Культура бедности

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Культура бедности
совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается большинство населения относительно бедности.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ
субкультура социальная определенного социального слоя, к-рый не в состоянии оплатить стоимость необходимых благ, обусловленную стандартом уровня жизни данного общества. Термин впервые введен О. Льюисом в 1961 г. для объяснения бедности с позиций культурных особенностей бедняков. Описывает присущие бедным модели поведения, передающиеся из поколения в поколение, определяющие последующее пребывание в состоянии бедности (фатализм, чувство зависимости, апатия, ощущение безысходности). К.б. предполагает формирование специфической системы ценностей, в к-рой значимость ценностей настоящего преувеличивается по сравнению с ценностями будущего (т. н. жизнь одним днем). К характерным чертам К.б. относят: экономическую и социальную зависимость, политическую отчужденность, девиантное поведение, повышенную конфликтность, агрессивность и озлобленность, культ силы, авантюризм.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ
CULTURE OF POVERTY) Иногда утверждается, что у бедного населения вырабатывается особый тип поведения и мышления, в частности, фаталистическое принятие своей бедности и неспособность что-либо предпринять для того, чтобы выйти из этого состояния. Это существенно ограничивает возможности данной категории людей и приводит к тому, что бедные остаются бедными. Такое состояние воспроизводится также из поколения в поколение в рамках цикла депривации, посредством которого дети из бедных или депривированных семей социализируются их родителями в рамках соответствующей культуры и также вырастают бедными. Как термин «культура бедности», так и термин «цикл депривации», предложенные О. Льюисом (Lewis, 1961) для обозначения образа жизни обитателей трущоб в странах «третьего мира», использовались также и применительно к бедным в современных развитых обществах. Между тем, использование понятия культуры бедности в уничижительном смысле, предполагающем, что бедные сами виноваты в своем незавидном положении, и что в этой среде родители приучают детей к социальной депривации, подвергалось критике. Критики указывают на неспособность общества, в частности правительств, обеспечить бедных необходимыми ресурсами для выхода из бедности; наличие активных стратегий взаимной помощи и самопомощи, развиваемых многими бедными для того, чтобы справиться с бедностью; существование бедности западни, делающей еще более трудным выход из состояния бедности.

Источник: Социологический словарь

Культура бедности
Культура бідності. Culture of poverty. Согласно О. Льюису (O. Lewis) – образ жизни обитателей трущоб (андекласса) в странах “третьего мира”, основным признаком которого является неуклонное воспроизводство бедности и ее атрибутов даже в благоприятных случаях. Признаками К. б. являются: а) невозможность быть представленными и низкий уровень участия в социальных институтах, а также негативное отношение к ним; б) отсутствие детства, ранние социальные и половые контакты, свободные браки и т. д.; в) отсутствие планов на будущее (т. е. жизнь, ориентированная на сегодняшний день); в) чувство униженности, социальная беспомощность, утрата мотивации к труду; г) ограничение участия в организованных структурах семьей либо криминальными структурами. К. б. может также считаться характеристикой жизни и городских трущоб в индустриально развитых странах, порожденных неравным доступом к социальным благам, ведущим к принципу “бедность порождает бедность”, а значит и соответствующему ему типу поведения и мышления, признаками которых являются фатализм, безысходность, отчуждение от общества и т. д. Это отвергает тезис о вине самих бедных в их бедности, ибо они поставлены в положение передаваемой депривации и соответствующего отчуждения от культуры. Следует однако различать андекласс и бедных, которые в концепции К. б. смешиваются, но фактически являются различными социальными категориями. См. также Депривация, Культура вины, Низший социальный слой и Роскошь.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ
culture of poverty) - жизненный путь. проходимый и воспроизводимый бедняками; объяснение существования бедности с точки зрения культурных особенностей самих бедняков Термин впервые использован Оскаром Льюисом (1961, 1968), подчеркнувшим "фатализм" в качестве особого аспекта субкультуры подкласса, который обеспечивал наследование бедности. Он считал что цикл депривации самоувековечивался; дети быстро социализировались в ценности и установки бытия бедняков; "культура бедности" в слаборазвитых обществах, отличающихся товарной экономикой и высоким уровнем безработицы, препятствовала внедрению "современных" ценностей, соответствующих социальному и экономическому развитию. Данный подход подвергался критике, особенно Валентином (1968), за сосредоточенность на семейном и локальном представлении о бедности, в значительной степени возлагающей ответственность за нее на индивидуума и семью, вместо того чтобы заниматься исследованием внешних факторов, способных препятствовать социальному и экономическому развитию. Применяемый особенно к "третьему миру" параметр "культуры бедности" — часть общих дебатов, вызванных трудами Толкотта Парсонса о важности ценностей в содействии или препятствии процессу экономического и социального развития. Следовательно, "отсталые" ценности — "фатализм" и "покорность" — противопоставляются ценностям богатых капиталистических стран — "предприимчивости" и "достижениям" (см. также мотивация достижений). Более современные исследования утверждают, что люди, живущие в описанных Льюисом бедных городках, состоящих из лачуг, не имеют фаталисте кой позиции в культуре бедности; скорее, напротив, семьи и соседи совместно вырабатывают стратегию адаптации и приспособления к изменяющимся социальным и экономическим обстоятельствам. Обедневшие обитатели трущоб в странах "третьего мира" далеко не апатичны. Эти изучения ясно показали (например, Роберте, 1978; Ломниц, 1977), насколько необходимы качества предприимчивости и изобретательности просто для того, чтобы обеспечить выживание в таких неблагоприятных условиях. Обычно семья и соседи используют сложные стратегии, сочетающие множество различных форм неформальной и формальной экономической активности. Таким образом, аргументация "культуры бедности" нашла немного эмпирических подтверждений, и требуются иные объяснения (см. Недоразвитость).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Культура бедности
термин, предложенный социологами и антропологами для описания существования бедных людей; содержит предположение о том, что длительно проживающие в БЕДНОСТИ вырабатывают особый образ жизни, передавая его последующим поколениям. Термин тесно связан с идеей о ЦИКЛЕ ДЕПРИВАЦИИ.
Ближе всего к идее культуры бедности стоял антрополог Оскар Льюис (Oscar Lewis). Он полагал, что исследования, проведенные им в развивающихся и развитых капиталистических обществах, обнаружили сложный набор перекликающихся видов поведения, убеждений и установок, присущих беднякам. Склонность жить сегодняшним днем, мужской шовинизм, матриархальная структура семьи и фатализм пронизывали жизнь беднейших слоев общества. Кроме того, неучастие бедняков в организациях типа профсоюзов, политических партий и «нормальной» экономической деятельности, казалось, усугубляло их маргинальное положение и причастность к НИЗШИМ СЛОЯМ ОБЩЕСТВА. Льюис подвергся критике за то, что отчасти возлагал на бедняков вину за их положение. Если культура есть набор реакций для совладания с текущими обстоятельствами, важно понять, как подобные установки и присущие беднякам жизненные ценности мешают человеку или сообществу реагировать на улучшение своего положения. Льюис полагал, что культура бедности мешает использованию стратегий преодоления бедности, а его оппоненты считали, что бедняки быстро откликнутся на значимые изменения своей жизни к лучшему.
Многие специалисты в области социального обеспечения удивляются тому, что, по их мнению, является неспособностью бедняков принять предложенную помощь. Другие считают, что система социальных пособий практически не влияет на ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ бедняков, т. е. мало что меняет. Напротив, такая система закрепляет status quo, а социальные работники лишь осуществляют социальный контроль над распределением средств. Проекты развития сообществ, призванные улучшить жизнь в ряде беднейших районов, подверглись резкой критике, поскольку не учитывали важности структурного неравенства и фактически оставались поверхностными. Несмотря на всю порочность идеи о культуре бедности с точки зрения ее критиков, ее влияние явилось очень существенным для понимания механизмов социальной и психологической помощи. Многим социальным работникам в своей практике приходилось встречаться с отдельными людьми, семьями и сообществами, которые своим поведением и взглядами подтверждали теорию О. Льюиса.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
147.52 кб

«Культура бедности» в современной политической коммуникации: идеи, установки, фигуры манипуляции

Артамонова Юлия Дмитриевна, Демчук Артур Леонович
В статье на основе выделения ключевых проблем современных коммуникационных процессов и основных стратегий анализа коммуникации в свете этих проблем показывается, что одним из возможных выходов в сложившейся ситуации мог бы стать ф