КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич
(09.12.1842, Москва – 08.02.1921, Дмитров) – русский теоретик анархизма, революционер и писатель. Его моральные и социологические взгляды достигают вершины в понятии взаимопомощи, которое он положил в основу своей теории анархического (т. е. безгосударственного) коммунизма. Анархическая доктрина К. непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, а также об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важнейших направлений дарвинизма. Установленное им положение, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенёс и на общественную жизнь. При этом он признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна только тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она не должна превращаться в борьбу за власть, которая неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К. закон взаимной помощи и солидарности лёг в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их – в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных.

Источник: Словарь по волонтерству.

КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
(1842–1921) Русский социолог, историк, географ. Наряду с М.А. Бакуниным являлся одним из основоположников русского анархизма. Предложил теорию анархического (безгосударственного) коммунизма. Считал революции закономерным и необходимым явлением. Полагал, что развитие общества может быть изменено по желанию людей. К. сформулировал “биосоциологический закон взаимной помощи”, объединяющий людей в гармоничное общежитие. Его социальный идеал был основан на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Профессиональные и ремесленные союзы, которым передаются орудия и средства производства, должны были стать ячейками общества. По мнению К., в новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Отрицая в принципе государственную власть, признал Октябрьскую революцию и высоко оценивал роль Советов. После смерти М.А. Бакунина К. стал главой международного анархизма. Наиболее известные работы: “Хлеб и воля” (1892); “Поля, фабрики, мастерские” (1898); “Анархизм. Его философия и его идеал” (1900); “Государство, его роль в истории” (1904); “Анархия и ее философия” (1905); “Нравственные начала анархизма” (1906); “Великая Французская революция. 1789–1793” (1979); “Земледелие, промышленность и ремесла”, “Взаимная помощь как фактор эволюции” (1907); “Современная наука и анархия” (1913); “Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса” (1922); “Этика” (1922) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
1842- 1921) - русский социолог, географ, путешественник, идеолог анархизма. К. - крупнейший теоретик анархизма после М.А. Бакунина, воспринявший основные положения его соц.-политич. концепции. К. отрицал гос-во, политич. борьбу, ратовал за анархо-коммунистич. федерацию, к-рая должна заменить уничтоженное в ходе революции гос-во. В центре социологич. интересов К. - две группы проблем: факторы и общие закономерности соц. развития, проблема гос-ва и соц. революции. Целостность об-ва обусловлена, по К., двумя факторами эволюции: обществ., выражающимся во взаимной помощи, и индивидуальным - самоутверждением индивида или группы индивидов. Борьба за существование - закон сохранения человечества, но направлен он не внутрь об-ва, а вовне - на борьбу с природой. Законом органической природы, лежащим в основании человеческого об-ва, является инстинкт общительности. Сознание силы возникает у человека на основе взаимопомощи, сознание удовольствия - от общения с себе подобными, и вместе с тем появляется чувство справедливости, вынуждающее признать взаимное равенство всех людей, - таковы биопсихологич. факторы, обеспечивающие целостность об-ва. Независимость индивида от об-ва - важнейшее положение анархизма - К. также пытался объяснить с помощью биологич. аналогий: все живое подтверждает отсутствие в природе какого-либо "управляющего центра" власти. Каждая активная личность стремится достигнуть "личного или кастового превосходства" в экономич., политич. и духовной организации, более того - разорвать узы, к-рые род, деревенская община, город или гос-во стремятся наложить на нее. К. отводит большое место выяснению путей образования гос-ва, представляющего собой "тройственный союз" между военным вождем, судьей и священником - рез-т "заговора" против народа. Перед человечеством стоит дилемма: или гос-во должно быть разрушено, или оно разрушит личность. Соч.: Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. A.M. Черных.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
1842-1921) - русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?". Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу - арестован и осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселившись в Англии, активно занимается наукой и публицистикой, а в 1890-х отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата.
Философская концепция К. сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Ж. Прудона и Бакунина , а также позитивизм Конта и Спенсера . Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основной социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений". Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование.
Этика К. - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня.
Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений К. можно отнести: "Хлеб и воля" (1892); "Поля, фабрики, мастерские" (1898); "Анархизм. Его философия и его идеал" (пер. с фр., 1900); "Государство, его роль в истории" (1904); "Анархия и ее философия" (1905); "Нравственные начала анархизма" (1906); "Великая Французская революция. 1789-1793" (опубл. в 1979); "Земледелие, промышленность и ремесла", "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907); "Современная наука и анархия" (1913); "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" (пер. с англ., 1922); "Этика" (1922) и др.
И.Н. Андреева

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
157.26 кб

Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего

Соловьёва Наталья Викторовна
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня.

Похожие термины:

  • КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ (1842–1921)

    Русский социолог, историк, географ. Наряду с М.А. Бакуниным являлся одним из основоположников русского анархизма. Предложил теорию анархического (безгосударственного) коммунизма. Считал революци