ЛИДЕР МНЕНИЙ
ЛИДЕР МНЕНИЙ
англ. leader, opinion; нем. Meinungsfuhrer, фр. leader des opinions; 1. Лидер, оказывающий существенное влияние на мнение других людей, к-рые обращаются к нему за информацией и советом. 2. В теории коммуникации - человек, выступающий в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Лидер мнений
1. Лидер, оказывающий существенное влияние на мнение других людей, которые обращаются к нему за информацией и советом. 2. В теории коммуникации — человек, выступающий в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации. Основой консолидации людей вокруг лидера мнений служат доверие к его функционированию, авторитет. Социологи чаще всего изучают массовость лидерства (при этом обнаруживается дефицит лидеров в отдельных сферах), роль лидеров в формировании массового сознания, представлений граждан. [20].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Лидер мнений
(англ. opinion leader) Представитель общества или (чаще) определенного сообщества, являющийся для его членов авторитетным источником информации по определенной теме. Данное понятие является одним из ключевых элементов теории двуступенчатого потока коммуникации (the two step flow of communication), согласно которой большая часть аудитории воспринимает информацию и принимает важнейшие решения не после непосредственного контакта с сообщениями в медиа, а в рамках коммуникации с лидерами мнений, переосмысливающими, интерпретирующими и доносящими до окружающих информацию, исходно поставляемую медиа. Изначально понятие было использовано американским социологом Полом Лазарсфельдом при анализе результатов исследования предвыборной кампании на президентских выборах в США в 1940 г. Однако уже следующий этап применения этого понятия был связан с изучением потребительских решений (выбор одежды, поход в кино) и профессиональных предпочтений (например, механизмы распространения новых лекарств среди врачей). Исследователи использовали концепцию лидеров мнений как при изучении коммуникации в обществе в целом, так и в политической и маркетинговой коммуникации в частности. В последнее десятилетие концепция дополнительно актуализировалась на фоне развития пользовательского контента и социальных медиа в Интернете и необходимости изучения источников и механизмов роста и влияния так называемой блогосферы и отдельных блогеров. Практическое применение концепции наиболее полно реализовалось в области маркетинга и связей с общественностью. На современном этапе формами трансформации концепции лидеров мнений в практике медиа могут считаться, например, «лидеры общественного мнения» – актеры, политики, ученые, готовые высказываться по широкому кругу вопросов, а не по узким темам, как лидеры мнений в исходной теории, и «инфлюенсеры», ставшие важной частью маркетинговых кампаний в социальных сетях. В связи с этим к лидерам мнений сегодня можно отнести и «ньюсмейкеров» (англ. newsmaker – «создатель новости») – публичных персон, деятельность и высказывания которых оказывают влияние на формирование повестки дня в новостных медиа. Ньюсмейкеры должны обладать достаточной компетентностью в конкретной профессиональной сфере, чтобы рассматриваться в качестве источника достоверной информации.
Литература Бакулев Г П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2005. Katz E., Lazarsfeld P. (1955) Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. – NY: Free Press. Keller E., Berry J. (2003) The Influential: One American in Ten Tells The Other Nine How to Vote, Where to Eat, and What to Buy. – NY: Free Press. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. (1944) The People's Choice: How the Voter Makes up His Mind in Presidential Campaign. – NY: Columbia University Press.
Литература Бакулев Г П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2005. Katz E., Lazarsfeld P. (1955) Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. – NY: Free Press. Keller E., Berry J. (2003) The Influential: One American in Ten Tells The Other Nine How to Vote, Where to Eat, and What to Buy. – NY: Free Press. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. (1944) The People's Choice: How the Voter Makes up His Mind in Presidential Campaign. – NY: Columbia University Press.