КОНТРКУЛЬТУРА
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Социологический словарь
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Истоки К. ее идеологи видят в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультизме, романтической традиции в иск-ве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе Фрейда, в романах Г. Гессе, Кафки и Беккета с их идеей «тотального разрушения» зап. рациональности [3]. В социокультурной области для сторонников К. характерно отрицание индивидуально- личностного принципа зап. культуры, имеющее своим следствием культивирование безличного, коллективно-анонимного начала, на основе к-рого осуществляется последовательная деиндивидуализация и обезличивание человека; неприятие принципа самотождественности человеческого «я»; отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; отрицание протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности, возведение в культ бесцельного времяпрепровождения [1].
Оформившаяся на излете антикапиталистического движения 60-х гг. и впитавшая в себя все связанные с ним тенденции «метафизически-гедонистического» отрицания «капиталистической цивилизации» и «буржуазного разума», К. оказалась в конечном счете «моделью» идеологии и поведения тех социальных слоев, и прежде всего молодежи индустриально развитых стран, к-рые оказались отчужденными от об-ва (Инфантилизм социальный). Ю. Н. Давыдов
В ряде работ это понятие используется как название политического и идеологического движения европейской и североамериканской молодежи, пришедшего на смену движению “новых левых”, поставившего целью ниспровержение культуры современного буржуазного общества как “организованного насилия”, препятствующего проявлению творческой энергии свободных и суверенных личностей. Понятие было введено в научный оборот американским социологом Т. Розаком, который использовал его в качестве концепта для раскрытия принципиальных отличий идеологии и практики “нового левого движения”, объединившего в своих рядах радикалов из среды студенчества и гуманитарной интеллигенции. Согласно воззрениям Т. Розака, К. представляет собой социокультурный феномен, по своей природе противостоящий культуре современного буржуазного общества. По его мнению, между традиционной культурой и К. лежит непреодолимая пропасть, ибо базовые ценности данных культурных миров отрицают друг друга. Из этого логически следует вывод о необходимости целенаправленной и жесткой критики культуры “фаустовской цивилизации” как главной цели социального протеста. Идеологической основой К., по мнению Т. Розака, является “новая левая социология” Ч. Миллса, фрейдо-марксизм Г. Маркузе, гештальт-анархизм П. Гудмена, “апокалипсический мистицизм” Н. Брауна, “дзенбуддистская психотерапия” А. Уотса, “оккультный нарциссизм” “пророка ЛСД” Т. Лирри. Позже этот термин применил Ч. Рейч, автор широко известной книги “Зеленеющая Америка”, оказавшей существенное влияние на процесс осмысления истоков, предпосылок, мировоззренческих позиций и ценностей радикально настроенных представителей послевоенного поколения западной интеллигенции, выступавших с критикой основ капиталистического общества в середине 1960-х гг. Согласно Ч. Рейчу, контркультурное сознание возникает в результате искусственного стимулирования и развития с помощью наркотических средств воображения, фантазии, расширения границ религиозного и мистического опыта. Иными словами, средством создания К. являются прежде всего различные способы так называемой невербальной коммуникации, к которым, по мнению Ч. Рейча, относятся коллективное потребление наркотиков, групповые медитации, радения, исполнение определенного рода танцев и песнопений, например кришнаитских мантр, занятия йогой, восточными единоборствами, оккультными науками, спиритизмом и т.д.
В отличие от западной плюралистической позиции в отечественной социологии существует более или менее общая точка зрения, согласно которой К. — это культура не всего общества, а его части, например социальной, демографической, национально-этнической или иной группы, которая противостоит господствующей в обществе культуре, вступает с ней в конфликт. К., лишенная признака общезначимости, не может выполнять роль культуры всего общества и обретает себя только в ситуации противостояния культуре социальной системы. Подобное понимание К. изложено в работах Ю.Н. Давыдова, П.С. Гуревича, Д.В. Петрова, И.К. Кучмаевой и др.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
Термин "К." был впервые введен американским социологом Т. фон Роззаком для обобщенного обозначения альтернативистских тенденций в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту. К. представляет собой опыт разнопланового социального экспериментирования, не связанного жесткими идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным традициям и эзотерическим практикам (европейский и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы, опыты наркотического галюцинирования, йога), причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения, "странного" бытия в отчужденном мире ("юродство" европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм и декаданс Нового времени). Источниками, определившими стиль мышления идеологов К. 1960-х, стали также философские концепции Ф. Ницше, С. Кьеркегора, З. Фрейда , Г. Маркузе , тексты Ф. Кафки, Г. Гессе и др. Начинаясь с индивидуального бунта, осознания нетождественности собственного Я и мира господствующих предписаний, творчество К. воплощается впоследствии в поиске новых форм социализации, способных создать оптимальные условия для реализации естественных прав человека.
Выступая против слепой веры в безграничные возможности разума, неспособного разрешить коренные проблемы человеческого бытия, К. принимает в качестве высшей ценности спонтанное чувственно-эмоциональное переживание реальности, непосредственное ощущение гармонии мира, существующее по ту сторону рациональных суждений и логических доводов. Неприятие существующего порядка вещей порождает в контркультурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно "подпольное" существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти убежище в тайниках собственного подсознания; 2) построение субъективистско-иррациональной картины "лучшей реальности" и агрессивно-волевое вмешательство в естественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими представлениями; 3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским поиском мировоззренческих оснований новой эпохи. К. как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы. Потеря однозначности в осмыслении окружающей действительности порождает стихийный контркультурный поиск нового языка культуры. Неотъемлемый элемент подобного поиска - демонстративно-провокационная десакрализация привычных для конформистского "банального" сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии. Это создает необходимые предпосылки для формирования нового идеала рациональности и соответствующего ему строя мышления, преодолевающего ограниченность как прежнего "официоза", так и порожденной им К.
М.Р. Жбанков
Источник: Социология: энциклопедия