Культурный капитал

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Культурный капитал
(от лат. capitalis – главный). Культурний капітал. Cultural capital. Согласно П. Бурдье (P. Bourdieu) – уровень освоения индивидом господствующей культуры, который определяет как успехи в ходе получения образования, так и успехи в последующей его жизнедеятельности. Одновременно – средство контроля господствующим классом процесса расширенного воспроизводства своей культуры и укрепление своего положения в обществе. Существует три формы К. к.: а) инкорпорированный, который сводится к габитусу; б) объективированный, исключающий субъективные стремления и существующий, скажем, в символах культуры, произведениях искусства, которые можно купить и прочее; в) институализированный, например, в титулах, санкционированных гарантированных, независящих от личности носителя. К. к. связан с экономическим капиталом, без которого невозможно освоить К. к. Основным средством обретения К. к. является школа и система образования и воспитания вообще, где господствуют язык, система символов и норм правящего класса. К. к. дает преимущества не только в ходе обучения, но и во всех других социальных сферах. Так, при найме на работу предприниматель отдает предпочтение, скажем, выходцу из среднего класса, закончившему элитное учебное заведение, а не выходцу из рабочего класса, даже если последний имеет более высокую квалификацию. См. также Габитус, Господство культурное и Культурное воспроизводство.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
cultural capital) - богатство в форме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Как предложил, в частности, Бурдье, данное понятие расширяют марксистскую идею об экономическом капитале, ибо его обладатели оказывают значительное влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионально положения и узаконивания своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых может устанавливать гегемонию. Бурдье доказывает, что школа путем присуждения удостоверений и дипломов — главное учреждение служащее поддержанию установленного порядка. Язык, ценности суждения, модели успеха и неудач, принятые в школе, принадлежат господствующей группе. Следовательно, успех личности в образовании в значительной степени продиктован той мерой, в какой она усвоила господствующую культуру, и тем, каким культурным капиталом обладает господствующая группа. Отчасти именно в результате культурного капитала рабочий класс нередко отодвигается на задний план в конкуренции за профессиональные достижения. Ведь культурный капитал не только дает преимущества в обучении, но также является фактором, ведущим к недооценке квалификаций, умений и т.д., к предпочтению некоторыми предпринимателями произвольно определенных "социальных характеристик", например, выпускников из среднего класса, заканчивающих элитные учреждения, даже если они обладают более низкой формальной квалификацией. Это понятие предполагает иной взгляд на преимущества человеческого капитала, нежели в основной альтернативной теории человеческого капитала (см. также Интеллект), дополняя ее теорией конкурса, имеющей и сходства, и различия в подходах (см. Конкурс). Ср. Функционалистская теория социальной стратификации.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
CULTURAL CAPITAL) Это понятие первоначально использовалось Бурдье в рамках его критики официальной социологии образования в работе «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (Bourdieu and Passeron, 1970). Бурдье утверждал, что дети родителей, относящихся к среднему классу, овладевают их культурным капиталом, культурными и лингвистическими способностями, и именно эти способности обеспечивают их школьные успехи. Поскольку такого рода культурный капитал не передается детям из рабочего класса, школьные системы оценки знаний, представляющиеся нейтральными и объективными, на самом деле легитимируют экономическое неравенство социальных классов с помощью идеологического понятия природных способностей. В своих более поздних исследованиях университетов и академического мира (Bourdieu, 1984a) Бурдье проводит более сложное различие между социальным капиталом (власть, обеспечиваемая посредством членов семьи или других сетей), символическим (репутация), экономическим (экономические средства, такие, как собственность, акции или инвестиции) и, наконец, культурным (образовательные квалификации и отличия в мире искусства и науки). Понятие культурного капитала в этом смысле используется Бурдье в работе «Дистинкции» (1979) с целью проведения различия между частями господствующего класса. Та часть данного класса, источник власти которой находится в сфере культуры (в основном это образовательные достижения), в конечном счете всегда подчинена господствующему экономическому классу, вследствие чего Бурдье описывает ее классовую позицию как «двусмысленную». Образовательные достижения и культурные диспозиции этой части отделяют ее от рабочего класса, но она не относится полностью и к господствующему экономическому классу. Понятие культурного капитала является важным компонентом предпринятого Бурдье анализа иерархической структуры вкуса. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Культурное воспроизводство; Школьное знание.

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
531.42 кб

Культурный капитал России

Алексей Кара-Мурза
Рецензия на книгу профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» О. А. Жуковой «Культурный капитал».
Читать PDF
977.68 кб

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ И ТРАНСЛЯЦИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Старикова С.И.
Представлен обзор теоретико-методологических основ исследования культурного капитала. Проанализированы подходы к концептуализации культурного капитала представителей различных гуманитарных теорий.
Читать PDF
326.46 кб

Капитализация культурного наследия народов Западной Сибири

Золотарева Наталья Владимировна, Курьянова Татьяна Сергеевна, Рындина Ольга Михайловна
Выявляются и анализируются пути капитализации культурного наследия коренных народов Западной Сибири (хантов, манси, ненцев, шорцев, алтайцев, хакасов и тувинцев) сквозь призму федеральных и региональных программ, ориентированных н
Читать PDF
103.35 кб

Социальная оценка культурного капитала студенческой молодежи

Самарина Ирина Сергеевна
Представлена система показателей социальной оценки культурного капитала студенческой молодежи. Обоснована необходимость разработки трех подсистем оценки: общей культурологической, образовательной, трудовой.
Читать PDF
381.72 кб

Символический капитал в социально-культурном воспроизводстве

Мартиросян Карен Минасович
Статья посвящена проблемам воспроизводства в социально-культурной сфере и роли социальнокультурной деятельности, формируемого и актуализируемого с ее помощью эмоционального капитала в этих процессах.
Читать PDF
544.94 кб

Культурный капитал как аргумент функции экономического развития

Косьмина Е. А.
В статье рассматривается один из самых востребованных в настоящее время модулей совокупного капитала общества культурный капитал, функционирующий во всех сферах жизнедеятельности человека.
Читать PDF
3.61 мб

Человеческий капитал Арктики как ресурс культурной модернизации

Игнатьева Саргылана Семеновна
В статье анализируется сущность человеческого капитала как социально-культурного ресурса региона (на примере Якутии), который обеспечивает успешность культурной модернизации и «воспроизводство» кадров культуры.
Читать PDF
193.21 кб

Формирование культурно-нравственного капитала трудовых ресурсов

Гладышева Алла Викторовна, Горбунова Ольга Николавена
Статья посвящена изучению воздействия сферы культуры на формирование культурно-нраственного потенциала у трудовых ресурсов. На основе анализа сферы культуры г.
Читать PDF
253.06 кб

Кросс-культурный анализ социального капитала российского общества

Татарко Александр Николаевич
В статье представлены результаты психосемантического исследования социального капитала институтов российского общества. Анализируются кросс-культурные различия в воспринимаемом социальном капитале институтов.
Читать PDF
297.99 кб

Культурный капитал, культурное наследие и политическое управление

Юдин Павел Евгеньевич
Статья посвящена вопросам использования в современном политическом управлении культурного капитала, содержащегося в культурном наследии в целях формирования общегражданской культуры политического участия на основе объединяющих общ
Читать PDF
93.70 кб

Особенности формирования культурного капитала студенческой молодежи

Самарина Ирина Сергеевна
Рассматриваются теоретические предпосылки формирования культурного капитала студенческой молодежи. Уточняются общие и специфические черты культурного капитала студенческой молодежи России.
Читать PDF
416.50 кб

Социально-трудовое развитие культурного капитала солдат и сержантов

Ершов Вячеслав Вячеславович
Рассмотрены процессы трудового развития культурного капитала военнослужащих солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту.
Читать PDF
49.56 кб

Культурный капитал семьи как условие формирования габитуса учащегося

А. Н. Пинчук
В статье рассматривается феномен образовательных практик в контексте непрерывного образования. Особое внимание автор обращает на культурный капитал семьи как первич, ные условия формирования габитуса учащегося.
Читать PDF
973.12 кб

Роль морально-нравственных ценностей в развитии культурного капитала

Горбунова Наталья Васильевна, Долгова Светлана Юрьевна, Кудряшова Анна Павловна, Майзенберг Евгения Абрамовна
В данной статье рассматривается сущность морально-нравственных ценностей как неотъемлемой части культурного капитала общества. Речь идет о новой парадигме культуры и образования XXI в., т.е.
Читать PDF
284.45 кб

Культурный капитал и практики трансляции знания. От полиса к империи

Андреева А.М., Борисов С.Н.
В статье рассматривается проблема капитализации знания в европейских системах образования. Эксплицируются истоки европейской образовательной традиции, уходящей корнями в античность.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА

    cultural contradictions of capitalism) — тезис (БЕЛЛ, 1976) о том, что в современных капиталистических обществах существуют неразрешимые конфликты между тремя основными "осевыми принципами", то есть экономическим (те