ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛЕВИ-СТРОСС Клод
(р. 1908) - фр. социолог, один из видных представителей структурализма. В его работах «Структурная антропология» (1958); «Мысль дикаря» (1963) понятие «культура» равноценно понятию «общество». По Л.- С., разум «скорее продукт, чем причина культурной эволюции». Культура как универсальный атрибут человеческого бытия обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах. Л-С. утверждает, что исторический подход («диахронический разрез») к изучению общества облегчает понимание возникновения тех или иных общественных институтов, тогда как «синхронный разрез» (раскрытие структуры институциональных отношений) вытекает из «бессознательной» природы коллективных феноменов, универсального стремления заключить многообразие действительности в символические формы традиций, ритуалов, языка.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЛЕВИ-СТРОСС (Levi-Strauss) Клод
1908) - франц. этнолог и социолог, один из главных представителей франц. структурализма. Концепция Л.-С. связана с социологии, школой Дюркгейма - Мосса и амер. культурной антропологией (Ф. Боас, А. Кребер). Он утверждает, что историч. подход ("диахронический разрез") только облегчает понимание того, как возникают те или иные обществ. ин-ты; главная же цель научн. изучения об-ва - "синхронный разрез", т. е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, вытекающих, в свою очередь, из "бессознательной" природы коллективных феноменов. Это "бессознательное" есть универсальное для всех времен и народов стремление заключить исторически конкретное многообразие действительности в символич. формы традиций, ритуалов и в первую очередь языка. Соч.: Структурная антропология. М., 1983; Печальные тропики. М., 1984; Первобытное мышление. М., 1994. М.С. Роговин

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Леви-Стросс Клод
французский социолог-антрополог, считающийся одним из основоположником структурализма. Ученый, исходя из того, что институты функционируют подобно языкам, стремился найти «скрытые грамматики» (скрытые коды) в таких институциональных структурах, как родство, мифы, приготовление пищи и т.д., которые изначально находятся в структуре сознания. Он распространил идеи знаковых систем, существующих, в частности, в системах родства, обменах супругами, мифах в примитивных обществах, на все системы коммуникаций, видя сходство лингвистических систем и систем социальных. Так, термины родства не имеют смысла сами по себе, но приобретают его, будучи включенными в систему коммуникаций. Все эти идеи имеют отношение к лингвистическому повороту, широко используемому постмодернистами, которые особо подчеркивают значимость исследования не столько видимых, сколько невидимых структур, но фактически определяющих характер поведения людей. - Соч.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Путь масок. М., 2000; Мифологики. От меда к пеплу. М., 2007; Lévi-Strauss, Claude. Structural Anthropology. New York: Basic Books, 1963; Levi-Strauss С., Eribon D. Conversations with Claude Levi-Strauss. Chicago; L., 1991.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД

Levi-Strauss, Claude) (род. 1908 г.), франц. антрополог, впервые применивший идеи структурализма в антропологии. В 1930-х гг. провел полевые исследования в Бразилии; первая .большая теоретич. работа Элементарные системы родства (1949) посвящена преимущ. изучению систем кровного родства и брака, к-рые в его анализе представлены как структуры обмена. В более поздних работах Л.-С. подробно анализирует связь идей структурализма с языкознанием. Важное место при этом занимает анализ мифа, представляющего собой, по мнению ученого, фундаментальное содержание коллект. сознания, основу устойчивых социальных структур. Л.-С. подверг критике существовавшие до него взгляды на тотемизм (тотем), рассматривая его как часть более общего стремления человека упорядочить и как-то систематизировать собственные представления о мире. Во всех своих работах Л.-С. доказывал, что процессы человеческого мышления имеют те же структурные св-ва, что и окружающий нас мир. Многочисл. труды Л.-С. при нек-рой сложности изложения отличаются блестящим лит. стилем, в них приведено множество примеров из этнографии самых разных об-в. Его работы выдержаны в духе описательной традиции более ранних антропологов (напр., Фрейзера) в отличие от тенденции к более предметному изложению фактических материалов полевых исследований, наблюдающейся в англ, и амер. антропологии со времен Малиновского.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЛЕВИ-СТРОСС Клод
LEVI-STRAUSS, Claude) (p.1908) Французский антрополог, в течение многих лет работавший в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (вернулся во Францию в 1958 г.). Несмотря на крупный вклад Леви-Стросса в современную антропологию («Структурная антропология», L?vi-Strauss, 1958), в исследование ментальности («Первобытное мышление», 1962b) и в структурализм в целом («Мифологики», 1964), его влияние на социологию было незначительным. Сущность антропологии ЛевиСтросса заключается в том, чтобы обеспечить понимание концептуальной деятельности людей и, таким образом, способствовать изучению человеческого разума. Несмотря на то, что его структуралистский анализ мифа, тотемизма (1962а) и первобытных классификаций, как представляется, очень схож с социальной антропологией Э. Дюркгейма и М. Мосса, сам Леви-Стросс утверждает, что на него повлияла англосаксонская традиция эмпирической антропологии, а его исследование мифа связано со структурной лингвистикой и кибернетикой. Антропология Леви-Стросса является, в сущности, когнитивной антропологией, нацеленной на анализ отношений между природой и культурой с точки зрения языка. Тремя основными сферами научной работы Леви-Стросса были теория родства (1949), анализ мифологии и природа первобытных классификаций. Общим для этих трех областей является социальный обмен, в частности обмен женщинами, словами и товарами. Структуралистский анализ применяется к этим социальным феноменам с целью обнаружения фундаментальных образцов, закономерностей и типов, которые, по мнению Леви-Стросса, указывают на универсальные черты нейропсихологической организации человеческого мозга. Его автобиографическая работа «Печальные тропики» (1955) представляет собой превосходное введение в природу антропологического воображения. См. также: Лакан; Обмена теория; Семиотика; Табу; Фуко. Лит.: Leach (1970)

Источник: Социологический словарь

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД
Levi-Strauss, Claude) (1908- ) - родившийся в Бельгии французский социальный антрополог, интеллектуальный наследник Дюркгейма и Мосса, хотя и испытавший сильное влияние Маркса, Фрейда, Якобсона. Будучи главной фигу- и рой в современном структурализме, Леви-Стросс утверждал, что Маркс и Фрейд развили структуралистский метод анализа, стремясь постичь поверхностную действительность посредством обращения к более глубоким структурным уровням. Главное место в его творчестве занимает созданная им классификация родства и мифологий в племенных обществах (см. также Тотемизм). Его труды включают: "Структурную антропологию" (1963), "Элементарные структуры родства" (1969), "Дикий разум" (1969), "Тотемизм" (1963) и "Мифологии" (в 4-х т.) (1969—1978). Отличительной особенностью его работ является попытка раскрыть универсальные правила, лежащие в основе повседневных действий и обычаев. Культура призвана воплотить принципы, отражающие существенные особенности человеческого разума — "двоичные классификационные системы". Влияние лингвистики, особенно фонологии, привело Леви-Стросса к формулировке основной задачи антропологии, состоящей в открытии семиотических и, следовательно, когнитивных структур, находящихся в глубине социальной деятельности. Именно с этой точки зрения он размещает чистые системы "контрастирующих классов", на базе которых существуют системы брака и мифов. Эти структуры наслоены, но одни и те же могут быть в основании различных поверхностных структур в обществах, так что одна может освещать другую. Это — самые глубокие уровни, которые Леви-Стросс рассматривает как "когнитивные" и которые делают возможной реконструкцию универсалий человеческого мнения. Хотя пласты структуры систематичны и упорядоченны, непосредственно они не доступны сознанию; они — подсознательные структуры, воссоздаваемые в научной логике. Наличие подобных логических систем было недавно оспорено постструктуралистами. настаивающими на фрагментарном, открытом, неуловимом и ускользающем характере семиотических доказательств (см. Деконструкция). Но в ходе анализа рационального сознания и "децентрирования" субъекта такие исследователи продолжают критиковать прозрачность деятельности, коммуникации, институтов и истории, социология обязана Леви-Строссу.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЛЕВИ-СТРОСС Клод
(28.11.1908, Брюссель) — франц. этнограф и социолог, один из осн. представителей франц. структурализма. Член Франц. академии (с 1973). Испытал влияние франц. социол. школы и амер. антропологии культурной. Осн. объект исследования — первобытные об-ва, преимущественно Южн. и отчасти Сев. Америки. Главный концептуальный акцент в творчестве Л.-С. — анализ структур мышления и социальной жизни, не зависящих от индивидуального сознания и выбора. При этом значение понятия «культура» у Л.-С. близко понятию «об-во» у его предшественников из франц. социол. школы; вслед за Моссом и Дюркгеймом Л.-С. считает разум «скорее продуктом, чем причиной культурной эволюции» [2, 60]. Культура как универсальный атрибут человеческого бытия обладает примерно одинаковым набором признаков в различ. об-вах. Цель исследования социальных и культурных структур Л.-С. видит в «обнаружении законов порядка, лежащих в основе разнообразия верований и институтов» [2, 62]. Анализируя правила брака, терминологию родства, принципы построения первобытных классификаций природного и социального миров, ритуалы, тотемизм, мифы, маски как знаковые системы особого рода, Л.-С. выявляет за видимым разнообразием социальных установлений общие схемы и возможности обмена (товарами, женщинами, информацией) и преодолевает тем самым антиномию между постулируемым единством бытия и множественностью форм, в к-рых мы его постигаем. В методике этого анализа Л.-С. опирается на опыт совр. структурной лингвистики как наиболее научно развитой области гуманитарного исследования, отдавая предпочтение синхронным (т. е. неизменным) отношениям перед диахронными (т. е. изменяющимися в истории). Анализируя социальные явления с помощью приемов структурной фонологии, он выявляет значение бинарных оппозиций (сырое — вареное, гниющее — нетленное, природное — культурное и др.) в мифе. С помощью тех же приемов Л.-С. построил абстрактно- математическую модель возможных типов брака и семьи. В основу типологии совр. об-в Л.-С. кладет следующие признаки: удаленность друг от друга в пространстве, во времени, а также одновременно и в пространстве, и во времени. Критерии кумулятивистского типа он считает применимыми только при сопоставлении об-в, соотнесенных во времени, в истории, причем сама история мыслится не как протяженная, а как дискретная — как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. Соотношение между сосуществующими в пространстве совр. об-вами — индустриально развитыми и «примитивными» — названо соотношением «горячих» и «холодных» об-в: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и скудных условий существования. Однако человека нового и древнего, развитого и «примитивного» объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования, человеческого разума. Л.-С. выдвигает концепцию «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений. Основу такого гуманизма составляет «сверхрационализм», предполагающий единство чувственного и рационального и опирающийся на «логику чувственных качеств» как прообраз совр. науки. Интеллектуальный пафос концепции Л.-С— обнаружение единства физических, физиологических, психологических и социальных закономерностей (и в этом смысл провозглашаемой Л.-С. «редукции культуры к природе»). Несмотря на универсалистские претензии, предлагаемый Л.-С. подход оказывается наиболее эффективным как раз в объяснении и классификации отдельных деталей социального бытия (так, изучение формы ритуальных масок помогает уточнить стадии производственно-технологического развития этнической общности — наличие у нее меднолитейного производства и проч.). Н. С. Автономова

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЛЕВИ-СТРОСС (Levi-Strauss) Клод
p. 1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Профессор университета в Сан-Паулу (1935-1938), советник по культуре французского посольства в США (1946-1947), зам. директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс (с 1959). Член Французской академии (1973). Основные сочинения: "Структурная антропология" (1958); "Мифологии. Тт. 1-4" (1964-1971); "Структурная антропология - 2" (1973); "Структура мифов" (1970); "Колдун и его магия" (1974) и др.
Согласно Л.-С., философия являет собой "временного заместителя науки", ибо последняя достаточно оперативно осуществляет экспансию в сферу традиционных философских проблем. Рассматривая философскую составляющую аутентичного структурализма в виде "кантианства без трансцендентального субъекта", Л.-С. предполагал, что именно такой подход делает осуществимым непосредственный доступ к реальности объективированного мышления. Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине 20 в. во Франции экзистенциальной философии, Л.-С. обращается к этнографии и антропологии. Его интерес к изучению объективированных форм и внесознательных детерминант человеческой психики предопределили теоретические установки, с одной стороны, Маркса и Фрейда , с другой - Дюркгейма , американской - Боас , Кребер - и английской (Малиновский - , Радклифф-Браун - ) школ антропологии.
Непосредственный методологический импульс новаторские изыскания Л.-С. получили из структурной лингвистики (Р. Якобсон и др.) - прежде всего в виде фонологического метода. Значение последнего Л.-С. видел в: 1) переходе от изучения сознательных явлений к исследованию бессознательного их базиса; 2) отказе рассматривать члены отношения в качестве автономных независимых сущностей и преимущественном анализе отношений между ними; 3) введении понятия системы; 4) выявлении - впервые - социальной наукой "необходимых" отношений. Преодолевая узкоэмпирический подход, Л.-С. делает два базисных допущения: о существовании "другого плана" действительности, лежащего в основании наблюдаемой в опыте реальности, и типологического сходства феноменов культуры и явлений языка. Специфика складывающейся на этой основе концепции универсальной структуры заключается в понимании бессознательного как формальной матрицы (по типу двоичного кода), элиминирующем содержательные моменты его классической психоаналитической версии, а также в предположении всеобщности такой пустотной формы для организации различных уровней социальной жизни. Общество, в соответствии с этим, рассматривается с позиций семиотики и теории информации как полиморфная система коммуникаций (противоположных полов, имуществ, лингвистических знаков), имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных оппозиций. Задачей структурного анализа, таким образом, является считка разнообразных символических культурных форм (искусство, религия и т.д.) как кодов этого архетипического языка.
Проблематика кодирования столкнулась с новым подходом Л.-С. к оценке первобытного мышления. В отличие от "теории прелогизма" Леви-Брюля, выделявшего коллективные формы мышления архаических народов в качестве "дологического мышления", Л.-С. полагает, что "человек всегда мыслил одинаково хорошо". В результате применения особых процедур поиска и моделирования единиц мифа ("мифем") Л.-С. делает вывод о присутствии в нем позитивной логики в форме структуры мифов, функционирующей в режиме медиации (опосредования) основных жизненных противоречий. Разрыв между мыслью о предметах и самими предметами, по Л.-С., заполняется магическим мышлением, что обеспечивает слитность чувственного и рационального в опыте первобытного коллектива. Поэтому сам факт звучания слова воспринимается "в качестве немедленно предлагаемой ценности", благодаря чему сама речь на равных правах включается в обменные процессы первобытного коллектива, организма, выступая специфической естественной идеологией. Современные же рациональные идеологии выполняют функции поставщиков чувства безопасности и гармонии для социальных групп гораздо менее эффективно. В итоге у Л.-С. складывается идеал своеобразного первобытного "сверхрационализма". Несмотря на исключительное воздействие на интеллектуальную ситуацию во Франции и за ее пределами, а также большой вклад во многие конкретно-научные области знания работы Л.-С. получали очень неоднозначную оценку. (Так, по мысли П. Рикера, структурализм Л.-С. - это "кантианство без трансцендентального субъекта".) Подвергались обширной и аргументированной критике его попытки возвести выявляемые структуры человеческого интеллекта в ранг универсального объяснительного принципа, компьютерная утопия исчисления социальных закономерностей, ограниченность исследований закрытыми и внеисторичными системами устойчивого значения.
А.А. Горных

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
68.71 кб

Клод Леви-Стросс (1908-2009)

Гарбовский Н.
Читать PDF
115.77 кб

Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы

Иванова С. В.
Читать PDF
335.74 кб

КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И ПРОБЛЕМА "СИНХРОНИЧЕСКОГО" ВРЕМЕНИ

Шубрт Иржи
Человеческое общество существует в двух временн ы х плоскостях. Астрономическое время является равномерным, однородным, квантитативным и непрерывным.