ЛЬГОТА
ЛЬГОТА
предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.д.
Льгота
Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например, налоговые льготы.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ЛЬГОТА
(слово ведет свое происхождение от древнерус. льгъкый — легкий; лат. beneficium; англ. privilege) — преимущественное право, освобождение от чего-либо.
Л. — дополнительное право и преимущество, предоставляемое определенной категории граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам.
В семантическом понимании Л. — это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Л. появляются там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае Л. могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.
Система Л. в РФ основана на уравнивающем принципе, который означает, что первоначально пособия назначаются тем гражданам, которые больше всего нуждаются в господдержке в связи с ограниченностью распределяемых ресурсов.
Л. предоставляются определенному кругу лиц, в который входят: ветераны ВОВ и члены их семей; инвалиды; труженики тыла; ветераны труда; доноры; лица, обладающие государственными наградами, например имеющие Орден мужества; граждане, которые были реабилитированы, и члены их семей; малоимущие; государственные служащие; студенты и школьники; дети, не достигшие 16 лет; чернобыльцы.
Функции льготной социальной системы:
— повышение жизненного уровня граждан установленных законом категорий;
— обеспечение социального равенства в обществе, так как льготы дают возможность лицам, доход которых не позволяет покрыть все расходы на проживание, не чувствовать себя нуждающимися;
— применение поощрительных мер к гражданам, имеющим заслуги перед страной, обладающими знаками отличия или высокими званиями, такими как Герой России;
— компенсация за труд граждан в специфических условиях на благо общества и государства, например при риске радиационного облучения;
— стимулирование лиц к осуществлению различных видов деятельности, например, Л. работающим студентам для стремления к учебе.
Социальные Л. являются особыми преимуществами, которые дают право гражданам использовать дополнительные блага и повысить социальный статус. Указанные права пр едоставляются лишь определенным категориям лиц, отвечающим соответствующим социальным критерием (например, Л. пенсионерам, детям и др.). Критериями могут быть: соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Яркими примерами социальных Л. также являются: компенсация (оплата) работодателем стоимости путевки для сотрудника, его транспортных затрат; выплаты работодателем женщинам, которые из-за болезни ребенка вынуждены временно оставить свою трудовую деятельность.
Налоговые Л. представляют собой преимущества, предоставляемые госорганами некоторым организациям или категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, что направлено на ведение ими полноценной предпринимательской и иной облагаемой налогами деятельности в наиболее выгодном положении. Данный вид преимуществ является эффективным инструментом реализации налоговой политики, экономических и социальных целей. Налоговые привилегии, какие положены как физическим, так и юридическим лицам, могут быть личными, социальными, общеэкономическими или внешнеэкономическими. В рамках этих Л. может быть определена категория объектов или доходов, не облагаемых налогом, могут предоставляться рассрочки или отсрочки уплаты налогов, а также налоговая амнистия.
Таможенные Л. — это изъятие из установленных правил и норм в таможенно-правовой сфере. Данная категория преимуществ включает в себя льготы по таможенным платежам, по контролю в таможенном деле, исключения при оформлении товаров на таможне. Иными словами, это преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам.
Л. можно разграничить по целевой направленности, условиям предоставления, субъективному составу. В форме Л. выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Л. считается также преимущество одной группы лиц перед другими. Например, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
Основанием предоставления Л. по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Основанием для предоставления Л. в социальном обслуживании выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление Л. по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти Л. можно назвать привилегиями. Как правило, привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг.
Льготы-привилегии выступают в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон “О ветеранах” предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов ВОВ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и Л. В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им Л. по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, по пользованию услугами учреждений связи, по трудоустройству, переподготовке кадров и условиям труда и др.
Л. является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы и пошлины для определенного круга лиц. Например, такая Л. установлена для граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и др.
Законодательство предусматривает замену Л. компенсациями. Например, согласно Федеральному закону “О ветеранах” (ст. 14) инвалидам войны предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50%.
Основные права в социальном обслуживании выступают в форме Л. и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Л. заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как Л. (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие Л. являются долгом общества перед пожилыми гражданами.
Дифференциация Л. в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Л. в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих Л. неоднородно по их экономической и социальной значимости.
С 2004 г. понятие “Л.” заменяется термином “меры социальной поддержки”. Многие ранее существовавшие Л. заменяются на денежные выплаты. Кроме того, разграничиваются компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком “Житель блокадного Ленинграда”, лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшиеся воздействию радиации.
К компетенции субъектов РФ отнесено финансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Льготы ветеранам ВОВ и приравненных к ним лиц. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники ВОВ; лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”; труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ.
Лица, составляющие категорию участников ВОВ, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.
К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов ВОВ. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.
Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица — члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.
Л. ветеранам ВОВ на федеральном уровне регламентируются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ “О ветеранах” (ст. 15. Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны).
Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона “О ветеранах”).
Е.Г. Студенова
Л. — дополнительное право и преимущество, предоставляемое определенной категории граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам.
В семантическом понимании Л. — это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Л. появляются там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае Л. могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.
Система Л. в РФ основана на уравнивающем принципе, который означает, что первоначально пособия назначаются тем гражданам, которые больше всего нуждаются в господдержке в связи с ограниченностью распределяемых ресурсов.
Л. предоставляются определенному кругу лиц, в который входят: ветераны ВОВ и члены их семей; инвалиды; труженики тыла; ветераны труда; доноры; лица, обладающие государственными наградами, например имеющие Орден мужества; граждане, которые были реабилитированы, и члены их семей; малоимущие; государственные служащие; студенты и школьники; дети, не достигшие 16 лет; чернобыльцы.
Функции льготной социальной системы:
— повышение жизненного уровня граждан установленных законом категорий;
— обеспечение социального равенства в обществе, так как льготы дают возможность лицам, доход которых не позволяет покрыть все расходы на проживание, не чувствовать себя нуждающимися;
— применение поощрительных мер к гражданам, имеющим заслуги перед страной, обладающими знаками отличия или высокими званиями, такими как Герой России;
— компенсация за труд граждан в специфических условиях на благо общества и государства, например при риске радиационного облучения;
— стимулирование лиц к осуществлению различных видов деятельности, например, Л. работающим студентам для стремления к учебе.
Социальные Л. являются особыми преимуществами, которые дают право гражданам использовать дополнительные блага и повысить социальный статус. Указанные права пр едоставляются лишь определенным категориям лиц, отвечающим соответствующим социальным критерием (например, Л. пенсионерам, детям и др.). Критериями могут быть: соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Яркими примерами социальных Л. также являются: компенсация (оплата) работодателем стоимости путевки для сотрудника, его транспортных затрат; выплаты работодателем женщинам, которые из-за болезни ребенка вынуждены временно оставить свою трудовую деятельность.
Налоговые Л. представляют собой преимущества, предоставляемые госорганами некоторым организациям или категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, что направлено на ведение ими полноценной предпринимательской и иной облагаемой налогами деятельности в наиболее выгодном положении. Данный вид преимуществ является эффективным инструментом реализации налоговой политики, экономических и социальных целей. Налоговые привилегии, какие положены как физическим, так и юридическим лицам, могут быть личными, социальными, общеэкономическими или внешнеэкономическими. В рамках этих Л. может быть определена категория объектов или доходов, не облагаемых налогом, могут предоставляться рассрочки или отсрочки уплаты налогов, а также налоговая амнистия.
Таможенные Л. — это изъятие из установленных правил и норм в таможенно-правовой сфере. Данная категория преимуществ включает в себя льготы по таможенным платежам, по контролю в таможенном деле, исключения при оформлении товаров на таможне. Иными словами, это преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам.
Л. можно разграничить по целевой направленности, условиям предоставления, субъективному составу. В форме Л. выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Л. считается также преимущество одной группы лиц перед другими. Например, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
Основанием предоставления Л. по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Основанием для предоставления Л. в социальном обслуживании выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление Л. по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти Л. можно назвать привилегиями. Как правило, привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг.
Льготы-привилегии выступают в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон “О ветеранах” предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов ВОВ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и Л. В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им Л. по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, по пользованию услугами учреждений связи, по трудоустройству, переподготовке кадров и условиям труда и др.
Л. является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы и пошлины для определенного круга лиц. Например, такая Л. установлена для граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и др.
Законодательство предусматривает замену Л. компенсациями. Например, согласно Федеральному закону “О ветеранах” (ст. 14) инвалидам войны предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50%.
Основные права в социальном обслуживании выступают в форме Л. и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Л. заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как Л. (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие Л. являются долгом общества перед пожилыми гражданами.
Дифференциация Л. в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Л. в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих Л. неоднородно по их экономической и социальной значимости.
С 2004 г. понятие “Л.” заменяется термином “меры социальной поддержки”. Многие ранее существовавшие Л. заменяются на денежные выплаты. Кроме того, разграничиваются компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком “Житель блокадного Ленинграда”, лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшиеся воздействию радиации.
К компетенции субъектов РФ отнесено финансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Льготы ветеранам ВОВ и приравненных к ним лиц. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники ВОВ; лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”; труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ.
Лица, составляющие категорию участников ВОВ, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.
К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов ВОВ. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.
Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица — члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.
Л. ветеранам ВОВ на федеральном уровне регламентируются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ “О ветеранах” (ст. 15. Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны).
Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона “О ветеранах”).
Е.Г. Студенова