КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Лит: 1) Управление персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я.Кибанова. — М., 1998; 2) Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента. Саратов, 2000; 3) Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000; 4) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; 5) Самыгин С .И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д, 1997.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Подходы к пониманию феномена К.О. условно можно разделить на две группы: 1) К.О. есть атрибут организации, то, что делает ее уникальной в своем роде и отличной от других (Э. Шейн, Р. Уотерман, С. Дэвис, Т. Питерс и др.); 2) К.О. есть отражение самой сути организации, ее истории, условий становления, особенностей социокультурной среды, в которой происходил процесс ее формирования (А. Петтигрю, М. Луи, С. Роббинс). Проблема влияния национальной культуры на формирование культуры организации рассматривается в работах Г. Хофстеда, Р. Льюиса, Г. Лейна, Дж. Дистефано, У. Оучи. Основные ценности организации отражаются в ее знаково-символической системе (мифы, обряды, ритуалы, язык общения, знаки отличия, стиль одежды), через которую осуществляется производство и воспроизводство К.О.
Процесс формирования К.О. происходит под влиянием трех основных факторов: национальной специфики; личности руководителя; внешнего контекста, в который погружена организация. Поддержание установленной культуры в организации осуществляется посредством процесса социализации всех членов организации, с одной стороны, а с другой - посредством усиления внутренней позиции организации (мобилизации всех видов ресурсов). К.О. выполняет целый ряд функций как с позиций решения проблем внутренней интеграции, так с позиции внешней адаптации. В случае, когда К.О. не выполняет своих функций по отношению к компании, возникает необходимость в ее изменении. Главную роль в реализации программ изменения должен играть руководитель организации, одной из обязанностей которого является транслирование новых корпоративных ценностей. В силу того, что все члены организации не в одинаковой степени поддерживают К.О., правомерно выделение доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. К.О. может быть охарактеризована как сильная и слабая. Сила культуры определяется: личностным фактором руководителя степенью разделяемости (признание членами организации ее основных ценностей) и степенью интенсивности (осознание членами организации того, что вознаграждение зависит от качества их работы).
Т.В. Купчинова
Источник: Социология: энциклопедия
6) взаимоотношения; 7) ценности и нормы; 8) верования; 9) степень развития и профессионализм; 10) мотивирование и трудовая этика. Формирование организационной культуры происходит через решение двух важнейших проблем внешней адаптации и внутренней интеграции. Для развития организационной культуры используются приемы управления: постоянное поддержание должного уровня организационной культуры со стороны руководства; немедленная реакция в кризисных ситуациях; обучение; стимулирование и мотивация; соответствующие критерии приема на работу, деловой оценки и продвижения; приобщение к традициям, символам, ритуалам организации. Чем выше уровень организационной культуры, тем сильнее она «приобщает» к себе работника и тем выше эффективность его деятельности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Исследования данного феномена показывают, что в современных экономических условиях целенаправленное формирование О. к. выступает мощным фактором повышения конкурентоспособности компании. Так, например, Дж. Коллинз и Дж. Поррас изучили показатели деятельности 18 ведущих американских компаний различных отраслей промышленности в долгосрочном периоде, которые последовательно внедряли организационные культуры, направленные на формирование убеждения сотрудников, что они работают в «особом месте». Основными компонентами О. к. этих компаний явились: тактическая гибкость при сохранении основных идеологических принципов; стимулирование развития сотрудников путем постановки творческих задач; поощрение экспериментов; конвертация ценностей культуры в цели, стратегию и практику организации; «воспитание» собственных управленческих кадров. Сравнение показателей деятельности компаний, обладающих подобной культурой, с компаниями, не уделявшими специального внимания формированию О. к., показало, что первые добились значительно больших успехов в долгосрочном периоде и укрепили свое положение на рынке. Каждая социальная организация уникальна и неповторима, поэтому не существует «идеального», подходящего для всех типа О. к. Ее содержание и характеристики определяются целями и сферой деятельности организации, особенностями конкурентной борьбы в этой сфере и другими факторами внешней среды. Основные параметры О. к. варьируют в диапазонах: сильная –слабая интеграция отдельных элементов культуры в единую систему; моно –полиструктурная композиция элементов культуры (существует единая культура для всей организации либо она подразделяется на несколько субкультур, носителями которых выступают филиалы, цеха, подразделения); «сильная» –«слабая» О. к., в зависимости от распространенности ее ценностей и норм среди сотрудников организации, и соответственно –степени влияния на их поведение; целенаправленно формируемая –естественным образом возникающая О. к. Обычно «генератором» культуры выступает высшее руководство организации, декларации которого оказывают значительное влияние на сотрудников. Однако, бесспорно, еще большее влияние на образ мышления, а значит и поведение сотрудников компании оказывают конкретные действия высших менеджеров, играющие роль индикаторов степени неразрывности слов руководства с его делами, стратегии и тактики развития организации, общих интересов компании и индивидуальных интересов ее рядовых сотрудников.
Лит.: Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / пер. с англ.; под ред. Ю. Н. Каптуревского. –Спб., 2000; Красовский Ю. Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов. –М., 1999; Кобяк О. В. Экономическая культура как регулятор экономического поведения хозяйствующего субъекта (в соавт.) // Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – М.; Минск, 2000. О. В. Кобяк
Источник: Экономико-социологический словарь.
Источник: Социологический словарь
Данное понятие широко используется в современной теории организации. В психологических и социологических концепциях развития организации О. К. иногда описывается в виде совокупности принятых членами организации ценностей и норм поведения (деятельности), системы значений и смыслов, которые предопределяют способы осмысления актуальной ситуации и реагирования на нее. Понятие О. К. введено в конце 70-х гг. в связи с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономики и ответить на «японский вызов» (У. Оучи) (см. Национальная деловая культура).
Начало изучения феномена культуры в социологии организаций было положено в работах М. Вебера и Т. Парсонса. Особые заслуги в разработке проблемы О. К. принадлежат Ч. Барнарду и Г. Саймону, которые ввели в лексикон организационной теории понятие «организационная мораль», по содержанию и функциям очень близкое к современному понятию О. К. (см. Мораль организационная).
Впервые природа О. К. серьезно исследовалась сторонниками антисистемного подхода в социологии организаций, которые основывались на представлениях, выработанных феноменологической социологией и этнометодологией (см. Антисистемный подход в теории организации). Следует отметить некоторые положения Д. Сильвермана и П. Бергера, еще не употреблявших термин О. К. В частности, Д. Сильверман, во-первых, предложил не принимать трактовку человека в организации как марионетки культуры и воспринимать его как творца и распорядителя знаний, а во-вторых, отказался от типичного для школы социальных систем и других системных концепций взгляда на организацию и культуру как на инстанцию, нормативно регулирующую и предопределяющую поведение работников. Для него была важна функция культуры, связанная с интерпретацией уже совершенного действия. Наконец, он переосмыслил взаимосвязь правил и поведения работников применительно к любым социальным институтам, в том числе организации. По его мнению, при исследовании культуры в этих институтах необходимо учитывать: что понимают под понятием организации участники делового взаимодействия; как интерпретируются и какое значение приобретают реальные проблемы в сравнении с обобщенными формами культуры; каким образом уже совершенное действие или поведение оценивается как соответствующее принятым в организации правилам; какие правила вырабатываются членами организации в процессе деятельности и коммуникации. Методологически важными представляются два следующих утверждения Д. Сильвермана:
- формальные правила действуют в каждой конкретной ситуации в организации лишь в результате постоянной интерпретации значений в каждом конкретном контексте принятых решений;
- деятельность лишь выглядит организованной согласно установленным правилам, а реально представляет собой результат практических действий разных членов организации, которые в лучшем случае постфактум интерпретируют их или признают как соответствующие этим правилам.
Среди видных разработчиков представлений о природе и функциях О. К. можно особо выделить А. Петтигрю, С. Роббинса, М. Луи (Лоуи), которые ввели термин О. К. и объяснили его исходя из концепции социальной определенности. А. Петтигрю одним из первых использовал понятие О. К. в социологии организаций. Его интерпретация концепции социальной определенности может быть сведена к утверждению, согласно которому порядок в организации устанавливается, преломляясь в представлениях и действиях основателей организации». Он содержится в символах, идеологии, мифах, ритуалах, языке, которые и составляют содержание организационной культуры. Основная функция О. К. — мобилизация сознания человека на достижение определенных целей. Символ трактуется как объект, действие или лингвистическая форма, имеющие различное значение в разных ситуациях и побуждающие человека к определенным типам действий, он предопределяет интерпретацию ситуации. Применительно к организации символы наполняют смыслом ее деятельность, организационную среду и структуру. Язык — есть средство упорядочения социального опыта индивида и интеграции его в значимую целостность. Идеология — это система представлений о социальном мире, содержащая проект правильного социального порядка. Мифология – это заведомо упрощенное ложное представление о мире, не дающее доказательств. Ритуал – конкретизация идеологических представлений, содержащая закодированные в действии определенные смыслы.
По мнению А. Петтигрю, человек не является пассивным по отношению к культурному воздействию субъектом, а напротив, создает представления, символы, язык, способы восприятия и конструирования реальности (см. Антисистемный подход в теории организации). Проанализировав проблемы организационного поведения, он предложил отказаться от анализа индивидуальных особенностей людей и сосредоточить внимание на рассмотрении их поведения в контексте функционирования организационной культуры, которая определяется прошлым опытом организации, что отражено в системе выработанных ее членами коллективных представлений. Именно эти положения и легли в основу определения О. К. Проблема управления в данной концепции сводилась к переносу индивидуальных усилий на коллективные цели, а реализация этой задачи становилась возможной, если индивид начинал руководствоваться базовыми коллективными представлениями.
С. Роббинс при разработке феноменологической модели О. К. основывался на парадигме социальной определенности. Интерпретация социальной реальности, по его мнению, осуществляется на трех уровнях: универсальном, содержащем совокупность очевидных для всех в рамках данного социума смыслов; культурном, выражающем уникальный набор потенциально возможных смыслов, которые присущи лишь данной группе (организации), фиксируется в понятиях «репертуар группы» и «культурный код» (см. Репертуар организации): индивидуальном содержащем смыслы, с которыми соотносится индивид в процессе интерпретации ситуации и деятельности.
В рамках данной концепции О. К. является основой не только для интерпретации, но и для конструирования индивидом социальной реальности, поскольку она, во-первых, рассматривается как плод «интерсубъективных» представлений; во-вторых, структурируется и наделяется смыслами только в процессе интерпретации.
Во многом альтернативные феноменологическому подходу рационально-прагматические положения о природе, функции и источнике возникновения О. К. были выдвинуты Э. Шейном. О. К. определяется им как целостный образ базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла в результате попытки справиться с проблемами адаптации к внешней среде или внутренней интеграции и которые оказались достаточно эффективными для их передачи новым членам организации. Особое внимание уделяется истории формирования О. К. Базовые представления, по мнению Э. Шейна, подразделяются на пять сфер, способы взаимоотношений с которыми и восприятие которых в совокупности характеризуют тип организационной культуры: представления о взаимоотношениях со средой; представления о повседневной жизни; представления о природе человека; представления о деятельности; представления о человеческих взаимоотношениях. Во взаимоотношениях с внешней средой (см. Внешняя среда организации) организация должна руководствоваться тремя принципами: максимальное использование возможностей внешней среды; достижение гармонии с внешней средой; защита от внешней среды. На основе комбинации топов представлений классифицируются топы О. К., которые предопределяют как организационное поведение, так и логику управления. Т о., акцент делается на историчности и эволюционности возникновения О. К. и на организационном ядре как носителе базовых представлений (см. Организационное ядро). С точки зрения Э. Шейна, немаловажное значение имеет также сознательное, целенаправленное управление процессами развития культуры, что делает этот взгляд на О. К. популярным в среде управленцев и управленческих консультантов. Впоследствии Г. Холстедом были предложены и другие критерии для определения типа О. К.
Проанализировав механизм функционирования О. К., Э. Шейн выделил несколько ее уровней: 1) наблюдаемые, но прямо не поддающиеся интерпретации проявления культуры – «видимые артефакты» (технология, проектируемая среда, формальная структура организации, образцы поведения и деятельности); 2) ценности организации, которые не поддаются непосредственному наблюдению, но позволяют интерпретировать видимые проявления культуры; 3) базовые представления, невидимые и неосознанные, но предопределяющие трансформацию ценностей, интерпретацию реальности и организационное поведение. Совокупность базовых представлений о природе человека, смысле и формах деятельности, социальной реальности, взаимоотношениях с внешней средой, природе человеческих взаимоотношений образует культурную парадигму организации, составляющую ядро О. К. Подобная парадигма выступает в роли «фильтра» инородных идей. Важная роль в осознании, формировании и изменении О. К. отводится руководству организации.
Это положение выражено в ряде рационалистических концепций организационных изменений (И. Ансофф, Дж. Барни, У. Бенине). В нашей стране подобный взгляд на О. К. частично отражен в работах А. И. Пригожина, В. С. Дудченко, А. И. Наумова и др. О. К. рассматривается как сознательно формируемый фактор, а иногда как препятствующий реализации стратегических и инновационных проектов и организационному развитию (см.: Стратегия организации; Планирование; Инновационные концепции развития организации; Организационное развитие). При этом разрушение консервативной О. К. часто понимается как условие организационного развития, а формирование новой О. К. — как сознательный и управляемый процесс.
Приведенные положения о содержании и функции О. К. стали исходными при проведении многочисленных исследований в США и Европе. В настоящее время выработаны достаточно разнообразные представления о сущности О. К. В частности, можно указать этнографический подход к изучению О. К., в рамках которого особенности деловой культуры связываются с особенностями национальной культуры (У. Оучи, Г. Хофстед). В нашей стране к сторонникам данного подхода относятся В. М. Гаськов, А. А. Иихокин, А. И. Наумов и др.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000