КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В ЗАЩИТУ НРАВСТВЕННОСТИКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЛИТИКА

Крестьяне

Найдено 3 определения термина Крестьяне

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Крестьяне (peasants)

Люди, которые производят продукты, возделывая землю с помощью традиционных сельскохозяйственных методов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

КРЕСТЬЯНЕ

PEASANTS) Крестьяне представляют собой класс, для которого характерны занятие мелким сельскохозяйственным производством, экономическая самодостаточность, низкая степень разделения труда и относительная политическая изоляция от городских рабочих. Крестьянство часто подразделяется на социальные страты в соответствии с количеством возделываемой крестьянами земли и различиями в их правах на землю. Так, социологи обычно различают «богатых крестьян», «среднее крестьянство» и «безземельных крестьян», несмотря на то, что границы между этими стратами зачастую произвольны. Крестьяне, владеющие лишь небольшими участками земли, как правило, вынуждены либо арендовать землю в обмен на труд, деньги или часть урожая («издольщина»), либо заниматься мелким ремеслом, либо вливаться в ряды мигрантов и превращаться в городских рабочих. В ХХ в. существенными факторами, повлиявшими на положение крестьянства, были развитие международной торговли и распространение капиталистических производственных отношений, которые часто вели к обеднению крестьян вследствие повышения арендной платы за землю и роста цен на материалы, такие, как удобрения. Крестьяне попадали во все большую зависимость от производства коммерческих, поставляемых на экспорт сельскохозяйственных культур, цены на которые на мировом рынке подвержены значительным колебаниям. Задолженность крестьян сельскохозяйственным кредиторам приводит, как правило, к тому, что они превращаются в безземельный сельский пролетариат. Характер крестьянского владения землей исторически был и остается сложным и изменчивым: крестьяне могут обладать обычным правом на пользование землей либо индивидуально, либо выступая в качестве деревенской общины, они могут иметь законное право на землю, а могут быть и безземельными. При феодализме крепостное право подразумевало присвоение экономического излишка помещиками посредством ренты (натурой, деньгами или трудом). Развитие капиталистического сельского хозяйства превращает крестьянина в сельскохозяйственного рабочего, разрушая обычное крестьянское землевладение (как правило, посредством огораживания) и лишая крестьянского производителя самодостаточности (обычно посредством увеличения арендной платы за землю и сокращения сроков пользования ею). В XIX в. существовала точка зрения, согласно которой географическая изоляция и экономическая независимость крестьянских общин делают крестьянство политически консервативным фактором в европейских обществах, тогда как современные исследования сосредоточиваются на участии крестьян в революционных преобразованиях в странах «третьего мира». Радикализация крестьянства была вызвана тремя важными сдвигами: (1) благодаря демографическому переходу существенно изменилось соотношение между количеством земли и количеством населения, что привело к популяционному давлению на сельскохозяйственные ресурсы; (2) капиталистическое развитие сельского хозяйства, производство товаров на экспорт и земельные реформы разрушили традиционные методы хозяйствования и изменили спектр производимых сельскохозяйственных культур; (3) вследствие приспособления землевладельцев и купцов к новым рыночным силам произошла трансформация сельского общества. Природа крестьянского радикализма и классового сознания крестьян также была предметом оживленной полемики. В докапиталистических европейских обществах широко распространенным явлением были крестьянские восстания против существовавших тогда условий пользования землей и увеличения арендной платы за землю, а «общественный разбой» («social banditry») представлял собой сезонный промысел для многих крестьян. В эпоху модерна считается, что стремление крестьян к восстановлению привычных практик и деревенских условий свидетельствует о том, что крестьянское сознание на самом деле является традиционным, и что без союза с городскими рабочими и без внешнего политического руководства их бунтарство не может быть истинно революционным. Марксистские социологи полагают, что в отсутствие политического руководства и политического образования крестьянское бунтарство будет оставаться либо традиционным, либо эфемерным. Типичным примером традиционного крестьянского сознания является, как утверждается, милленаризм. См. также: Мобилизация; Существования экономика. Лит.: Wolf (1971)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

КРЕСТЬЯНЕ

peasants) — "мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью простых орудий и труда членов своих семей получают продукцию главным образом для собственного потребления, прямого или косвенного, и для выполнения обязательств перед обладателями политической и экономической власти" (Шейнин, 1988). До 1960-х гг. крестьянство в значительной степени игнорировалось социологией как не игравшее существенной роли в истории. хотя данная группа существовала на протяжении большей части зафиксированной истории и во многих частях мира. С 1960-х гг. публикация работ таких авторов, как Вольф (1966) и Баррингтон Mh (1967), начала менять сложившиеся представления, внедряя социологию подходы, разработанные в антропологии и политической экономии. Роль крестьянства во время войны во Вьетнаме, а также рост его политической активности в Латинской Америке и Азии поставила под вопрос общепринятое мнение о его пассивности В русле марксистских работ, отчасти под влиянием маоизма (см. Мао Цзедун) и событий в Китае в революции 1949 г. и впоследствии, обсуждалось, представляло ли крестьянство стран "третьего мира" революционную силу социализма. Это особенно проявилось в свете исследований, видевших пролетариат развитого капиталистического мира как включенную в господствующий капиталистический мир рабочую аристократию. В настоящее время существует важная область междисциплинарных исследований в этой области. Но один из наиболее важных споров посвящен тому, можно ли выявить особую категорию крестьянства как концептуально, так и эмпирически. Шейнин — один из самых сильных и наиболее влиятельных защитников данного понятия. С учетом всех направлений, способствовавших изучению крестьянства в нынешнем столетии, он доказывает, что у него есть четыре основные взаимосвязанные характеристики: (а) семейное хозяйство — главная экономическая единица, вокруг которой организовано производство, труд и потребление; инь, (б) земледелие — основной вид деятельности, сочетающийся с минимальной специализацией и семейным обучением работе; (в) имеется особый "крестьянский жизненный путь", основанный на местной деревенской общине, охватывающий большинство сфер социальной жизни и культуры, отличающийся от городской жизни и от жизни других социальных групп; (г) крестьяне политически, экономически и социально подчинены группам, не состоящим из крестьян, против которых изобрели различные методы сопротивления, вплоть до восстания или бунта. Имеются и два других вспомогательных аспекта: (д) определенная социальная динамика предполагает циклическое изменение в поколениях, сглаживающее со временем неравенство посредством раздела земли и увеличения (уменьшения) семейного труда в семейном цикле; (е) специфическая для современного мира общая модель структурного развития втягивает крестьян в рыночные отношения, часто путем влияния таких внешних факторов, как агробизнес, и способствует инкорпорации в национальную политику. Точный результат их общих процессов не предопределен. В зависимости от обстоятельств крестьянство выживает за счет миграции, сочетания наемного труда в городских или сельских районах с некоторыми элементами земледелия, становясь рабочими-крестьянами или полностью превращаясь в сельский пролетариат. Далее, между крестьянами и другими фермерами обычно проводятся два общих различия. Во-первых, с племенными народами за счет (Поуст, 1972): (а) скорее групповой или индивидуальной, чем общинной собственности на землю; (б) общественного разделения труда, не полностью основанном на родстве; (в) вовлеченности в рыночные отношения, даже если ее степень незначительная; (г) политических иерархий и государственной структуры, которой они подчинены; (д) культуры не столь гомогенной, как у племенных народов, сосуществующей с культурами других групп того же общества. Во-вторых, с мелкими капиталистическими семейными фермерами, применяющими в основном семейный труд, но также и наемный, покупающими семена, удобрения, домашний скот и т. д., продающими большую часть продукции. Таким образом, и затраты, и продукция являются товарами. Крестьяне наиболее четко выявляются в аграрных обществах. Какое же воздействие на них имело возникновение капитализма! Для некоторых авторов это ставит проблему расслоения крестьянства, увеличивающееся с развитием капитализма. Согласно Ленину, одно из отличий наблюдается между, во-первых, богатыми крестьянами, имеющими больше земли, чем требуется для собственного потребления, и либо сдающими ее в аренду, либо нанимающими на работу других; во-вторых, средними, соответствующими используемому здесь определению крестьянина; в-третьих, беднейшими, не имеющими столько земли, чтобы удовлетворить собственные потребности, и посему продающими свой труд за деньги. Определение беднейшего крестьянина дается Малазиеном: "тот, кто должен переселиться на чужую землю". Актуальная проблема: становятся ли с развитием капитализма богатые крестьяне капиталистическими фермерами, беднейшие — пролетариями, а средние - теми или другими. До последнего десятилетия в этой области игнорировался вопрос о Гендере. Теперь все более признается, что патриархальные отношения являются основными и женщины часто разными способами превращаются в подчиненных, выполняя тяжелую работу. Разделение труда между ними и мужчинами находится в зависимости от времени и места, но имеется всегда. Общественная идентичность крестьянских женщин ограничена, а в чрезвычайных случаях, типа Китая до 20-го столетия, они едва ли считались людьми. Есть несколько сильных аргументов в пользу того, что понятию «крестьянин» вообще нет места в социально-научном анализе. Полли Хилл (1986), опираясь на свою работу в Африке и Азии, утверждает следующее: во времени и в пространстве есть множество способов благодаря которым сельские фермеры обеспечивают проживание и организуют свою социальную жизнь; лишь небольшая часть людей соответствует определению крестьянства, ибо индивидуум в течение жизни может заниматься торговлей, наемным трудом, мелким земледелием, обменом или наймом других. Другие доказывали, что концептуально данный термин имеет неопределенные значения, ведь нельзя объяснить определением "крестьянин" общество, экономику или политику таким же образом, как с помощью других понятий. Ведутся дебаты и о том, является ли подходящим значение, уделяемое крестьянской семье, в формулировках Шейнина и подобных авторов. Акцент на семье сделал советский экономист Чаянов (см. Торнер и др., 1966). Однако при данной степени внутрисемейных связей, важности деревни во многих крестьянских общинах и влияния не крестьянских групп на крестьян не ясно, является ли динамика крестьянской жизни наилучшим образом приближен- ной к семье как к главной единице анализа. Некоторые из этих аргументов убедительны и все еще питают споры. См. также Кресть- янское общество; Крестьянская политика; Крепостное право; Пере- ход от феодализма к капитализму; Испольщина.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено схем по теме Крестьяне — 0

Найдено научныех статей по теме Крестьяне — 0

Найдено книг по теме Крестьяне — 0

Найдено презентаций по теме Крестьяне — 0

Найдено рефератов по теме Крестьяне — 0