КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Культура профессиональная
совокупность норм и ценностей, лежащая в основе формирования субъективной оценки социальной престижности определенного рода деятельности.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
трансформированная профессиональным мышлением система ценностей социальной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Включает в себя профессиональные качества, определяющие компетентность, квалификационный потенциал человека, его работоспособность, отношение к трудовой деятельности, способность к сотрудничеству и взаимодействию. К таким качествам относятся: профессиональные знания, умения, навыки, мастерство. Они создают определенный социальный и профессиональный статус личности, предполагающий ее авторитет как профессионала в выбранной сфере деятельности. Профессиональная культура характеризует степень интеграции специалиста в социально-профессиональную среду и выполнение им требований профессиональной этики (напр., «клятва Гиппократа» в медицинской практике, недопустимость плагиата в научной деятельности, корректное, терпимое отношение к мнению оппонентов и т. п.).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
соц.-профессиональное качество субъекта труда. К.п. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технич. И соц. прогресса и является личностным аспектом культуры труда. Основные элементы к.п. - общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденции развития обществ. производства. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критич. осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения соц.-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технич. прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, напр., при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленч. функций рабочего, обслуживающего машину. В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различн. содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства (см.) и культуры труда (см.). Лит.: Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск, 1980; Роль культуры в формировании личности. Минск, 1980; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984; Берзин Б.Ю., Коган Л.Н. Профессиональная культура работника//Социол. исслед. 1989, №3. Г.Н. Соколова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
социологическая категория, характеризующая социально-профессиональное качество субъекта труда. К. п. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса, является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами. Основные элементы К. п. – общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденций развития общественного производства.
Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критическому осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленческих функций рабочего, обслуживающего машину.
В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда. Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта в течение всей активной трудовой деятельности работника. Разные формы ее повышения обогащают различные аспекты профессионального опыта.
В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника, однако без качественного роста его К. п. Культуроформирующий эффект от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа, что отражает процессы гармонизации физического и умственного труда. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию К. п., сопровождающуюся ее качественным ростом. Политехнизация и повышение уровня К. п. служат превращению профессии из характеристики «частичного» работника в свойство гармонично развитой личности. Приобретенные путем специальной подготовки и обогащенные профессиональным опытом, элементы К. п. интегрируются в систему культуры труда. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам) и организует свои собственные силы как общественные.
Само участие человека в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим критерием меры приобщения отдельного человека к миру духовного богатства общества, показателем развитости человеческих сущностных сил.
Лит.: Берзин Б. Ю., Коган Л. Н. Профессиональная культура работника // Социол. исслед. – 1989. – № 3; Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984; Роль культуры в формировании личности. – Минск: 1980; Соколова Г. Н. Культура профессиональная // Социология: Словарь-справочник: в 2 т. – Т. 2. – М., 1990. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.20 мб

Профессиональная культура учителя

М. П. . Глебочкин
Читать PDF
355.17 кб

Профессиональная культура менеджера

Казначеева Светлана Николаевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Емельянова Анна Максимовна
В статье авторы обращаются к вопросу формирования профессиональной культуры менеджера.
Читать PDF
4.44 мб

Культура профессиональной речи врача

З.К. Кокенова, Г.Ж. Турысбекова, Г.С. Аркабаева
В данной статье поднимается проблема нарушения нормы литературного языка медицинскими работниками, одной из задач совершенствования культуры речи будущего специалиста — введение учебной дисциплины «Культура речи молодого врача» в
Читать PDF
956.87 кб

Культура профессионального мышления учителя

Беляева Е. В.
В статье обосновывается актуальность исследования, выделены основные характеристики культуры профессионального мышления учителя: профессионально-ценностные ориентации, практичность мышления, творческий характер мышления, системнос
Читать PDF
271.44 кб

Культура профессионального мышления учителя

Беляева Е.В.
Читать PDF
287.94 кб

Профессионально-этическая культура личности

Павлова Ольга Вячеславовна
Осуществлён теоретический анализ понятия «профессионально-этическая культура личности» в рамках деятельностного, аксиологического и личностного подходов. Выявлена взаимосвязь профессии и этики.
Читать PDF
269.54 кб

Профессиональная культура в системе культуры

Лымарь Анна Николаевна
В статье рассматривается понятие «профессиональная культура» и ее сущность в системе в системе родственных категорий: через сопоставление с такими понятиями, как «культура труда» и культура производства, общие и отличительные приз
Читать PDF
259.36 кб

Содержание профессиональной культуры личности

Жиляева О. А.
Автор статьи акцентирует основное внимание на роли, которую профессиональная культура играет в эффективном взаимодействии и установлении взаимоотношений между участниками профессионального коллектива.
Читать PDF
303.61 кб

Профессиональная культура психолога образования

Исаева Н. И.
Isaeva N.I. Professional Culture of Educational Psychologists. The article gives grounds to the correlation of the concepts «culture», «professional culture» and «professional psychological culture».
Читать PDF
346.63 кб

Профессиональная культура как социальный феномен

Немоляев Вячеслав Викторович
Исследуется взаимосвязь категорий «профессионализм», «профессиональная культура», «культура».
Читать PDF
312.43 кб

Культура профессиональной деятельности менеджера

Гулиев Н. А.
Всесторонне рассмотрено содержание деятельности менеджера, определены уровни компетентности.
Читать PDF
373.40 кб

О профессиональной культуре российского социолога

Балабанова Е.С.
Представлены результаты анализа научных публикаций как ключевого параметра профессиональной культуры социолога.
Читать PDF
342.06 кб

Эстетическое в профессиональной культуре личности

Вейсова Ветана Энверовна
В статье охарактеризованы подходы к выяснению сути эстетического как феномена человеческой жизнедеятельности, предпринята попытка обоснования роли эстетического начала в профессиональной культуре личности.
Читать PDF
283.93 кб

Общение как форма профессиональной культуры врача

Ковелина Т. А.
Читать PDF
186.38 кб

Профессионально-этическая культура сотрудника ОВД

Симзяев Андрей Владимирович
В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально-этической культуры у сотрудников ОВД.