ЛУКМАН ТомасЛунфардо

ЛУМАН Никлас

Найдено 4 определения термина ЛУМАН Никлас

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Луман, Никлас

р.1924) - немецкий социолог, крупнейший теоретик неофункционализма. Наиболее полное изложение его концепции представлено в работе “Социальные системы: очерк общей теории” (1984). Предметом социологической науки Луман считает изучение социальных систем. Свою концепцию он рассматривает в качестве третьего этапа в развитии системного подхода в социологии (предшествующие этапы связаны с именами Дюркгейма и Парсонса). Исходным пунктом этой концепции является разграничение системы и внешней среды. Понятие аутопойесиса, заимствованное из биологии, обозначает самовоспроизводство социальной системы. Кроме того, подобная система выступает как самореферентная, т.е. способная описывать себя. Элементами социальной системы служат коммуникации между индивидами. Эволюция общества, согласно Луману, связана с усилением его структурной дифференциации.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ЛУМАН (Luhmann) Никлас

1927) - нем. социолог-теоретик, ведущий представитель анализа функционального в социологии (см.) и системной теории в социологии, теоретик права. Ранние работы Л. посвящены обоснованию программы "радикализованного функционализма". В центр исследования Л. ставит отношения системы с окружающей средой, а функционально эквивалентные способы решения возникающих при этом проблем получают общую точку отсчета: различие в комплексности (сложности) между системой и средой. Редукция комплексности совершается системой в трех измерениях (сообразно тому, как выступает для нее в качестве проблемы комплексность мира): предметном, временном и соц. Однако, по Л., это ведет не к снижению, а только к повышению комплексности (из-за усложнения воздействия системы на окружающий мир). В 70-е гг. Л. сосредоточивает усилия на разработке теории об-ва, к-рое рассматривается им как условие возможности взаимодействия многочисленных соц. систем. Трудности увязки воедино разных положений теории разрешаются Л. за счет выделения и разведения в качестве взаимонезависимых трех "супертеорий": системной, эволюционной и теории символически генерализованных средств коммуникации. Соч.: Soziologische Aufklarund. Bde. 1-3 Opladen 1970-1984; Soziale Systeme. Fr/M., 1984; Gesellschaftsstruktur und Semantik. Bd. 1-2. Fr/M, 1980-1981; Risk: A Sociological Theory. N.Y., 1993. А.Ф.Филиппов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЛУМАН Никлас

LUHMANN, Niklas) (1927-1998) Профессор социологии Билефельдского университета (Германия). Луман был чрезвычайно продуктивен как ученый: с 1964 по 1997 гг. он написал более пятидесяти книг и трехсот статей. Отвергая действия теорию, Луман разработал оригинальную общую теорию социальных систем, согласно которой общество является системой, охватывающей все формы социальной коммуникации, а люди относятся к окружающей среде общества. Коммуникация предполагает наличие значений, а последние — проведение различений (дистинкций). Система — это совокупность различений или значений в их символическом обобщении, например, в языке. Луман подчеркивает (в противоположность Парсонсу), что общая теория социальных систем должна строиться не на общей теории действия, а на теории коммуникации. Согласно Луману, функцией социальных систем является редукция сложности социального мира. По мере дифференциации социальных систем в них возникают подсистемы, которые становятся все более автономными и, по Луману, воспроизводят себя аутопойэтически. Понятия аутопойэсиса и самореференции заимствованы Луманом из современной биологии и используются им для обозначения процессов самовоспроизводства социальных систем. Аутопойэтические социальные системы перерабатывают информацию, поступающую из окружающей среды, с помощью своих структур, системных операций и бинарного кодирования. В широком смысле аутопойэсис определяется как способность организма к мониторингу своей окружающей среды, ее регулированию и адаптации к ней. Социальные системы можно описать как системы коммуникации, конституируемые аутопойэтически посредством управления информацией, в частности, информацией об окружающей среде. Системы осмысливают эту информацию, тем самым они регулируют свои внешние связи, включая отношения с другими социальными системами. Социальные системы являются сложными структурами именно потому, что они способны собирать и обрабатывать информацию о самих себе и действовать на этой основе. Способность социальных систем к накоплению самореферентного знания означает, что по мере своего развития они становятся все более независимыми и автономными. Пытаясь справиться с угрозами, исходящими из окружающей среды, социальные системы могут саморефлексивно и критически перерабатывать информацию. Целью Лумана является анализ основных функциональных подсистем, возникших в процессе дифференциации социальной системы, а именно: права, политики, экономики, религии и т.д. Разрабатывая критическую теорию современного общества, он показывает, каким образом социальные системы эпохи модерна разрушают свою естественную окружающую среду. Он полагает, что современная социальная жизнь сопряжена со случайностью и вследствие этого с риском, поскольку сложным системам трудно исчерпывающе определить свои функции. Свою теорию Луман применил к анализу множества самых различных проблем, что нашло отражение в его трудах: «Дифференциация общества» (Luhmann, 1982), «Религиозная догматика и эволюция общества» (1984), «Любовь как страсть» (1986), «Экологическая коммуникация» (1989), «Социологическая теория риска» (1993), «Социальные системы» (1995). См. также: Дифференциация; Риск/Общество риска; Систем теория; Социальная система; Хабермас.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ЛУМАН (Luhman) Никлас

1927-1998) - немецкий социолог. В 1946-1949 изучал юриспруденцию во Фрайбургском университете, затем до 1962 работал в земельных органах государственной власти. В 1960-1961, взяв отпуск, учился в Гарвардском университете у Т. Парсонса , а возвратившись в Германию, изучал теорию управления. В 1965 приступил к научной работе и уже в 1966 защитил две диссертации по социологии и перешел на работу в Мюнстерский университет, а в 1968 получил профессуру в Билефельдском университете, где и преподавал до выхода на пенсию в 1993.

Л. написал 40 книг и 250 статей по теории социального познания и системной теории общества, которые переведены на многие языки мира. В последние годы интенсивно работал над обобщающими произведениями, поддерживал активные научные контакты.

Основные произведения: сборники статей под общим названием "Социологическое Просвещение" - 6 выпусков; "Социальные системы" (1984); "Общество общества" (1997).

Примыкает к функциональному подходу в социологии. Концептуальными истоками творчества Л. явились общая теория систем, феноменология Э. Гуссерля, философская антропология Гелена , структурный функционализм Парсонса .

Л. определяет социологию как "системный анализ социальных образований". Согласно Л., общество, как и мир в целом, не имеет ни центра, ни прочной основы. Сущее характеризуется контингентностью - возможностью "быть по-другому". Реально не существует ничего, кроме отношений и возможностей отношений, а предметность - не более чем эпифеномен языка. Основополагающей характеристикой систем и сред, согласно Л., является комплексность - пространство возможностей "переживания и действования". Л. отвергает существование систем как объективированных, "вещных" феноменов и фундирует свою концепцию присущим миру различением систем и сред как зон с меньшей и большей комплексностью соответственно. Такое отграничение происходит через самореференцию - установление самотождественности, самосоотнесение. Существование системы предполагает редукцию комплексности - отбор возможностей, обеспечивающих ее существование. Психические и социальные системы, в отличие от биологических и механических, рассматриваются как смысловые. Смысл означает наличие поля неактуализированных возможностей и является формой редукции комплексности. Элементами психических систем, по Л., являются мысли, элементами социальных - коммуникации. Люди являются не элементами социальных систем, а частью их среды. Коммуникация несводима к трансляции информации и включает в себя сообщение, собственно информацию и понимание сообщения получателем. Она является смысловым, самореферентным процессом и сводится к действиям. Основой возникновения социальности, согласно Л., являются "двойные контингенции" - взаимная неопределенность позиций участников общения. "Двойные контингенции" вызывают необходимость согласования перспектив, в результате чего и возникают самореферентные социальные системы. Необратимость времени обусловливает событийный характер элементов системы и их существование как операций.

По Л., неотъемлемым свойством системы является ее оперативная закрытость: элементы (операции) системы отсылают к другим ее элементам (операциям). Соответствие операций самотождественности системы означает самонаблюдение системы. Самонаблюдение, организованное по правилам, заданным системой, является самоописанием, определяющим структуру возможных наблюдений. Л. относит начало самонаблюдений и самоописаний современного общества к 18 в. Различение операций и наблюдений предполагает иного наблюдателя, наблюдающего за тем, как система себя наблюдает (наблюдение второго порядка и кибернетика второго порядка). Л. акцентирует взаимосвязь процессов распада и самовоспроизводства систем. Разложение системы предопределено мгновенным характером ее элементов - событий. Фактором разложения системы является время. Среда постоянно предъявляет к системе новые требования, система посредством собственных операций воспроизводится с учетом этих требований. Такое самообновление системы предполагает предшествующее разложение. Элементы системы - события - определены лишь тем, что произошло до них и что может произойти после них. Как результат, разложение системы - постоянный процесс, противостоять которому система может только структурированием. Понятие "структура" у Л. фиксирует рациональную упорядоченность деятельности. Общество, согласно Л., является аутопойетической (самовоспроизводящейся) системой. Структура аутопойетической системы задает возможность самовоспроизводства системы с учетом изменения условий среды. Таким образом, структура обеспечивает не устойчивость системы, а ее обновление. Структурирование социальных систем происходит на основе ожиданий, упорядочивающих процесс разложения систем. Структура ограничивает допустимые в системе отношения и обеспечивает системе такое количество "внутреннего руководства", которое может сделать возможным самовоспроизводство. Структуры социальных систем являются структурами ожиданий, "они суть структуры ожиданий... для социальных систем, поскольку те придают временной характер своим элементам как действиям-событиям, нет иной возможности для образования структуры". Ожидания получают социальную релевантность и в то же время пригодность в качестве структуры социальных систем лишь в том случае, если сами могут ожидаться. Ожидание ожидания является основной социальной ситуацией и увеличивает устойчивость системы. Элементарной формой социальности является интеракция - "взаимодействие присутствующих". Взаимодействие, основанное на формальных правилах членства, конституирует такую форму социальности, как организация. Наконец, общество как форма социальности представляет собой систему, задающую область всех возможных коммуникаций.

М.Н. Мазаник

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЛУМАН Никлас — 0

Найдено научныех статей по теме ЛУМАН Никлас — 0

Найдено книг по теме ЛУМАН Никлас — 0

Найдено презентаций по теме ЛУМАН Никлас — 0

Найдено рефератов по теме ЛУМАН Никлас — 0