КУЛЬТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Культ (cult)
Фрагментарные религиозные объединения, члены которых последовательно исповедуют определенные верования, но не имеющие постоянной структуры.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Культ
религиозная секта придерживающаяся крайних воззрений и призывающая к радикальным изменениям верований личности, общества или того и другого одновременно.

Источник: Социология.

КУЛЬТ
от лат. cultus - почитание) - англ. cult; нем. Kult. 1. Преклонение, возвеличение, обожествление к.-л. или ч.-л. 2. Неформальная религиозная группа, часто медитативной природы.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культ
религиозное верование, находящееся в основном вне религиозно-культурных традиций данного общества. Культ личности – частный пример обожествления конкретного человека.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

КУЛЬТ
1) идеология обожествления лица, существа или предмета и правила поклонения ему, включая целевое создание и использование предметов и сооружений, массовые и индивидуальные обряды. 2) религиозная секта, придерживающаяся крайних воззрений и призывающая к радикальным изменениям ценностей личности, общества или того и другого одновременно.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

КУЛЬТ
CULT) В антропологии понятием культа обозначаются верования и практика определенной группы по отношению к одному или нескольким божествам. Использование этого термина в социологии часто связано с рассмотрением типологий «церковь-секта». Под культом понимается небольшая гибкая группа, религиозные верования которой характеризуются индивидуализмом, синкретизмом и зачастую эзотеризмом. Хотя предполагается, что религиозные секты подчеркивают коллективизм, а культы — частный, индивидуальный опыт, на практике трудно провести различие такого рода между религиозными группами. Распространенность культов, часто основывающихся на восточных религиозных идеях, в западных индустриальных обществах заставляет задуматься над характером и степенью секуляризации этих обществ. См. также: Новые религиозные движения; Секта; Секуляризация; Церковь. Лит.: Heelas (1996)

Источник: Социологический словарь

КУЛЬТ
cult) — 1. Как в развитых, так и в менее развитых обществах — самый неофициальный и часто видоизменяющийся тип религиозной организации (движения), отличающийся от других форм (см. Церковно-сектантская типология) отклонением от доминирующих ортодоксальностей внутри общин, в которых действует. Концентрируясь на преданности к фигуре харизматического лидера (см. Харизма и харизматический авторитет), культы способны объединять элементы различных религий (синкретизм) или, подобно сектам, от которых не всегда четко отличаются, отъединяться и функционировать рядом с единой более формально организованной религией, что довольно часто встречается в доиндустриальных или переходных обществах, выполняя специализированные функции, включая магические обряды. И в слаборазвитых, и высокоразвитых обществах характерной чертой культов является то, что они привлекают индивидуумов, делающих персональный положительный выбор, тогда как большинство господствующих религиозных организаций обычно осуществляет пополнение рядов по признаку рождения и семейных уз Культы и культовая принадлежность наиболее распространены в зонах социального неблагополучия и/или резкого изменения, а также большой социальной мобильности (например, в современной Калифорнии). См. также Новые религиозные движения. 2. В римско-католической церкви — убеждения и действия, связанные со специфическим физическим местоположением, например, святыми местами.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТ
лат. сultus - уход, почитание) - 1) форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение К. могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной - возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным "небом". В структуре К. выделяют: предмет К., выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму К. как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т.п.); средства К. - материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание К. - характер культового действия, его "прикладное значение" (К. плодородия, военный К., промысловый К. и др., но следует знать, что религиозный К., в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект К. - индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал К. как важнейший элемент религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как отдельной формы общественного сознания. Э. Дюркгейм в определении религии выделяет два ее основных элемента: верования и К. В К. религиозная вера приобретает зримое содержание, религиозное сознание объективируется через оперирование символами, за которыми скрыты истины вероучения, убеждения и эмоции верующего, что позволяет выделить следующие социальные функции К.: коммуникационную функцию, функцию трансляции опыта (необязательно религиозного), контрольную функцию, комфортную функцию (психологического и эстетического удовлетворения).
2) Тип аморфной религиозной организации, функционирующей на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. Понятие К. как типа религиозной организации введено Г. Беккером для описания специфического религиозного объединения - харизматического К., который выступает крайней формой сектанства и религиозного максимализма. Специфические черты такого К.: малочисленность; призыв к радикальному изменению личности и общества; агрессивные методы привлечения и удержания членов; харизматическая основа - вера в особую миссию учителя (чаще всего, после смерти лидера культ исчезает или прозябает в виде малочисленной группы); ярко выраженная претензия на исключительность, избранность, отрицание диалога с другими религиями; фанатизм, мистицизм, эзотерические идеи; негативное отношение к государству, светской культуре (чаще всего, их полное отрицание); тип религиозного действия носит глубоко эмоциональный характер, требует полной личной преданности и стопроцентной включенности в жизнь общины. В организационном плане харизматический К. складывается как группа приверженцев к.-л. личности (учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего - мессианских). Большинство нетрадиционных религий 20 в. формируются именно как разновидности харизматического К.: "Церковь объединения" ("Церковь Муна", 1954), "Церковь Единой веры" ("Церковь Виссариона", 1990) и др. Такой аспект позволяет охарактеризовать К. как начальную стадию секты или первичную стадию организационной эволюции религии и как первый шаг в институциализации религии, который состоит в выделении и оформлении нетрадиционного религиозного сознания, в вероучительной инновации, в разрыве с прошлым и настоящим. Под К. также понимают религиозную группу типа "кружка по интересам", основой которой является не харизма вождя (его вообще может не быть), а духовное единство членов культа (теософские общества, спиритические, астрологические, магические, алхимические и т.п.); такой форме К. близки масонские общества, союз пифагорейцев, сатанинские группы.
3) Ситуация оценки какого-либо объекта (одушевленного или неодушевленного), когда он становится центральным элементом системы поведения и мышления субъекта (общества, группы, индивида) - К. личности, К. денег, К. разума. Такой объект отражает базовые ценности данной культуры, функционирует как цель и образец действия. В отличие от религиозного К., культовый объект не нуждается в особом ритуале и носит светский характер, хотя его восприятие и может быть описано через категории священного: вера в харизму вождя, поклонение человеческому разуму и т.п.
Д.К. Безнюк

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.91 кб

Молодежь и «культ насилия»

Буровский Андрей Михайлович
Специальные исследования и исторические сопоставления показывают, что представление о возросшей агрессивности современной молодежи беспочвенно.
Читать PDF
171.96 кб

«в обществе должен быть культ науки». Интервью директора Санкт-Петербургского филиала института исто

Читать PDF
118.70 кб

Возможности системы высшего профессионального образования в процессе формирования политической культ

Павлова И. В.
В статье рассматриваются политическая культура молодежи и основные элементы её структуры, дается характеристика её специфическим особенностям на основании конкретного социологического исследования, проведенного под руководством ав
Читать PDF
237.03 кб

2003. 04. 047050. Фалуньгун религиозный культ, культурно-просветительское общество, социальное движе

Гордон А. В.
Читать PDF
408.87 кб

Производство женской телесности в современном массовом обществе: культ худобы и тирания стройности

Сохань Ирина Владимировна
Анализируется нормативность худого тела для производства женской телесности в массовом обществе. Тирания стройности выражает позитивные смыслы худого тела и негативные смыслы тучного тела.
Читать PDF
445.77 кб

Современные культурные предпочтения студентов технического вуза и проблема формирования общего культ

Шимина Мария Андреевна, Ветюгова Ирина Павловна
Статья посвящена одной из самых острых проблем современной культурной ситуации значительному сужению культурного круга у студентов высшей школы.
Читать PDF
6.32 мб

Культурное наследие: проблемы освоения и использования в контексте современной государственной культ

Крюков Анатолий Владимирович
В статье отражены основные ориентиры государственной культурной политики, нацеленной на рациональное использование и освоение объектов культурного наследия, а также перечислены возможные способы реализации данных ориентиров.
Читать PDF
81.07 кб

Роль муниципальных органов в оптимизации коммуникативно-информационной деятельности учреждений культ

Гришанин Никита Владимирович, Введенская Марина Викторовна, Жигалова Наталья Григорьевна
Качества оказания государственных услуг регулярно критикуется населением России. Но нельзя не отметить заметные улучшения, произошедшие за последние 10 лет.
Читать PDF
98.58 кб

Культ святых в исламе: социальное пространство мазара

Панков Игорь
Статья посвящена исследованию культа святых в исламе на примере отдельного мазара1 в соответствии с теорией П.
Читать PDF
191.43 кб

Культ семьи - национальная идея Российской Федерации

Бодров Анатолий Викторович
Актуальность и цели. Численность жителей планеты неуклонно растет. Проблемы народонаселения мира актуализируются возникновением геополитических конфликтов за ресурсы жизнедеятельности.
Читать PDF
0.00 байт

ГРАНИЦЫ ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (ВСТРЕЧА ГОЛЛАНДСКОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТ

Гуляева Ирина Юрьевна
В статье обсуждается проблема неформальных межличностных коммуникаций представителей голландской и российской культур на голландских или совместных предприятиях Санкт-Петербурга.
Читать PDF
992.23 кб

Культ кошачьего хищника в мифологических верованиях цивилизаций Центральных Анд

Ещенко Ю. Г.
Читать PDF
112.37 кб

Культ Умай в традиционной культуре бурят

Николаева Дарима Анатольевна
Автор полагает, что в процессе этнои культурогенеза бурят в бурятской культуре сохранились представления о божестве Умай, отражающие наличие двух типов культур восточно-азиатского и западно-азиатского.
Читать PDF
353.07 кб

Празднество Агоналий и культ Януса в архаическом Риме

Грешных А. Н.
Статья посвящена исследованию вопроса о культовой идентификации одного из древнейших празднеств римского сакрального календаря Агоналий, а также реконструкции и интерпретации его ритуалов.
Читать PDF
170.32 кб

Культ писателя

Луков Владимир Андреевич

Похожие термины:

  • ГРУЗОВОЙ КУЛЬТ

    cargo cult) — форма широко распространенного в Меланезии в новую колониальную эру Милленаристского движения, в котором последователи культа пытаются добиваться поставки грузов западных потребитель
  • КУЛЬТ ПРЕДКОВ, или МЕРТВЫХ

    вера в то, что жившие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать влияние на судьбу живущих (Юго-Восточная Азия).
  • КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

    англ. the cult of personality; нем. Personenkult. Чрезмерное квазирелигиозное возвеличение определенной личности вплоть до ее обожествления, преувеличение ее роли и заслуг в истории.
  • КУЛЬТ ПРЕДКОВ

    англ. cult of ancestors; нем. Ahnenkult. Проявляющееся в жертвоприношениях, заклинаниях, религиозном почитании душ или духов предков рода, племени, семьи.
  • КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    англ. cult, religious; нем. Kult, religioser. 1. Совокупность ритуалов, обрядов, связанных с почитанием конкретного божества или сверхъестественных существ. 2. Практика определенного вероисповедания. 3. Неформальн
  • КУЛЬТ НЕТРАДИЦИОННЫЙ

    объединение верующих, возникшее вне организационной структуры традиционных религий, для совместного почитания какого-либо духовного лидера, чье учение и предлагаемые практики воспринимаются им
  • Культ творца

    (автора, художника). Культ митця. Cult of the artist. Тенденция в масскульте и социологических концепциях контркультуры, направленная на преувеличение, непомерное возвеличивание социальной роли художник
  • Тела культ

    Тіла культ. Cult of body. Ориентация поведения на “строительство” мускулистого тела любой ценой. В результате такого поведения формируется диспропорция между умственным и физическим развитием в силу