ЛУКИЧ РадомирЛУМАН Никлас

ЛУКМАН Томас

Найдено 3 определения термина ЛУКМАН Томас

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛУКМАН (Luckmann) Томас

1927) - нем. социолог. Разработанная совместно с амер. социологом П. Бергером феноменологич. версия социологии знания ("Соц. конструирование реальности", 1966) противопоставляется всей предшествующей социологии знания, предметом к-рой было изучение теоретич. знания. Оно не исчерпывает всего знания, имеющегося в об-ве, и, кроме того, не играет главной роли в жизни большинства людей. Поэтому предметом, "ядром" их теории становится обыденное, дотеоретич. знание, с к-рым человек сталкивается в своей повседневной реальной жизни. Суть их концепции сводится к тому, что соц. реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием, и все соц. ин-ты и отношения - продукты человеческого сознания. Реальность "реальна" в той мере, в какой она является содержанием "коллективных представлений" людей, т. е. осознается ими. При этом снимается качественное различие между соц. реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от сознания людей, и соц. реальностью как обществ. сознанием. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с П. Бергером). М., 1955; The Invisible Religion. N.Y., 1967; The Structures Of The Livesworld (with A. Schutz). Evanston. 1973; The Phenomenology And Sociology, Harmonds-worth, 1978. Е.Д. Руткевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Лукман, Томас

р. 1927) - профессор социологии в ФРГ, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Лукман после смерти Щютца издал книгу "Структуры жизненного мира”, вышедшей под именами Щютца и его самого, в которой он дал систематическое описание идей Щютца как целого. В 1966г. он совместно с П.Бергером опубликовал "Социальное конструирование реальности”, где разрабатывается идея о том, что теоретическое знание не исчерпывает всего запаса знания, существующего в обществе и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей. Отсюда главной задачей социологии знания должно стать обыденное, дотеоретическое знание, к которому человек обращается в повседневной жизни. Анализ "социального конструирования реальности" имеет своим предметом возникновение, функционирование и распространение знания в обществе. Социальная реальность предстает у них как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их коллективных представлениях и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. При этом снимается качественное различие между социальной реальностью как объективной и существующей в виде общественного сознания. Диалектическая концепция эта основана на том, что познавая мир, люди созидают его, а созидая, познают.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ЛУКМАН (Luckmann) Томас

р. 1927) - немецкий социолог, ученик и последователь А. Шюца , ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: "Проблема религии в современном обществе" (1963); "Социальное конструирование реальности" (совместно с Бергером, 1966); "Невидимая религия" (1967); "Структуры жизненного мира" (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др.

В книге "Социальное конструирование реальности" развил идеи Шюца ("Структуры жизненного мира") о потенциале феноменологического анализа реальности повседневной жизни. "Социальное конструирование реальности" предлагает феноменологическую версию социологии знания, предмет интереса которой составляют не "идеи" или теории, но то, что считается "знанием" в обществе, в повседневной, дотеоретической жизни. Иначе - она должна понять процессы, в результате которых человеческое знание развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, в результате чего знание становится основополагающей реальностью для рядового человека, т.е. социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности. Теоретическое знание, традиционный предмет анализа, представляет собой, по Л., лишь часть существующего знания и должно пониматься в контексте общего "запаса знания", существующего в обществе. Феноменологический анализ повседневной жизни - ее субъективного восприятия - позволяет воздержаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. При описании повседневной реальности особый интерес представляют до- и квазинаучные интерпретации повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися, но в рамках феноменологических скобок. Мир осознается как состоящий из множества реальностей, высшая из которых - реальность повседневной жизни, представляющая собой интерсубъективный мир, разделяемый с другими людьми. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, отмеченными характерными способами восприятия. Реальность повседневной жизни воспринимается и понимается в континууме типизаций, анонимность которых возрастает по мере их удаления от ситуации "здесь и сейчас". Таким образом, социальная структура - это вся сумма типизаций и основанных на них повторяющихся образцов взаимодействия, т.е. реальность повседневной жизни, ее ясность и устойчивость становится возможной благодаря процессам объективации, важнейший из которых - процесс сигнификации.

Общество, по Л., производится в процессе объективирования субъектов, которые затем повторно присваивают или интернализуют его (через сигнификацию), что образует непрерывный диалектический процесс. В дальнейшем Л. продолжил исследования влияния языка на сознание и конструирование социальных структур. Социология знания предполагает разработку проблем социологии языка и социологии религии, которые перестают считаться периферийными специальностями, но, напротив, представляют непосредственный интерес для социологии как таковой. Основная работа Л. в данной области - "Проблема религии в современном обществе", а главное понятие - "трансцендирование", понимаемое как конструирование символического универсума, основная функция которого заключается в легитимации и интеграции всего социального порядка. Трансцендирование - необходимая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности, истоки которой коренятся в конституции человека. Исторически меняются формы ее проявления. При упадке церковной религиозности внецерковная (или "неспецифическая"), представляющая собой всеобщую социальную форму, религия дает возможность личной самореализации, формируя "невидимую религию".

С.А. Радионова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЛУКМАН Томас — 0

Найдено научныех статей по теме ЛУКМАН Томас — 0

Найдено книг по теме ЛУКМАН Томас — 0

Найдено презентаций по теме ЛУКМАН Томас — 0

Найдено рефератов по теме ЛУКМАН Томас — 0