идеология, так называемого “мирового гражданства”; как правило, обосновывала расширение сферы господства и влияния доминирующих в мире наций.
КОСМОПОЛИТИЗМ
Космополитизм
Источник: Краткий словарь по социологии
КОСМОПОЛИТИЗМ
от греч. kosmopolites - гражданин мира) - англ. cosmopolitism; нем. Kosmopolitismus. Теория, обосновывающая отказ от национальных традиций и культуры, отрицающая госуд. и нац. суверенитет во имя единства человеческого рода.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
космополитизм
cosmopolitism греч. kosmopolites ‘гражданин мира’. - Идеология мирового гражданства, основным постулатом которой является лозунг «Человек — гражданин мира», что утверждает приоритет принадлежности любого человека ко всему человечеству над всеми другими социальными связями (национальными традициями, ценностями, культурой). См. национализм, шовинизм.
космополитизм
1) по У. Беку – парадигма, противостоящая абстрактным, исторически глубокозамороженной концепции государства и политики, смысл и воздействие которых воспринимается в конкретных границах. Для К. центральным является тот факт, что социальные реалии, например, государства, политика, имеют плюралистичные границы, что позволяет осуществлять метавласть, направленную на реализацию прав человека в глобальном масштабе; 2) по Г. Делантию – способы мышления, предполагающие, выход за пределы сообщества, в котором рожден индивид. Они имеют не только европейские корни, но имелись в разных культурах (китайское понимание «универсальной любви»). Существуют три главные подхода к пониманию К.: политико-философский, исследующий нормативные принципы, относящиеся к мировому гражданству и глобальному управлению; мультикультурализм, акцентирующий многообразие различий в создании постнационального сообщества; подход, изучающий транснациональные движения, такие, как диаспоры и гибриды, а также новые способы культурного потребления и жизненных стилей; - Литература: Beck, U. Power in the Global Age. Cambridge: Polity Press, 2007; Delanty, G. The Cosmopolitan Imagination. Cambridge: University Press, 2009.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
КОСМОПОЛИТИЗМ
( от греч. -kosmopolitismus) мировоззрение, основанное на идее единства всего человечества, на первостепенной важности глобальных проблем по сравнению с государственными, этническими, национальными, расовыми, религиозными и другими, делящими человечество на отдельные общности или коллективы со своими, нередко противоречивыми интересами: тем самым К. в той или иной степени противостоит патриотизму (см.) и расизму (см.).Идеи К. появились еще в античности, особенно четко у стоиков Римской империи, но реальная основа их появилась лишь к концу XIX в. в связи с формированием мирового капиталистического рынка и необходимостью его регулирования. В советской науке идеям К. были противопоставлены идеи "пролетарского интернационализма" (см. Интернационализм). В 1948 г., очевидно, по указанию И.В.Сталина, была развернута борьба против "безродных космополитов", за укрепление в Советском Союзе чувств патриотизма, национальной гордости за героическое прошлое страны. В числе критикуемых и отчасти репрессированных космополитов оказалось немало еврейских интеллигентов, что дало повод считать всю эту компанию "антисемитской" (см. Антисемитизм): это способствовало распространению идей "сионизма" (см). В последние десятилетия идеи К. приобрели размах главным образом в связи с осознанием глобального развития явлений и процессов, затрагивающих существование всего человечества (термоядерная война, истощение природных ресурсов, уничтожение озонового слоя в атмосфере и т.п.) Космополитическая идея создания мирового государства отчасти воплотилась в деятельности ООН: многие общемировые проблемы пытаются решать различные общественные экологические организации (в том числе партии "зеленых").
Лит.: Морджинская Е.Д. Космополитизм - империалистическая идеология порабощения наций. М., 1958.
Cohen J. The principles of world citezenship, Oxford, 1954.
В.И.Козлов
Лит.: Морджинская Е.Д. Космополитизм - империалистическая идеология порабощения наций. М., 1958.
Cohen J. The principles of world citezenship, Oxford, 1954.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
КОСМОПОЛИТИЗМ
(от Греч, cosmopotitis — гражданин мира) — идеология мирового гражданства, утверждающая приоритет чувства принадлежности любого человека ко всему человечеству над всеми другими социальными связями. К. отвергает идеи «национальной почвы», национальной культуры, патриотизма, а в сфере политики проповедует отказ от государственного и национального суверенитета, от национальных интересов и традиций. В ее основе лежит идея создания мирового государства или мировой федерации государств, для чего необходимо отказаться от государственного суверенитета, этнической и национальной принадлежности, культуры и традиций.
Космополитические идеи, возникнув в далеком прошлом, получили широкое распространение в эпоху империализма. Выступая против национально-освободительного движения, идеологи империализма говорят об «устарелости» национального суверенитета. Современный К. проповедует полное растворение национальных культур в «динамичном общем потоке индустриального прогресса». Наглядное выражение современный К. находит в идеологии «американизма» транснациональных корпораций, в работах группы французских идеологов, которые называют себя «новыми философами» (Ж.-М. Бенуа, А. Глюксман, Б.-А. Леви и др.).
Нынешние космополитические умонастроения страдают исходной противоречивостью. Например, «новые философы» говорят об универсальном мировоззрении, свободном от узости «регионализма», ратуют за создание глобальной культуры. Однако источником универсализма в их системе рассуждений оказывается вовсе не объективный процесс сближения культур, а насаждение американской культуры во всех регионах мира. Космополитическукэ направленность содержит в себе доктрина «неоглобализма», игнорирующая национальные особенности различных регионов и культур и направленная на искусственное насаждение «новейших» социальных структур и цивилизационных стандартов. К. не тождествен интернационализму, который не отрицает патриотизм, национальные чувства, а соединяет в своей основе общечеловеческие интересы с национальными. Интернационализм рассматривает «глобализацию», планетаризацию общественной жизни как объективный процесс. Но при этом длительная перспектива интернационализации национальных культур предполагает не устранение национальных особенностей и традиций, а глубокое и последовательное усвоение их ценного потенциала. Именно поэтому объективный процесс возрастания роли общечеловеческих факторов развития интернационалистских тенденций находится в противоречии с К., отрицающим национально-государственные и патриотические ценности. См.: Интернационализм, Национал-патриотизм. Патриотизм. Родина.
Космополитические идеи, возникнув в далеком прошлом, получили широкое распространение в эпоху империализма. Выступая против национально-освободительного движения, идеологи империализма говорят об «устарелости» национального суверенитета. Современный К. проповедует полное растворение национальных культур в «динамичном общем потоке индустриального прогресса». Наглядное выражение современный К. находит в идеологии «американизма» транснациональных корпораций, в работах группы французских идеологов, которые называют себя «новыми философами» (Ж.-М. Бенуа, А. Глюксман, Б.-А. Леви и др.).
Нынешние космополитические умонастроения страдают исходной противоречивостью. Например, «новые философы» говорят об универсальном мировоззрении, свободном от узости «регионализма», ратуют за создание глобальной культуры. Однако источником универсализма в их системе рассуждений оказывается вовсе не объективный процесс сближения культур, а насаждение американской культуры во всех регионах мира. Космополитическукэ направленность содержит в себе доктрина «неоглобализма», игнорирующая национальные особенности различных регионов и культур и направленная на искусственное насаждение «новейших» социальных структур и цивилизационных стандартов. К. не тождествен интернационализму, который не отрицает патриотизм, национальные чувства, а соединяет в своей основе общечеловеческие интересы с национальными. Интернационализм рассматривает «глобализацию», планетаризацию общественной жизни как объективный процесс. Но при этом длительная перспектива интернационализации национальных культур предполагает не устранение национальных особенностей и традиций, а глубокое и последовательное усвоение их ценного потенциала. Именно поэтому объективный процесс возрастания роли общечеловеческих факторов развития интернационалистских тенденций находится в противоречии с К., отрицающим национально-государственные и патриотические ценности. См.: Интернационализм, Национал-патриотизм. Патриотизм. Родина.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Космополитизм
(греч. cosmopolites космополит, гражданин мира) — идеология так называемого «мирового гражданства», абсолютизирующая процессы межнациональной интеграции и интернационализации общественной жизни. Возникает вместе с формированием наций как оборотная сторона национализма. Паразитируя на извращении одной из объективных тенденций их развития — усилении мировых связей между нациями и народами, возрастании многонационального состава национальных общностей, — игнорирует полностью или частично тенденцию к росту многообразия национальной жизни, возрастанию ценностной значимости национальных языков, культур, традиций, образа жизни и т. д. Создавая видимость объективного подхода к оценке направленности развития мирового сообщества, к. на самом деле изначально игнорирует национальные интересы стран и народов, преследует выгоды международного капитала и ТНК наиболее развитых капиталистических государств. Направляя капиталы в развивающиеся и зависимые страны, господствующий в экономике развитых стран крупный капитал пытается установить таким образом свое господство над миром. За ширмой концепций «мирового гражданства», отмирания наций и национальной принадлежности, необходимости наднационального управления обществом к. на практике стремился закрепить различные формы зависимости народов от международного капитала. Будучи открыто направлен против национально-освободительной и патриотической идеологии, к. исторически не содержал позитивных социально-политических функций. Особенностью современного к. является непосредственный выход на проблемы становления и развития постиндустриального общества. Именно в этом плане господствующий класс экономически развитых стран, и прежде всего США, рассматривает вопросы установления мирового господства, военного присутствия в тех регионах, народы которых отказываются подчиняться их диктату. Необходимость политики силы и засилье финансового капитала навязываются через концепции установления «нового мирового порядка», «универсального глобализма», «национальных интересов» экономически развитых стран и др. Смысл подобного рода доктрин заключается в том, чтобы навязывать свою волю всем остальным народам мира, поставить их в зависимое положение, диктовать свои условия. Разновидностью идеологии и политики к. в современной России является насаждение западной модели реформирования общества, что, как известно, сопровождается колоссальными издержками в экономике, культуре и социальной сфере. В русле идеологии к. идут также и предложения об упразднении в многонациональной России наций, проведении «деэтнизации государственности и личности», создании «единой российской нации» по западному образцу, не считаясь с тем, что российский народ исторически формировался как многонациональная общность и представляет одну из специфических форм современной цивилизации. Идеология к. опасна, лишая людей чувства Родины, национального достоинства и патриотизма, навязывает народам модели реформирования общества, связанные с подчинением зарубежному финансовому и спекулятивному капиталу. Крупная буржуазия, как класс, изначально использовала к. в своих корыстных политических и экономических интересах, а некоторые социологи в России до сих пор рекомендуют российскому народу «забыть о нации». Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.