ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
LONGITUDINAL STUDY) См.: Панельное исследование.
Источник: Социологический словарь
Лонгитюдное исследование
длительное изучение одной совокупности лиц.
Исследование лонгитюдное
длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами.
Лонгитюдное исследование
вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же социальными объектами.
Лонгитюдное исследование
стратегия исследования в психологии и социологии, предполагающая многократное возвращение через определенные промежутки времени к одному и тому же объекту изучения для выявления его внутренней динамики.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ
англ. study, longitudinal; нем. Langsschinttuntersuchung. Вид повторного исследования в социологии и психологии, при к-ром ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или соц. объектами.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Исследование лонгитюдное
разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупности определенной стадии своего развития.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
longitudinal study) - изучение, предполагающее наблюдение одной и той же группы в последовательных временных интервалах. Так, относительно когорты детей оно может проводиться для оценки, в том числе воздействия социального класса на достижения в школе (см. Изучение когорты рождения). Лонгитюдные исследования используются Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных аспектов детского развития. Однако они пригодны не только для этого, а могут распространяться для наблюдения изменений внутри организаций в течение какого-то времени. Их преимущество по сравнению с кросссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на базе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане), а главные недостатки — в больших расходах на повторное изучение, возможный эффект Хоуторна от него и от влияния других одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования).
Источник: Большой толковый социологический словарь
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
в широком смысле слова - любое И., в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается одна и та же группа объектов - людей, домохозяйств, предприятий и т.п. В таком расширительном толковании Л.И. является синонимом панельного И. В отечественной литературе Л.И. обычно трактуется в более узком смысле, как выборочное панельное И. возрастной или образовательной когорты ( Когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28-30 лет. Его целью является изучение жизненного пути когорты, процессов социализации, становления профессиональной карьеры, семейной жизни и т.п.
Наиболее крупным отечественным лонгитюдным проектом является всесоюзное, а позже международное И. "Пути поколения", проведенное в 1983-1999 под руководством профессора М.Х. Титмы. Преимущества Л.И. по сравнению с обычным мониторингом, на каждом этапе которого используется новая выборка, состоит в возможности прослеживать развитие во времени одних и тех же объектов, точно фиксировать происходящие в их жизни изменения, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т.п. События жизненного пути могут, хотя и с меньшей точностью, фиксироваться и в обычном ретроспективном И., однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной сфере и их влияние на жизненный путь. Главными недостатками Л.И. являются его высокая стоимость и техническая сложность, порождаемые необходимостью на каждом этапе разыскивать и идентифицировать респондентов, "состыковывать" данные разных этапов, собирать ретроспективную информацию о событиях, произошедших в жизни респондента в периоды времени между двумя этапами, контролировать неизбежное сокращение первоначальной выборки вследствие смерти, миграции, отказов от дальнейшего участия в И. и других причин, необходимость время от времени "ремонтировать" выборку и т.п.
О.В. Терещенко
Наиболее крупным отечественным лонгитюдным проектом является всесоюзное, а позже международное И. "Пути поколения", проведенное в 1983-1999 под руководством профессора М.Х. Титмы. Преимущества Л.И. по сравнению с обычным мониторингом, на каждом этапе которого используется новая выборка, состоит в возможности прослеживать развитие во времени одних и тех же объектов, точно фиксировать происходящие в их жизни изменения, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т.п. События жизненного пути могут, хотя и с меньшей точностью, фиксироваться и в обычном ретроспективном И., однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной сфере и их влияние на жизненный путь. Главными недостатками Л.И. являются его высокая стоимость и техническая сложность, порождаемые необходимостью на каждом этапе разыскивать и идентифицировать респондентов, "состыковывать" данные разных этапов, собирать ретроспективную информацию о событиях, произошедших в жизни респондента в периоды времени между двумя этапами, контролировать неизбежное сокращение первоначальной выборки вследствие смерти, миграции, отказов от дальнейшего участия в И. и других причин, необходимость время от времени "ремонтировать" выборку и т.п.
О.В. Терещенко
Источник: Социология: энциклопедия