КУЛИ ЧАРЛЗ ХОРТОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУЛИ ЧАРЛЗ ХОРТОН

Cooley, Charles) (1864-1929) - американский социолог, наиболее известный концепцией Зеркального "Я", Теория о формировании и сохранении индивидуальности путем отражения в суждениях (и реальных, и предполагаемых) других была разработана Дж. Г. Мидом, а также символическими интеракционистами. Кули был причастен к проведению различия между первичной и вторичной группами (см. Первичные группы). В целом его социология ("Социальная организация", 1909) совпадала с интересом Чикагской школы к отношению между "Я" и социальной группой. См. также Символический интеракционизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛИ (Cooley) Чарльз Хортон
1864-1929) - амер. социолог, один из основоположников теории малых групп (см.). К. ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ. ин-тов Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., основными обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализации (см.), формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций человека на мнение о нем окружающих людей (т.наз. теория "зеркального "Я"). Правильно отмечая нек-рые существенные черты социализации и формирования самосознания личности. К вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. ин-ты (классы, нации, партии), согласно К., образуют структуру социальную (см.), где складываются безличные отношения. в к-рые сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции. Соч.: Human Nature And Social Order. N.Y., 1962. H.M. Лачда

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Кули, Чарльз Хортон
1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Кули подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Приобщение индивидуального сознания к "большому" - это и есть социальный процесс, т.е. социализация индивидуального сознания. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как "представления представлений". Эта идея была воспринята У.Томасом (понятие "определение ситуации"), а к представлениям Кули о роли сознания в общественной жизни часто обращался Дж.Г.Мид.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон
1864-1929) - американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете (с 1907 - профессор), в 1918 - президент Американского социологического общества. Основные сочинения: "Человеческая природа и социальный порядок" (1902); "Социальная организация" (1909); "Социальный процесс" (1918); "Социологическая теория и социальное исследование" (1930) и др. Испытал влияние идей Конта , Спенсера , Ч. Дарвина, Уорда , Гиддингса , У. Джемса. Считается прямым предшественником символического интеракционизма. Согласно К., человек и общество есть аспекты органического единства - "человеческой жизни", вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. По К., человеческое познание имеет две формы: познание объектов на основе чувственного восприятия (пространственное, или материальное) и познание на основе контактов с сознанием других людей через коммуникацию (личностное, или социальное).
Социальное познание, по К., предполагает интерпретацию видимого поведения в соответствии с представлением о внутренних процессах сознания. Соответственно взаимодействие личностей трактуется как отношение между представлением о партнере по коммуникации и индивидуальным самосознанием, а общество - как отношения между "идеями личностей". Индивидуальное сознание, по К., является воплощением той части общества, к которой принадлежит индивид. Развитие личности, согласно К., начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения, "чувства моего". В ходе социализации "чувство моего" развивается и дифференцируется, разбиваясь на бесчисленное множество самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений (образов), трансформирующих самоощущения индивида в "социальные чувства" (любовь, сочувствие и т.д.), являющиеся основой социальной организации. Человеческое "Я", "самость", по К., есть наиболее сосредоточенная, энергичная и сплоченная часть сознания. Те представления о собственном "Я", которые индивид усматривает в сознании других людей, К. называет "представлениями представлений". "Я" взрослого человека всегда предполагает социальную жизнь и отношение к другим людям, общение с ними и формирование "представлений представлений". К. связывал формирование человеческого "Я" с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению деятеля, он производит на окружающих (теория "зеркального Я"). Согласно теории "зеркального Я", представление человека о самом себе включает: представление о том, как человек выглядит в глазах "другого"; представление о том, как "другой" оценивает этот образ; вытекающее отсюда самоощущение, например, гордость или унижение.
Человеческую природу К. трактует как социальную, групповую, представляющую всеобщую сумму социальных чувств, норм, установок, ценностей. Универсальный фундамент человеческой природы закладывается, по К., в рамках первичной группы. Первичные группы (семья, соседство, община) характеризуются устойчивостью, непосредственностью, неформальностью взаимоотношений. Их первичность связана с ролью в процессе социализации, а также со структурообразующим характером в рамках более крупных социальных общностей. Во вторичных группах, напротив, действуют формализованные, безличные отношения. Ко вторичным группам К. относил нации, классы, партии. Изменение места первичных групп в системе общественных связей и отношений, по К., провоцирует глубокие социальные сдвиги. Так, К. негативно оценивал процесс урбанизации, ведущий к распаду первичных групп и утрате человеком своей идентичности. Творчество К. оказало влияние на развитие общественных дисциплин. Теория "зеркального Я" и концепция первичных групп были восприняты социальной психологией и микросоциологией. Понятийный аппарат, представления о роли коммуникации в общественной жизни, составлявшие предметную область научной деятельности К., повлияли на Дж.Г. Мида и У. Томаса .
М.Н. Мазаник

Источник: Социология: энциклопедия