Кроманьонцыкросс-табуляция

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Найдено 2 определения термина КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

1842- 1921) - русский социолог, географ, путешественник, идеолог анархизма. К. - крупнейший теоретик анархизма после М.А. Бакунина, воспринявший основные положения его соц.-политич. концепции. К. отрицал гос-во, политич. борьбу, ратовал за анархо-коммунистич. федерацию, к-рая должна заменить уничтоженное в ходе революции гос-во. В центре социологич. интересов К. - две группы проблем: факторы и общие закономерности соц. развития, проблема гос-ва и соц. революции. Целостность об-ва обусловлена, по К., двумя факторами эволюции: обществ., выражающимся во взаимной помощи, и индивидуальным - самоутверждением индивида или группы индивидов. Борьба за существование - закон сохранения человечества, но направлен он не внутрь об-ва, а вовне - на борьбу с природой. Законом органической природы, лежащим в основании человеческого об-ва, является инстинкт общительности. Сознание силы возникает у человека на основе взаимопомощи, сознание удовольствия - от общения с себе подобными, и вместе с тем появляется чувство справедливости, вынуждающее признать взаимное равенство всех людей, - таковы биопсихологич. факторы, обеспечивающие целостность об-ва. Независимость индивида от об-ва - важнейшее положение анархизма - К. также пытался объяснить с помощью биологич. аналогий: все живое подтверждает отсутствие в природе какого-либо "управляющего центра" власти. Каждая активная личность стремится достигнуть "личного или кастового превосходства" в экономич., политич. и духовной организации, более того - разорвать узы, к-рые род, деревенская община, город или гос-во стремятся наложить на нее. К. отводит большое место выяснению путей образования гос-ва, представляющего собой "тройственный союз" между военным вождем, судьей и священником - рез-т "заговора" против народа. Перед человечеством стоит дилемма: или гос-во должно быть разрушено, или оно разрушит личность. Соч.: Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. A.M. Черных.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

1842-1921) - русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?". Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу - арестован и осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселившись в Англии, активно занимается наукой и публицистикой, а в 1890-х отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата.

Философская концепция К. сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Ж. Прудона и Бакунина , а также позитивизм Конта и Спенсера . Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основной социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений". Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование.

Этика К. - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня.

Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений К. можно отнести: "Хлеб и воля" (1892); "Поля, фабрики, мастерские" (1898); "Анархизм. Его философия и его идеал" (пер. с фр., 1900); "Государство, его роль в истории" (1904); "Анархия и ее философия" (1905); "Нравственные начала анархизма" (1906); "Великая Французская революция. 1789-1793" (опубл. в 1979); "Земледелие, промышленность и ремесла", "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907); "Современная наука и анархия" (1913); "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" (пер. с англ., 1922); "Этика" (1922) и др.

И.Н. Андреева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено научныех статей по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено книг по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено презентаций по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено рефератов по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0