КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Культура профессиональная
совокупность норм и ценностей, лежащая в основе формирования субъективной оценки социальной престижности определенного рода деятельности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
трансформированная профессиональным мышлением система ценностей социальной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Включает в себя профессиональные качества, определяющие компетентность, квалификационный потенциал человека, его работоспособность, отношение к трудовой деятельности, способность к сотрудничеству и взаимодействию. К таким качествам относятся: профессиональные знания, умения, навыки, мастерство. Они создают определенный социальный и профессиональный статус личности, предполагающий ее авторитет как профессионала в выбранной сфере деятельности. Профессиональная культура характеризует степень интеграции специалиста в социально-профессиональную среду и выполнение им требований профессиональной этики (напр., «клятва Гиппократа» в медицинской практике, недопустимость плагиата в научной деятельности, корректное, терпимое отношение к мнению оппонентов и т. п.).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
соц.-профессиональное качество субъекта труда. К.п. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технич. И соц. прогресса и является личностным аспектом культуры труда. Основные элементы к.п. - общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденции развития обществ. производства. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критич. осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения соц.-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технич. прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, напр., при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленч. функций рабочего, обслуживающего машину. В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различн. содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства (см.) и культуры труда (см.). Лит.: Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск, 1980; Роль культуры в формировании личности. Минск, 1980; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984; Берзин Б.Ю., Коган Л.Н. Профессиональная культура работника//Социол. исслед. 1989, №3. Г.Н. Соколова
Источник: Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
социологическая категория, характеризующая социально-профессиональное качество субъекта труда. К. п. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса, является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами. Основные элементы К. п. – общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденций развития общественного производства.
Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критическому осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленческих функций рабочего, обслуживающего машину.
В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда. Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта в течение всей активной трудовой деятельности работника. Разные формы ее повышения обогащают различные аспекты профессионального опыта.
В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника, однако без качественного роста его К. п. Культуроформирующий эффект от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа, что отражает процессы гармонизации физического и умственного труда. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию К. п., сопровождающуюся ее качественным ростом. Политехнизация и повышение уровня К. п. служат превращению профессии из характеристики «частичного» работника в свойство гармонично развитой личности. Приобретенные путем специальной подготовки и обогащенные профессиональным опытом, элементы К. п. интегрируются в систему культуры труда. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам) и организует свои собственные силы как общественные.
Само участие человека в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим критерием меры приобщения отдельного человека к миру духовного богатства общества, показателем развитости человеческих сущностных сил.
Лит.: Берзин Б. Ю., Коган Л. Н. Профессиональная культура работника // Социол. исслед. – 1989. – № 3; Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984; Роль культуры в формировании личности. – Минск: 1980; Соколова Г. Н. Культура профессиональная // Социология: Словарь-справочник: в 2 т. – Т. 2. – М., 1990. Г. Н. Соколова
Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критическому осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленческих функций рабочего, обслуживающего машину.
В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда. Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта в течение всей активной трудовой деятельности работника. Разные формы ее повышения обогащают различные аспекты профессионального опыта.
В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника, однако без качественного роста его К. п. Культуроформирующий эффект от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа, что отражает процессы гармонизации физического и умственного труда. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию К. п., сопровождающуюся ее качественным ростом. Политехнизация и повышение уровня К. п. служат превращению профессии из характеристики «частичного» работника в свойство гармонично развитой личности. Приобретенные путем специальной подготовки и обогащенные профессиональным опытом, элементы К. п. интегрируются в систему культуры труда. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам) и организует свои собственные силы как общественные.
Само участие человека в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим критерием меры приобщения отдельного человека к миру духовного богатства общества, показателем развитости человеческих сущностных сил.
Лит.: Берзин Б. Ю., Коган Л. Н. Профессиональная культура работника // Социол. исслед. – 1989. – № 3; Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984; Роль культуры в формировании личности. – Минск: 1980; Соколова Г. Н. Культура профессиональная // Социология: Словарь-справочник: в 2 т. – Т. 2. – М., 1990. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.