ЛЕВАССЁРЛеви-Строс Клод

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен

Найдено 2 определения термина ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен

1857-1939) - франц. этнолог и социолог, исследователь менталитета людей примитивных об-в, роли мистики и символов в сознании и поведении человека. Соч.: Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен

1857-1939) - французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Дюркгейма . Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. принесли исследования в области психологии мышления "примитивных народов".

Л.-Б. опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о "коллективных представлениях". По Л.-Б., они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания. "Коллективные представления" имеют свои собственные законы развития. С его точки зрения в различных социокультурных системах существуют специфические формы "коллективных представлений". Л.-Б. подверг резкой критике положения Тайлора и Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества. Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления. Ссылаясь на многочисленные факты Л.-Б. утверждал, что "коллективные представления" примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов. Эти отличия выражаются в тесном переплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира. Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипации (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л.-Б. предлагал называть "дологическим", обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Одновременно он подчеркивал, что "дологический" тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому. Кроме этого Л.-Б. считал, что "дологические" коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука.

Концепция Л.-Б. была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У. Риверса, Малиновского , Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов. Основные сочинения: "Мораль и наука о нравах" (1903); "Первобытное мышление" (русск. изд., 1930); "Ментальные функции в неразвитых обществах" (1910); "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931); "Первобытная мифология" (1935) и др.

П.В. Терешкович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен — 0

Найдено книг по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен — 0

Найдено презентаций по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен — 0

Найдено рефератов по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен — 0