., научн., филос.) составляет необходимый аспект общей соц. эволюции (см. Закон трех стадий). Др. ведущая идея К. - "система", органически связанная с понятием законов. Она обладает статич. и динамич. характеристиками, поэтому и социология подразделяется на "статику социальную" (см.) и "динамику социальную" (см.). Главный интерес К. лежал в области соц. динамики, поэтому соц. статика разработана у него хуже. Здесь, однако, важно то, что об-во, по К., в свою очередь, состоит из систем, а не из отдельных индивидуумов. Посредствующее звено между индивидуумом и об-вом - семья. В рамках семьи существует "истинное единство", "семейная связь совсем иной природы, нежели соц." Соц. связь носит в известной степени внешний характер и обеспечивается правительством, к-рое действует посредством материальной силы, хотя вместе с тем оно порождено органич. потребностью в поддержании порядка, т. е. соц. иерархии. Считая биологию фундаментом социологии, К. механизм индивидуальной мотивации объяснял "инстинктивными импульсами", сочетания к-рых образуют "чувства". Он постулирует столько "инстинктов", сколько ему нужно для объяснения многообразия соц. активности: есть инстинкт "военный", "производительный", "альтруистич." (симпатич.), "эгоистич." и т. п. (см. Инстинктивизм). В середине 40-х гг. во взглядах К. происходит перелом. Он решает "расширить" социологию за счет "субъективного метода" и превратить ее в "практич. науку" преобразования об-ва на основе "социолатрии" - культа человечества как единого "Великого существа". Соч.: Дух позитивной философии. СПб, 1910; Systcmede politique positive. P., 1851; Course de philosophie positive. P., 1908. M.A. Кисель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНТ Огюст

COMTE, Auguste) (1798-1857) Автор термина «социология», который впервые был употреблен в рамках публикации в 1838 г. — в четвертом томе «Курса позитивной философии» (Comte, 1838). Конт был секретарем К. Сен-Симона, и впоследствии вопрос о соотношении их вклада в теорию социализма и социологию стал предметом продолжительной научной полемики. Конт считал, что социология — наука, которая основывается на использовании наблюдения, эксперимента и сравнения, — точно соответствует новому социальному порядку индустриальной Европы. Научный позитивизм Конта сочетался с эволюционистским взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Эволюция человеческих обществ также включает в себя три основные стадии — примитивную, промежуточную и научную. Человеческая мысль прогрессирует в процессе снижения степени обобщенности (generality) и возрастания степени сложности. Используя органическую аналогию, Конт утверждал, что благодаря разделению труда общество также становится более сложным, дифференцированным и специализированным. Наряду с языком и религией разделение труда обеспечивает социальную солидарность, порождая вместе с тем новые социальные деления между классами, а также между частной и публичной сферами. Социология, находящаяся на вершине наук, должна была развиваться как анализ, осуществляемый с точки зрения социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика была призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна была сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили функционализм, в настоящее время рассуждения Конта о социологии в целом считаются надуманными (arcane). См. также: Дюркгейм; Социология; Эволюции теория. Лит.: Coser (1971)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

КОНТ ОГЮСТ

1798-1857) - французский социальный мыслитель. Конт - один из основоположников новой позитивной социальной науки об обществе, давший ей имя - социология. Получив математическое и естественное образование, Конт стал приверженцем естественнонаучно ориентированного знания. Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы. Основные работы Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Конт вошел в историю социальной мысли как синтезатор идей французского традиционализма и позитивизма. Свои задачи как ученого он определил так: главное - моральная реконструкция общества, восстановление гармонического порядка, нарушенного Великой Французской буржуазной революцией; эквивалентом религии должна стать научная социология, но прежде нужно подготовить умы для ее восприятия. Общество - это надындивидуальная сущность, тождественная государству (А.Сен-Симон), тоталитарная иерархическая структура, в которой каждый исполняет свою роль, как на хорошо отлаженной фабрике (де Местр); это тоже организм, как в биологии, только коллективный, где индивиды получают содержательный смысл, только как часть общественного целого. Преобразовывать общество Конт предполагал на основе открытого им "Великого Закона 3-х стадий" или закона интеллектуальной эволюции человечества. Высшей стадией истории человечества, по Конту, является позитивная, научная стадия. Конт выделил в социологии два раздела. Социальная статика содержит ответ на вопрос о природе социальной связи. По Конту - это глобальная структура общества: строение, составные части, принципы связи между ними. Социальная динамика - это социологическая трактовка Закона 3-х стадий, содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества. Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История западной социологии: биографический справочник

КОНТ ОГЮСТ

Comte, Auguste) (1798-1857) - французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологическими, хотя они и не использовали данный термин. Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промышленной революции в стране. Связанный с основанием современного позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить его собственным девизом: Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот левиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мыслящей части общества и делу его радикального реформирования. Всегда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся подчас безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным. Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нанимавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция общества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся европейские страны, была актуальна в период французского Просвещения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и наследником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Конта этой идеи стал закон трех стадий социального и интеллектуального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и единственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем достичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, нового рационального правительства и "религии гуманизма". Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "негативной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафизической" эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступающей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой научной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией. В своей общей социологической теории Конт проводил различие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже, получила развитие в Дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — Домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее настающее значение разделения труда в современных обществах, не оказало сильное влияние на Дюркгейма. Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive" (1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systemede politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентричные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974). В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по причине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользовался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трезвомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социология", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осторожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в которой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показывает, что он был далек от рабского применения общей модели "научного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооценил различие между социальными и естественными науками. Поэтому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОНТ (Comte) Огюст

до 1818 имя К. - Исидор) (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли К., позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.

Определяя суть "позитивного", К. отмечал, что оно выступает как: 1) реальное в противоположность химерическому, посвящающее "себя исследованиям, истинно доступным нашему уму"; 2) полезное в противовес негодному, когда "необходимое назначение всех наших здоровых умозрений - беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства"; 3) достоверное в противоположность сомнительному, будучи способным "самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления"; 4) точное в противовес смутному, желающее "добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным авторитетом"; 5) положительное в противоположность отрицательному, стремящееся - в отличие от теологической и метафизической (критической) форм философствования - "не разрушать, но организовывать".

Согласно учению К, человеческий дух в своем развитии ("каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний") проходит три стадии: теологическую (фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и научную (позитивную). На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй стадии - при господстве философов и юристов - явления природы объясняются абстрактными причинами, "идеями" и "силами", гипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы. (Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по К., является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы.) Основной же характер позитивной философии, по К., выражается "в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий" По мысли К., "мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин как первичных, так и конечных". (Как неоднократно подчеркивалось впоследствии, в своих гносеологических исследованиях оснований универсальной методологии К. избыточно оценил статус описаний, считая совершенно необходимыми элементами любой научной дисциплины знак и историю. Формирование различных знаковых систем, представлявших "позитивные науки", традиционно было определенным образом связано с социальной историей. Эти элементы лежали в основе ряда позитивных научных дисциплин начиная с математики. "Переоткрыв" общую теорию гомогенности, К. распространил ее принципы на все уровни позитивной антропологии, в которой действует принцип гомологии.) С точки зрения К., "...теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику".

Отстраивая эту новую общественную дисциплину, К. провозгласил создание науки "социологии". К. поставил ее в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория К. сняла противоречие между "социальным прогрессом" и "социальным порядком": отказ К. от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.

Эволюционная теория К. опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа: 1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) Принцип консенсуса, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями; 4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства. Социология, по К., должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По К., эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи. Физикализм - что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение. В качестве предмета социологии К. определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, К. считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По К., именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.

Социология К. состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики. Под социальной статикой К. понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество. В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором - на классовые интересы, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе. Социальная динамика, по К., должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - законы существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая - теорию порядка. Для классификации наук он использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и историзма (переход от одного этапа развития к другому). Поэтому социология оказалась последней в этом ряду: "математика, астрономия, физика, химия, биология, социология".

Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, К. к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По К., стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. К. создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у К. религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество К. именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" К. "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды К. были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. К. решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества. В народном образовании К. усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. К. продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством). К. считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. К. имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма К. были даже написаны конституции). Идеи К., согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма ( Модернизм). также: "Рассуждение о позитивном духе" (Конт).

Г.П. Давидюк, А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме КОНТ Огюст — 0

Найдено научныех статей по теме КОНТ Огюст — 0

Найдено книг по теме КОНТ Огюст — 0

Найдено презентаций по теме КОНТ Огюст — 0

Найдено рефератов по теме КОНТ Огюст — 0