ЛАБРИОЛА АнтониоЛАГЕРЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

ЛАВРОВ Петр Лаврович

Найдено 2 определения термина ЛАВРОВ Петр Лаврович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛАВРОВ Петр Лаврович

1823-1900) - Русский социолог и философ. Социология, по Л., тиснеишим образом связана с историей. Предмет первой - формы проявления солидарности в обществе предмет второй - прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологич. наблюдению подлежат: 1) "животные об-ва", в к-рых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) обществ. идеалы как основа солидарности и справедливого об-ва; 4) практич. задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Социолог должен практиковать субъективный метод, т. е. уметь стать на место страждущих членов об-ва, а не бесстрастного постороннего наблюдателя обществ. механизма. Понимание об-ва воплощено в теории прогресса Л. Ведущей силой, "органом прогресса является личность, характеризующаяся критич. сознанием, стремлением к изменению застывших обществ. форм". В качестве побудительных причин деятельности человека Л. называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критич. личностей начинается историч. жизнь человечества. Л. намечает следующие фазы борьбы за прогресс в об-ве: появление отдельных провозвестников новых идей; открытое выступление против царящего зла героич. одиночек - эпоха мученичества и жертв; организация партии, позволяющей одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путем завоевания на свою сторону "неизбежного союзника", "реальной почвы партии" - широких народных масс. С 80-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Л. начинает рассматривать личность и как члена "коллективного организма". В связи с этим меняется и трактовка соц. прогресса, понимаемого не только как рез-т деятельности критически мыслящей личности, но и как "усиление и расширение обществ. солидарности", достижение к-рой во всех сферах обществ. жизни - экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности - "единственная возможная цель прогресса". Соч.: Философия и социология. Избранные произведения. Т. 1-2. М., .1965. А.И. Черных

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЛАВРОВ Петр Лаврович

1823-1900) - русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей духовной карьеры - профессор математики. В 1868-1869 опубликовал "Исторические письма", ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 - за границей, издает газету "Вперед!".

Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Контом. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии) и сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее "цельного человека" как единственной реальности. С точки зрения антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию.

Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.обр., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления).

Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма.

Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860); "Три беседы о современном значении философии" (1861); "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875); "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898); "Задачи понимания истории" (1898); "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903); "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904); "Этюды о западной литературе" (1923) и др.

Г.Я. Миненков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович — 0

Найдено книг по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович — 0

Найдено презентаций по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович — 0

Найдено рефератов по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович — 0