КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
critical theory) — см. Франкфуртская школа этической теории.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ОБЩЕСТВА)
англ. critical theory (of society); нем. kritische Theorie. Теория, разрабатывающаяся представителями Франкфуртской школы, сочетающая идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства. В основу К. т. положена критическая традиция европейской философии, достигшая в своем развитии уровня тотальной критики соц. познания и традиционной теории. Основное внимание К. т. обращает на проблемы преодоления отчуждения субъекта познания от его объекта. См. НЕОМАРКСИЗМ, ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Критическая теория
critical theory), радикальная социальная теория, разработанная во Франкфуртском институте социальных исследований (Франкфуртская школа) в 1930-х гг. Следуя Марксу, авторы этой теории критиковали кап. об-во, полагая, что оно разрушает личность и попирает свободу, углубляя социальную несправедливость, в то время как крупные корпорации уничтожают конкуренцию и обогащаются. Франкфуртские теоретики анализировали эти явления и стремились выявить несоответствия провозглашенных целей реально преследуемым. К.т. оказала влияние на развитие самых разл. отраслей знания.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(«критическая теория общества») — название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии и социологии вообще. Название «К. т. о.» предложено Маркизе, а термин «К. т.» введен Хоркхаймером, к-рый в статье «Традиционная и критическая теория» [2] охарактеризовал осн. ее черты, противопоставив «К. т.» всей предшествующей науке. В кач-ве представителей критикуемой Хоркхаймером «традиционной теории» фигурирует М. Вебер и Маннгейм. Осн. упрек со стороны «К. т.» в адрес «традиционной теории», выдвигаемый неомарксистами, заключается в том, что, по их мн., социология ошибочно предполагает существование познавательной ситуации, когда могут противопоставляться «мысленно сформулированное значение» и исследуемые «обстоятельства дела»; теоретические представления и «чистое» восприятие обстоятельств. Эта т. зр., базирующаяся на противопоставлении субъекта и объекта в процессе социального познания, квалифицируется Хоркхаймером как совершенно «некритическая», поскольку она не учитывает того, что об-во представляет собой тождество субъекта и объекта, а их разрыв — это исторически условное и преходящее выражение «капиталистического отчуждения», к-рое «идеологизируется» в «традиционной теории» и «буржуазном» принципе научности.
Требования К. т., сформулированные Хоркхаймером в противоположность «традиционной теории», сводятся к следующему: а) осознание ограниченности любой специализированной деятельности, в т. ч. познавательной, учитывая, что любая деятельность лишь часть целостного исторического «праксиса», внутри к-рого она возникает и в нем «снимается»; б) исследование в кач-ве предмета социальных наук всей системы взаимоотношений об-ва и природы, входящей в понятие «праксис»; в) рассмотрение в кач-ве познающего субъекта не обособленного индивида, а «обществ, человека»; признание того, что для «обществ, субъекта» познаваемый предмет уже не представляет собой нечто «внешнее», «объективное», а явл. продуктом его деятельности. Согласно Хоркхаймеру, предмет может представать как нечто «объективное» лишь в рамках бурж. формы сознания, раздваивающей «тотальность праксиса» на обособленные друг от друга «субъект» и «объект». Независимо от того, к какому варианту «снятия» противоположности субъекта и объекта — «фрейдо-марксистскому» (Фромм) или «хайдеггер-марксистскому» (Маркузе) и т. д.— тяготеет тот или иной теоретик франкфуртской школы, этот комплекс исходных «лево»-неогегельянских представлений сохраняется. Первоначально представители «К. т.» решительно противополагали ее как философии истории, так и социологии, однако позже предприняли ряд шагов, способствовавших превращению «К. т.» в своеобразную философию истории [3, 5], стали более активно обращаться к данным конкретных социол. исследований [1]. Эта тенденция облегчила сближение «К. т.» с «традиционной» социологией, установление компромисса между ними, следствием чего и было возникновение «критической социологии». По мере того как критическая социология вбирала в себя постулаты «К. т.», стремясь сохранить при этом статус социол. науки, необходимость обособленного существования «К. т.» постепенно отпадала. Нек-рые аргументы «К. т.», направленные против «овеществляющего объективизма» традиционных социол. методов познания, в защиту тезиса о необходимости «преодоления отчуждения» субъекта социол. познания от его объекта, воспроизводятся в феноменологической и экзистенциалистской социологии, что дает основание для объединения их вместе с «К. т.» в рамках одной и той же «гуманизирующей» социол. ориентации.
Поскольку «К. т.» оказалась связанной с судьбой критической леворадик. социологии, она начала утрачивать свое влияние во второй половине 70-х гг. (в первую очередь в США) по мере общего спада леворадик. тенденций в зап. социологии. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
CRITICAL THEORY) Эту форму социального анализа часто отождествляют с Франкфуртской школой критической социологии ХХ в., хотя очевидно, что понятие критики является более старым и более широким. Понятие критики означает вынесение отрицательного суждения, особенно в отношении художественных манер, литературы или продуктов культуры в целом. Критика текста развивалась в качестве орудия религиозного конфликта в период Реформации, когда критическая интерпретация Библии служила основой негативных, но объективных оценок традиционных церковных догм и практики. Позднее критика стала означать как обнаружение скрытых допущений и разоблачение их притязаний на авторитетность, так и простое выявление ошибок. Г.Гегель рассматривал историю человечества как прогресс человеческого самосознания, постоянно трансформирующего существующие социальные ограничения и выходящего за эти пределы. Таким образом, в рамках гегелевской философии критика представляла собой нечто большее, нежели всего лишь отрицательное суждение, она наделялась позитивной ролью обнаружения и разоблачения существующих форм убеждения с целью способствовать эмансипации людей в обществе. Гегелевская критика идеологических форм сознания была с энтузиазмом поддержана так называемыми левыми гегельянцами, которые предлагали применить «критическую критику» ко всем сферам человеческой деятельности, в особенности к религии и политике. Именно в этом контексте К. Маркс и Ф. Энгельс разрабатывают свой проект критики общества (Marx and Engels, 1845b), нацеленный на разоблачение религии и прочих форм буржуазного мышления. Согласно Марксу, сущность критики заключается не просто в отрицательном интеллектуальном суждении об идеологических системах мышления, а в практической и революционной деятельности. Следуя лозунгу «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», Маркс стал развивать мысль о том, что философская критика должна стать орудием рабочего класса в его революционной борьбе против буржуазии (Marx, 1845). В этом случае критика соединяется с практикой (praxis). Несмотря на то, что марксистская идея практики отличается значительной сложностью, она означает помимо всего прочего то, что интеллектуальная критика может быть реализована в полной мере лишь посредством деятельности людей в обществе. Следующий шаг в развитии концепции отношения между валидным знанием о мире и революционной практикой был сделан Д.Лукачем (Lukacs, 1923). Лукач полагал, что истинное сознание является исключительным достоянием пролетариата как класса, действующего в своих реальных интересах даже тогда, когда эти интересы затуманены «ложным сознанием». Развитие критической теории представителями Франкфуртской школы было результатом их неудовлетворенности тем, что «критика» использовалась институционализированным марксизмом с целью легитимации политических решений коммунистической партии. Кроме того, они более глубоко понимали ценность «критики» в ее гегельянской форме. Франкфуртцы полагали, что она должна быть самокритичной по своей природе. Вследствие этого Франкфуртская школа была открытой по отношению к любой философской традиции, направленной на человеческую эмансипацию посредством социальной критики. Представители критической теории Франкфуртской школы признавали, что, поскольку капитализм подвергся фундаментальным изменениям, оставаться целиком в рамках марксовой критики капитализма XIX в. невозможно. Поэтому главной мишенью критической теории стали утверждения о том, что инструментальная рациональность (в особенности в форме естественных наук) является единственной валидной формой подлинного знания. Критика рациональных основ науки и капитализма привела критическую теорию не только к переоценке наследия классической немецкой философии, но и к сближению с веберовским анализом капитализма как рационально организованной «железной клетки». Результатом была концепция общества, которая пыталась соединить веберовский взгляд на рационализацию с марксовой теорией капитализма, усваивая пессимизм первого и сочетая его с освободительным потенциалом последней. Главной фигурой современной критической теории является Хабермас. Как и других представителей этой теории, его интересует самоосвобождение (self-emancipation) от господства. Однако он в большей степени сосредоточивается на том, как изменился капитализм, отмечая возникновение крупных корпораций, растущую связь государства и капитализма и упадок публичной сферы. См. также: Герменевтика; Марксистская социология; Неокантианство; Позитивизм; Verstehen. Лит.: Bronner and Kellner (1989)

Источник: Социологический словарь

ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ (КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА)
названия, к-рые дали своей версии неомарксизма идеологи школы франкфуртской (см.), но к-рые довольно часто используются для характеристики неомарксистской соц. философии и социологии вообще. Первый из вариантов названия (Т.к.) принадлежит М. Хоркхаймеру, он охарактеризовал основные черты Т.к., противопоставив ее всей Предшествующей науке и научности вообще. Второй вариант (К.т.о.) принадлежит Г. Маркузе. Сам термин "критика" рассчитан на то, чтобы вызвать ассоциацию с почти полуторавековой традицией нем. филос. культуры, нашедшую свое отражение в названии кантовских "критик", в "критической критике" младогегельянцев, в "Критике политич. экономии" К. Маркса (подзаголовок "Капитала"), в проекте "Критики историч. разума", к-рый пытался осуществить В. Дильтей, и т. д. В качестве представителей критикуемой "традиционной теории" фигурируют М.Вебер и К. Маннгейм. Т.к. осознавалась как "критика социологич. разума", хотя выводы распространялись на принцип научности как таковой. Основной упрек со стороны представителей Т.к. в адрес "традиционной теории", к-рый после Хоркхаймера выдвигали против социологии едва ли не все неомарксисты, заключается в том, что последняя ошибочно предполагает, будто может существовать такая познавательная ситуация, когда на одной стороне находится "мысленно сформулированное знание", а на др. - исследуемые "обстоятельства дела"; на одной - понятийная структура (набор теоретич. представлений), а на др. - "чистое восприятие" (ничем не замутненная констатация этих "обстоятельств"). Эта т. зр., базирующаяся на противопоставлении субъекта и объекта в процессе соц. познания (и получившая свое методологич. осмысление в неокантианстве), квалифицируется Хоркхаймером как совершенно "некритич.", поскольку в ней не учитывается, что об-во представляет собой тождество субъекта и объекта, а их разрыв - это исторически условное и преходящее выражение "капиталистич. отчуждения", к-рое "идеологизируется" в "традиционной теории" и "бурж." принципе научности. Требования Т.к., сформулированные Хорк-хаймером в противоположность "традиционной теории": а) осознавать ограниченность любой специализированной деятельности, в т. ч. (и особенно) познавательной, имея в виду, что любая такая деятельность лишь часть целостного историч. "праксиса", внутри него она возникает и в нем "снимается"; б) брать в качестве предмета соц. наук всю человеческую и внечеловеческую природу, всю систему взаимоотношений об-ва и природы - эта система, в сущности, и охватывается понятием "праксиса"; в) предполагать в качестве познающего субъекта не обособленного индивида, а "общественного человека"; г) исходить из того, что для так понятого субъекта познаваемый предмет уже не представляет собою нечто "внешнее", "объективное"; наоборот, последний предстает в своей истине как продукт его же, "обществ. субъекта", собственной деятельности. Независимо от того, к какому варианту "снятия" противоположности субъекта и объекта - "фрейдо-марксистскому" (Э. Фромм) или "хай-деггер-марксистскому" (Г. Маркузе) - тяготеет тот или иной теоретик Франкфуртской школы, этот комплекс исходных левонеогегельянских представлений сохраняется. Сначала Т.к. решительно противопоставляла себя как философии истории, так и социологии, однако постепенно ее ведущие представители начинают, с одной стороны, превращать Т.к. в своеобразную философию истории, а с др. - позволять себе экскурсы в область конкретных социологич. исследований. Эта тенденция облегчала сближение Т.к. с "традиционной" социологией, установление своеобразного "компромисса" между ними, следствием чего и было возникновение критич. социологии. По мере того как критич. социология ассимилировала постулаты Т.к., стремясь сохранить при этом статус социологич. науки, необходимость обособленного существования Т.к. постепенно отпадала. Нек-рые аргументы и мыслительные ходы Т.к., направленные против "овеществляющего объективизма" традиционных социологич. методов познания, в защиту тезиса о необходимости "преодоления отчуждения" субъекта социологич. познания от его объекта, воспроизводятся в фе-номенологич. и экзистенциалистской социологии, что дает основание для объединения их вместе с Т.к. в рамках одной и той же "гуманизирующей" социологич. ориентации (см. Направление в социологии гуманистическое). Лит.: Luckacs G. Geschichte und Klassenbewufitsein. В., 1923; Horkheimer M., Traditionelle und Kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozialforschung. 1937. Jg. 6, № 1; Marcus e G. Philosophie und kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozialforschung. 1937. Jg. 6, № 2; Horkheimer M., Adorno Th. W. Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente. Amsterdam, 1947; Markuse H. Eros and zivilisation. Boston, 1955. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
432.80 кб

Критический анализ теории З. Фрейда

Яновский Михаил Иванович
Предлагается авторская позиция рассмотрения теории З. Фрейда как разновидности интенционалистских моделей психики. Выявлен «психотехнический» характер значительной части положений фрейдизма.
Читать PDF
397.41 кб

Критическая теория общества сегодня

Шушкина Анастасия Геннадьевна
Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно известны главным образом как основатели Франкфуртской школы, авторы критической теории общества, которая сегодня прагматизируется многими исследователями.
Читать PDF
172.40 кб

Социально-критическая теория Жана Бодрийяра

Фурс Владимир Николаевич
Читать PDF
371.88 кб

Категориальный анализ теории деятельности: критический аспект

Коптелов Александр Олегович
Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму материальной, целеполагающей предметной деятельности как одной из парадигм в философии и психологии, ставшей традиционной
Читать PDF
166.47 кб

Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты проблемы

Челышева И. В.
Медиатекст, как и текст художественный, по образному выражению Ю.М.
Читать PDF
6.37 мб

Критический анализ теории сознания Пенроуза-Хамероффа. Часть 1

Дубровский Д.И.
Прошло более 20 лет с тех пор как была выдвинута теория сознания Пенроуза-Хамероффа.
Читать PDF
320.84 кб

Критический анализ теории сознания Пенроуза-Хамероффа. Часть 2

Дубровский Д.И.
Теория сознания Пенроуза-Хамероффа за последние 20 лет не получила подтверждений. Ее основные положения опровергаются такими специалистами как А. Шимони, С. Хокинг и другие.
Читать PDF
946.44 кб

ГЕНЕТИКА И МЕДИЦИНА КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Мороз В.В., Смелая Тамара Валерьевна, Голубев А.М., Сальникова Л.Е.
Рассмотрена роль генетических исследований в современной медицине.
Читать PDF
306.45 кб

Управление коммуникацией. Критические замечания к теории коммуникации

Белоусов А. Б.
Читать PDF
1.13 мб

Эволюция политической теории гражданского общества: критический аспект

Кристалинский Леонид Борисович, Баранов Сергей Викторович
В статье авторы рассматривают стержневую хронологию концепции гражданского общества в контексте современной политической теории.
Читать PDF
254.25 кб

Критический анализ разработки положений общесоциологической теории в США

Войцеховский Сергей Николаевич
Читать PDF
307.33 кб

Критический анализ разработки положений общесоциологической теории в США

Войцеховский Сергей Николаевич
Читать PDF
1.87 мб

Знак желание технология: на пути к критической теории визуальной культуры

Галкин Дмитрий Владимирович
Рассмотрены проблемы исследования феноменов визуальной культуры, семиотические, антропологические и технологические аспекты визуального опыта (опыта visually).
Читать PDF
626.24 кб

Критические состояния в акушерстве с позиций теории адаптационных реакций

Стрельцова Вера Львовна, Падруль Михаил Михайлович
Читать PDF
353.84 кб

Самосознание и личность в теории критического индивидуализма Е. А. Боброва

Сатухин В. И.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • теория новая критическая

    по У. Беку, использующему в ее названии заглавные буквы, – теория, основанная на принципах методологического космополитизма, исходящая из того, что национальная социология, основанная на методоло