КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Конвенция ООН о правах ребенка
UN Convention on the Rights of the Child), заключенный в 1989 г. междунар. договор. Права, закрепленные К., распространяются по всему миру на детей до 18 лет, за иск. стран, где человек считается взрослым в более раннем возрасте. К. декларирует, что семья является для детей естественной средой и все действия по отношению к ним следует предпринимать с макс, учетом их интересов. К. провозглашает право ребенка на имя, гражданство, частную жизнь, свободу общения, мысли, совести и вероисповедания, в ней также задокументированы обязательства по отношению к нему др., в первую очередь родителей и гос-ва. Так, гос-во несет ответственность перед об-вом в том, что касается заботы о детях, родители к-рых работают, их образования (детское образование), здравоохранения, защиты от сексуальных домогательств, жестокого обращения, а также от наркомании и эксплуатации детского труда. В К. говорится об особой защите опред. категории детей, напр., жертв вооруж. конфликтов, детей с физ. и умственными недостатками, детей беженцев и детей, принадлежащих к нац. меньшинствам. К. имеет обязательную силу для гос-в, к-рые ее ратифицировали, однако не существует механизма принудительного проведения ее в жизнь.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
, принятая 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций, закрепила на мировом уровне приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни любого государства - члена ООН. В Конвенции о правах ребенка и в том, что в ней были закреплены на международном уровне минимальные нормы, необходимые для обеспечения выживания, здоровья и образования детей, сформулированы права по защите детей от эксплуатации на работе, от физического и полового насилия, от разрушительных последствий войны. Рассматривая ребенка как самостоятельный субъект права, Конвенция указывает: уважение к его личности является нормой права, а не только признаком общечеловеческой культуры; взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на нравственно-правовой основе, сотрудничестве как равноправных субъектов права. Правительство Российской Федерации создало специальную (правительственную) комиссию по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Постановление Совета Министров – Правительства РФ “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” принято 23 августа 1993 года.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
международный правовой документ, определяющий права детей в государствахучастниках. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).
Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребенка. День принятия текста Конвенции ежегодно отмечается как День прав ребенка.
Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства.
Семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе. “Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения”.
Для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Образование ребенка должно быть направлено:
a) на развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации
Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном об-ществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.
Е.Н. Приступа
Лит.: Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. № 44/25).

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
международный правовой документ (комплексное соглашение), обязывающий страны, которые его ратифицировали, принять меры относительно обеспечения и защиты прав детей. Конвенцию ООН о правах ребенка называют - „большая хартия вольностей для детей”, мировая конституция прав ребенка. В Конвенции изложено, какие действия и как именно должны быть осуществлены государствами для обеспечения соблюдения прав юных граждан. Этот документ основывается на новом понимании положения ребенка в социуме как равноправного участника общественной жизни. Международное движение защиты прав ребенка было реакцией на нищенское положение, в котором оказались дети вследствие двух мировых войн. Толчком международного развития правовых инициатив относительно прав подрастающего поколения стала Женевская Декларация, принятая в 1924 г.. С помощью простых понятий (права как таковые не провозглашались) она определила обязанности взрослых относительно детей. Следующим шагом на пути признания детей как правовых субъектов была Декларация прав ребенка 1959 г., которая акцентировала внимание не только на биологических потребностях ребенка, но и на его потребностях в понимании и любви; провозглашала право ребенка на имя и национальность; предусматривала обязательное и бесплатное начальное образование, право ребенка на творчество и запрет на труд до определенного возраста. Тем не менее представленные правовые аспекты защиты детства требовали расширения и детализации. Сознавая необходимость перехода от необязательных деклараций к обязывающим конвенциям, 7 февраля 1978 г. Польша подает в Комиссию ООН по правам человека проект Конвенции о правах ребенка. Переговоры относительно принятия Конвенции ООН о правах ребенка начались в 1979 г., который по инициативе правительства Польши был объявлен Международным годом ребенка. 20 ноября 1989 г Конвенция была единогласно принята и открыта для подписания, ратификации и присоединение резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН. В основу Конвенции положены принципы защиты прав ребенка, которые содержатся в Декларации прав ребенка 1959 г., в частности те, которые отмечают, что во время разработки и принятия законов интересы ребенка необходимо обеспечить как можно лучше и полнее: ребенок должен быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь, пользоваться благами социального обеспечения, быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конвенция ООН о правах ребенка состоит из преамбулы и 54-х статей. Преамбула Конвенции определяет ее основы (принципы Хартии ООН (1945), Общей декларации прав человека (1948), международных обязательств относительно прав человека (1966)); утверждает, что семье не обходимо предоставить особую защиту и что ребенок должен расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви, понимания; высказывает убеждение, что ребенка нужно воспитывать в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности; признает, что существуют дети, которые живут в исключительно трудных условиях, и эти дети нуждаются в особом внимании и т.п. Статьи Конвенции ООН о правах ребенка можно условно объединить в три части: статьи 1 – 41 – основные, которые определяют права ребенка и обязанности государств-сторон, ратифицировавших Конвенцию; статьи 42–45 – процедуры мониторинга внедрения Конвенции; статьи 46–54 – формальные положения, которые регламентируют порядок вступления в силу Конвенции. Стержень Конвенции ООН о правах ребенка – три фундаментальных права: 1. Защита. 2. Обеспечение. 3. Участие. Важнейшим аспектом Конвенции о правах ребенка является определение ребенка как человеческого существа до 18 лет (если по закону, примененным к данному лицу, оно не достигает совершеннолетия раньше) (статья 1). Каждый ребенок независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, имущественного состояния, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-нибудь других обстоятельств имеет равные права со всеми другими детьми (статья 2). Основными правами, которые закреплены в Конвенции являются права: на здоровье, образование, полноценное питание, необходимость первоочередного внимания к физическому и духовному развитию ребенка. Согласно положениям Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено, что государства обязаны уважать права и обязанности родителей (опекунов), чтобы те надлежащим образом направляли свои усилия на оказание помощи детям в реализации их прав (статья 5). Провозглашается, что родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, а государство обязано предоставлять им необходимую помощь в выполнении своих обязанностей относительно детей (статья 18). Конкретизация в Конвенции обязанностей родителей, социальных институтов, государства оказала содействие расширению общего контроля за „качеством жизни” детей. Ряд статей Конвенции направлены на борьбу против использования труда детей, на защиту детей от экономической эксплуатации, выполнения любой работы, которая может оказаться опасной для здоровья ребенка, быть препятствием в получении им образования или наносить ущерб его физическому, умственному, духовному и социальному развитию (статья 32). Статья 34 Конвенции требует защиты детей от сексуальной эксплуатации, а статья 35 – от похищения, торговли ими. В Конвенции специально выделены вопросы защиты прав ребенка в случае совершения преступления (статьи 38, 40), употребления наркотических средств (статья 33). Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет новое восприятие детей, поскольку ребенок определяется как субъект права, способный формулировать и высказывать мысли, участвовать в принятии решений и влиять на события, быть партнером в процессах социальных преобразований и построения демократии. В этом контексте важны такие статьи Конвенции: статья 12-13 – право на высказывание ребенком собственного мнения и принятие его во внимание; право получать и распространять информацию, высказывать свои взгляды, если это не нарушает прав других; статья 15 – на свободу ассоциаций и свободу мирного собрания; статья 17 – право на доступ к информации. Цель Конвенции заключается не только в выявлении нарушений прав ребенка. Ее положения подчеркивают, что распространение знаний о правах ребенка – наилучшее средство против их нарушения. Значительное внимание в Конвенции уделено роли СМИ в обнародовании и популяризации положений относительно охраны прав и свобод детей. В частности, статья 42 Конвенции обязывает государства-участницы „широко информировать о принципах и положении Конвенции как взрослых, так и детей”. Согласно Конвенции (статьи 42-45) контроль за ее внедрением возложен на Комитет ООН по правам ребенка, созданный 27 февраля 1991 г. Главная задача Комитета – оценка прогресса, которого достигают государства-участницы в процессе внедрения положений Конвенции ООН о правах ребенка. Такой мониторинг является главным средством имплементации Конвенции. Это единый формальный способ поставить государства-участники перед необходимостью отвечать за свои обязательства. На протяжении двух лет со дня ратификации, а дальше – каждые пять лет государства-участники должны отчитываться Комитету ООН по правам ребенка и обеспечивать широкую гласность своим докладам в собственных странах (статья 44). Альтернативные отчеты могут присылать в Комитет общественные организации. Конвенцию ООН о правах ребенка ратифицировали все страны мира за исключением США и Сомали.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)