КОНТРКУЛЬТУРА

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОНТРКУЛЬТУРА
субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Контркультура
культурные образцы, которые резко расходятся с теми, что широко приняты в обществе.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Контркультура
образ жизни, осознанно и целенаправленно противопоставляемый господствующей в данном обществе культуре

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Контркультура
это совокупность символов, ценностей, норм и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Контркультура
субкультура (нормы, ценности и образ жизни), которая находится в противоречии с нормами и правилами господствующей культуры.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Контркультура
совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Контркультура
специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

контркультура
counterculture лат. contra ‘против’ + cultura. - В социологии культурно обособленная группа, ценности и нормы которой противопоставлены магистральной культуре. См. антикультура.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

КОНТРКУЛЬТУРА
это такая субкультура (т.е. не культура всего общества, а его части, например, социальной, демографической, национально-этнической или иной группы), которая противостоит господствующей в обществе культуре, вступает с ней в конфликт.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

контркультура
1) разновидность субкультуры, агрессивно отвергающей господствующие ценности и нормы; 2) стиль мышления представителей постмодернизма. - Литература: Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. – Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Контркультура
комплекс явлений субкультуры, которые приняты и реализуются определенной социальной группой в качестве протестных стереотипов по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения, провозглашаемых доминирующей культурой.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Контркультура
тип поведения некоторых групп людей, не соответствующий общепринятым нормам, ценностям, стилям, сопровождаемый критикой общественных устоев, политики государства, существующих институтов (семья, власть, государство и т.д.), а также желанием создать свой мир, свое сообщество, «свободное» от традиционных требований и предоставляющее подлинную «свободу» человеку.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Контркультура
комплекс явлений субкультуры, которые приняты и реализуются определенной социальной группой в качестве протестных стереотипов по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей, норм поведения, провозглашаемых доминирующей культурой. Совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

КОНТРКУЛЬТУРА
COUNTERCULTURE) Термин, популярный в 1960-е гг., когда среди студентоврадикалов и других социальных групп вырабатывались новые, нетрадиционные теории и линии поведения в отношении политики, работы и семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и образцами поведения. Общие темы контркультуры включали в себя репрессивный характер традиционной семейной жизни, желательность предоставления людям возможности «делать то, что они хотят», эксперименты с различными наркотиками и преимущества сексуальной свободы.

Источник: Социологический словарь

КОНТРКУЛЬТУРА
1. Идея противо- (или анти-) культуры, в корне противостоящей современной культуре, включая и всю ее традицию. 2. Анархическое и нигилистическое течение, противопоставляющее идею противокультуры западноевропейской культуре как таковой. Как правило, такое противопоставление выливается либо в попытки отрицания всякой культуры вообще, сопровождающееся идеализацией первобытной "естественности", либо в мифологизацию культуры Востока, призванной якобы сменить исчерпавшую себя "культуру Запада", пронизанную "бесчеловечным духом" утилитаризма и научной рациональности. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНТРКУЛЬТУРА
от лат. contra -против и cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - англ. counter-culture; нем. Gegenkultur. 1. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру. 2. Леворадикальное, анархистское соц.-полит. и идеолог, движение, возникшее в 60-е гг. XX в. (Западная Европа, США) в форме соц. протеста, выступающее с резкой критикой существующей соц. системы. Теоретики К. выступали против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма и т. д., поощряя индивидуальную свободу, раскрепощение личности и т. д. См. НОВЫЕ ЛЕВЫЕ. 3. Маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением, к-рое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокуль-турным нормам (алкоголизм, дипсомания, наркомания, проституция и т. д.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОНТРКУЛЬТУРА
(а) понятие, используемое в совр. социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в зап. культуре; (б) молодежная субкультура, в к-рой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением совр. зап. культуры («культуры отцов»), освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности; ее элементами явл.: «наркотическая культура»; «восточная мистика» и оккультизм; сексуально-«революционная» «мистика тела». Термин «К.» принадлежит амер. социологу Т. Роззаку [2], к-рый подобно Ч. Рейчу [3], попытался представить в виде нек-рого мировоззренческого целого разнообразные идейные тенденции 60-х гг. («новая левая» социология Миллса и фрейдо-марксизм Маркузе; «гештальт-терапевтический анархизм» П. Гудмена и «апокалипсический мистицизм» Н. Брауна; «дзен-буддистская психотерапия» А. Уотса и «оккультный нарциссизм» Т. Лири), объединенные гипертрофированным неприятием зап. культуры.
Истоки К. ее идеологи видят в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультизме, романтической традиции в иск-ве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе Фрейда, в романах Г. Гессе, Кафки и Беккета с их идеей «тотального разрушения» зап. рациональности [3]. В социокультурной области для сторонников К. характерно отрицание индивидуально- личностного принципа зап. культуры, имеющее своим следствием культивирование безличного, коллективно-анонимного начала, на основе к-рого осуществляется последовательная деиндивидуализация и обезличивание человека; неприятие принципа самотождественности человеческого «я»; отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; отрицание протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности, возведение в культ бесцельного времяпрепровождения [1].
Оформившаяся на излете антикапиталистического движения 60-х гг. и впитавшая в себя все связанные с ним тенденции «метафизически-гедонистического» отрицания «капиталистической цивилизации» и «буржуазного разума», К. оказалась в конечном счете «моделью» идеологии и поведения тех социальных слоев, и прежде всего молодежи индустриально развитых стран, к-рые оказались отчужденными от об-ва (Инфантилизм социальный). Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

КОНТРКУЛЬТУРА
Вид субкультуры, ценности которой не совпадают с ценностями культуры, господствующей в конкретном обществе, а иногда и прямо противоположны им. Термин употребляется также для обозначения молодежной субкультуры, сформировавшейся в рамках “нового левого движения”.
В ряде работ это понятие используется как название политического и идеологического движения европейской и североамериканской молодежи, пришедшего на смену движению “новых левых”, поставившего целью ниспровержение культуры современного буржуазного общества как “организованного насилия”, препятствующего проявлению творческой энергии свободных и суверенных личностей. Понятие было введено в научный оборот американским социологом Т. Розаком, который использовал его в качестве концепта для раскрытия принципиальных отличий идеологии и практики “нового левого движения”, объединившего в своих рядах радикалов из среды студенчества и гуманитарной интеллигенции. Согласно воззрениям Т. Розака, К. представляет собой социокультурный феномен, по своей природе противостоящий культуре современного буржуазного общества. По его мнению, между традиционной культурой и К. лежит непреодолимая пропасть, ибо базовые ценности данных культурных миров отрицают друг друга. Из этого логически следует вывод о необходимости целенаправленной и жесткой критики культуры “фаустовской цивилизации” как главной цели социального протеста. Идеологической основой К., по мнению Т. Розака, является “новая левая социология” Ч. Миллса, фрейдо-марксизм Г. Маркузе, гештальт-анархизм П. Гудмена, “апокалипсический мистицизм” Н. Брауна, “дзенбуддистская психотерапия” А. Уотса, “оккультный нарциссизм” “пророка ЛСД” Т. Лирри. Позже этот термин применил Ч. Рейч, автор широко известной книги “Зеленеющая Америка”, оказавшей существенное влияние на процесс осмысления истоков, предпосылок, мировоззренческих позиций и ценностей радикально настроенных представителей послевоенного поколения западной интеллигенции, выступавших с критикой основ капиталистического общества в середине 1960-х гг. Согласно Ч. Рейчу, контркультурное сознание возникает в результате искусственного стимулирования и развития с помощью наркотических средств воображения, фантазии, расширения границ религиозного и мистического опыта. Иными словами, средством создания К. являются прежде всего различные способы так называемой невербальной коммуникации, к которым, по мнению Ч. Рейча, относятся коллективное потребление наркотиков, групповые медитации, радения, исполнение определенного рода танцев и песнопений, например кришнаитских мантр, занятия йогой, восточными единоборствами, оккультными науками, спиритизмом и т.д.
В отличие от западной плюралистической позиции в отечественной социологии существует более или менее общая точка зрения, согласно которой К. — это культура не всего общества, а его части, например социальной, демографической, национально-этнической или иной группы, которая противостоит господствующей в обществе культуре, вступает с ней в конфликт. К., лишенная признака общезначимости, не может выполнять роль культуры всего общества и обретает себя только в ситуации противостояния культуре социальной системы. Подобное понимание К. изложено в работах Ю.Н. Давыдова, П.С. Гуревича, Д.В. Петрова, И.К. Кучмаевой и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

КОНТРКУЛЬТУРА
1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная "молодежным бунтом" 1960-х - начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его "естественному состоянию".
Термин "К." был впервые введен американским социологом Т. фон Роззаком для обобщенного обозначения альтернативистских тенденций в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту. К. представляет собой опыт разнопланового социального экспериментирования, не связанного жесткими идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным традициям и эзотерическим практикам (европейский и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы, опыты наркотического галюцинирования, йога), причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения, "странного" бытия в отчужденном мире ("юродство" европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм и декаданс Нового времени). Источниками, определившими стиль мышления идеологов К. 1960-х, стали также философские концепции Ф. Ницше, С. Кьеркегора, З. Фрейда , Г. Маркузе , тексты Ф. Кафки, Г. Гессе и др. Начинаясь с индивидуального бунта, осознания нетождественности собственного Я и мира господствующих предписаний, творчество К. воплощается впоследствии в поиске новых форм социализации, способных создать оптимальные условия для реализации естественных прав человека.
Выступая против слепой веры в безграничные возможности разума, неспособного разрешить коренные проблемы человеческого бытия, К. принимает в качестве высшей ценности спонтанное чувственно-эмоциональное переживание реальности, непосредственное ощущение гармонии мира, существующее по ту сторону рациональных суждений и логических доводов. Неприятие существующего порядка вещей порождает в контркультурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно "подпольное" существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти убежище в тайниках собственного подсознания; 2) построение субъективистско-иррациональной картины "лучшей реальности" и агрессивно-волевое вмешательство в естественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими представлениями; 3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским поиском мировоззренческих оснований новой эпохи. К. как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы. Потеря однозначности в осмыслении окружающей действительности порождает стихийный контркультурный поиск нового языка культуры. Неотъемлемый элемент подобного поиска - демонстративно-провокационная десакрализация привычных для конформистского "банального" сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии. Это создает необходимые предпосылки для формирования нового идеала рациональности и соответствующего ему строя мышления, преодолевающего ограниченность как прежнего "официоза", так и порожденной им К.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
419.84 кб

Цифровая контркультура

Гир Чарли
Читать PDF
162.78 кб

Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу

Маликова Елена Васильевна
В статье представлен анализ современных молодежных проблем в контексте современной трактовки контркультуры и причины их возникновения.
Читать PDF
262.21 кб

Субкультура и контркультура в современном обществе

Волкова Виктория Валерьевна
Данная статья является попыткой проанализировать соотношение таких социальных феноменов, как «субкультура» и «контркультура», в современном мире. Автор исследует сущность и основные признаки этих феноменов.
Читать PDF
75.16 кб

Содержание термина «Контркультура» и его использование для описания творческих инициатив

Кузнецов Аркадий Вячеславович
Автор рассматривает происхождение термина контркультура, его различные трактовки в западной и отечественной науке.
Читать PDF
103.05 кб

Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура

Донских Дарья Геннадьевна
В статье дается понятие культуры, контркультуры, субкультуры. Обосновывается применение термина «криминальная субкультура» в криминологии.
Читать PDF
1.38 мб

Контркультура как почва для формирования современного граффити

Колосов Андрей Сергеевич
В статье представлены модели развития радикальной молодёжной культуры США и Западной Европы, рассмотрены предпосылки формирования современного граффити в субкультуре молодёжи России.
Читать PDF
366.02 кб

«Контркультура» и культуротворчество

Леонтьева В.
Читать PDF
75.45 кб

Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий

Ершова Юлия Яновна
Проанализированы и сопоставлены понятия культуры, субкультуры и контркультуры. Представлены подходы российских и зарубежных исследователей к интерпретации данных определений.
Читать PDF
130.00 кб

Контркультура как идеология

Мясникова А. С.
Автор рассматривает социокультурный феномен, характерный для США 60-х годов XX века, в качестве идеологии.
Читать PDF
0.00 байт

Социодинамика формирования ценностей контркультуры

Ковшова Ирина Владимировна
Представлен социальный аспект контркультурных ценностных ориентаций. Разработана их динамическая модель.
Читать PDF
163.53 кб

Диалектика «Отрицательной» критики Франкфуртской школы как философская основа контркультурной револю

Сейсяни Вахтанг Тариелович
Данная работа посвящена рассмотрению критической теории Франкфуртской школы, ее представителей, которые вдохновили революцию контркультуры 1960-ых. Подробно представлены ключевые научные концепции Г.Маркузе, М.Хоркхаймера, Т.
Читать PDF
124.65 кб

Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях

Мудрик А. В.
Рассматриваются контркультурные организации как фактор десоциализации личности, характеризуются их признаки, раскрываются составные части диссоциального воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Контркультурные тенденции в современном социокультурном пространстве

Ежова О. А.
Статья посвящена анализу понятий «контркультура» и «субкультура», а также рассмотрению контркультурных тенденций, существующих в современном социокультурном пространстве.
Читать PDF
385.47 кб

Оценка феномена контркультуры в работах западных ученых второй половины XX века

Ширяев Виктор Геннадьевич
В статье предпринимается попытка проиллюстрировать наиболее существенные позиции североамериканских ученых по вопросу о сущности контркультуры и сегментировать их в зависимости от признаков общностиразности.
Читать PDF
415.63 кб

Проблема контркультур в современных организациях

Кузнецова Ольга Евгеньевна
В статье проанализирована проблематика феномена «организационная контркультура», которая включает в себя вопросы определения данного феномена, его роли в современных организациях, сосуществование контркультуры и общей культуры.

Похожие термины:

  • КОНТРКУЛЬТУРА или АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

    counter culture or alternative culture) — любая из субкультур и оппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются от основной или господствующей культуры и которая может отрицать их главные убеж
  • Контркультура (альтернативная культура)

    (от лат. contra – против и cultura – возделывание, образование, воспитание, почитание, развитие). Контркультура (альтернативна культура). Counter (alternative) culture. 1. В социологии США – неофициальная, диссидентска