Культурный капитал
Культурный капитал
(от лат. capitalis – главный). Культурний капітал. Cultural capital. Согласно П. Бурдье (P. Bourdieu) – уровень освоения индивидом господствующей культуры, который определяет как успехи в ходе получения образования, так и успехи в последующей его жизнедеятельности. Одновременно – средство контроля господствующим классом процесса расширенного воспроизводства своей культуры и укрепление своего положения в обществе. Существует три формы К. к.: а) инкорпорированный, который сводится к габитусу; б) объективированный, исключающий субъективные стремления и существующий, скажем, в символах культуры, произведениях искусства, которые можно купить и прочее; в) институализированный, например, в титулах, санкционированных гарантированных, независящих от личности носителя. К. к. связан с экономическим капиталом, без которого невозможно освоить К. к. Основным средством обретения К. к. является школа и система образования и воспитания вообще, где господствуют язык, система символов и норм правящего класса. К. к. дает преимущества не только в ходе обучения, но и во всех других социальных сферах. Так, при найме на работу предприниматель отдает предпочтение, скажем, выходцу из среднего класса, закончившему элитное учебное заведение, а не выходцу из рабочего класса, даже если последний имеет более высокую квалификацию. См. также Габитус, Господство культурное и Культурное воспроизводство.
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
cultural capital) - богатство в форме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Как предложил, в частности, Бурдье, данное понятие расширяют марксистскую идею об экономическом капитале, ибо его обладатели оказывают значительное влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионально положения и узаконивания своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых может устанавливать гегемонию. Бурдье доказывает, что школа путем присуждения удостоверений и дипломов — главное учреждение служащее поддержанию установленного порядка. Язык, ценности суждения, модели успеха и неудач, принятые в школе, принадлежат господствующей группе. Следовательно, успех личности в образовании в значительной степени продиктован той мерой, в какой она усвоила господствующую культуру, и тем, каким культурным капиталом обладает господствующая группа. Отчасти именно в результате культурного капитала рабочий класс нередко отодвигается на задний план в конкуренции за профессиональные достижения. Ведь культурный капитал не только дает преимущества в обучении, но также является фактором, ведущим к недооценке квалификаций, умений и т.д., к предпочтению некоторыми предпринимателями произвольно определенных "социальных характеристик", например, выпускников из среднего класса, заканчивающих элитные учреждения, даже если они обладают более низкой формальной квалификацией. Это понятие предполагает иной взгляд на преимущества человеческого капитала, нежели в основной альтернативной теории человеческого капитала (см. также Интеллект), дополняя ее теорией конкурса, имеющей и сходства, и различия в подходах (см. Конкурс). Ср. Функционалистская теория социальной стратификации.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
CULTURAL CAPITAL) Это понятие первоначально использовалось Бурдье в рамках его критики официальной социологии образования в работе «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (Bourdieu and Passeron, 1970). Бурдье утверждал, что дети родителей, относящихся к среднему классу, овладевают их культурным капиталом, культурными и лингвистическими способностями, и именно эти способности обеспечивают их школьные успехи. Поскольку такого рода культурный капитал не передается детям из рабочего класса, школьные системы оценки знаний, представляющиеся нейтральными и объективными, на самом деле легитимируют экономическое неравенство социальных классов с помощью идеологического понятия природных способностей. В своих более поздних исследованиях университетов и академического мира (Bourdieu, 1984a) Бурдье проводит более сложное различие между социальным капиталом (власть, обеспечиваемая посредством членов семьи или других сетей), символическим (репутация), экономическим (экономические средства, такие, как собственность, акции или инвестиции) и, наконец, культурным (образовательные квалификации и отличия в мире искусства и науки). Понятие культурного капитала в этом смысле используется Бурдье в работе «Дистинкции» (1979) с целью проведения различия между частями господствующего класса. Та часть данного класса, источник власти которой находится в сфере культуры (в основном это образовательные достижения), в конечном счете всегда подчинена господствующему экономическому классу, вследствие чего Бурдье описывает ее классовую позицию как «двусмысленную». Образовательные достижения и культурные диспозиции этой части отделяют ее от рабочего класса, но она не относится полностью и к господствующему экономическому классу. Понятие культурного капитала является важным компонентом предпринятого Бурдье анализа иерархической структуры вкуса. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Культурное воспроизводство; Школьное знание.
Источник: Социологический словарь