Маклюэн, Маршалл

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Маклюэн, Маршалл (Маклуэн Герберт Маршалл)

McLuhan, (Herbert) Marshall), (1911—80), канадский социолог и культуролог, публицист. Рассматривал культуру как совокупность ср-в общения, известен своей теорией ср-в массовой коммуникации, развитой в кн. Понимание средств массовой коммуникации (1964). М.-Л. считал печатное слово более отделенным от аудитории ср-вом коммуникации, чем те, к-рые воздействуют на органы восприятия, такие, как телевидение, и полагал, что печатные издания будут постепенно уступать дорогу электронным ср-вам коммуникации. По его мнению, на сообщение, передаваемое любым видом коммуникаций, очень сильно влияет само ср-во передачи информации, отсюда его афоризм: средство передачи — уже послание. Термин М.-Л. глобальная деревня означает то, что средства массовой информации сужают мировое пространство благодаря своему культурному воздействию.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Маклюэн, Маршалл

MCLUHAN, Marshall) (1910-1980) Канадский социальный критик, анализировавший воздействие новых технологий коммуникации на общество и культуру («Галактика Гутенберга» — McLuhan, 1962, и «Понимание медиа», 1987) и рассматривавший технологию как продолжение человеческого тела. Маклюэн утверждал, что каждой форме коммуникации свойственна своя логика. Например печать имеет линейную, последовательную логику и связана с индивидуализмом. Сущность этой теории выражена в его известной формуле «средство коммуникации — это сообщение» («The medium is the message»). Маклюэн был убежден в возможности универсальной культуры, являющейся результатом использования новых технологий, и в одной из своих работ — «Изучение коммуникации» (Carpenter and McLuhan, 1960) — предложил использовать выражение «глобальная деревня». Несмотря на то, что его теоретические построения часто выглядели спорными и подчас описывались как «коммуникационный детерминизм», они представляют собой значительный вклад в социологию массовой коммуникации. См. также: Виртуальная реальность; Гиперреальность; Глобализация.

Источник: Социологический словарь

Маклюэн, Маршалл

1911-1980) - канадский социолог, философ. В 1928-1935 учился в Университете Манитобы, получил диплом инженера. В 1939 окончил магистратуру при Кембридже, в 1942 там же защитил докторскую диссертацию по филологии. В 1942-1946 преподавал в различных университетах США. С 1946 по 1977 преподавал в Университете Торонто. В 1953 совместно с антропологом Э. Карпентером при содействии Фонда Генри Форда основал журнал "Explorationism". В 1963 основал "Центр культуры и технологии" при Университете Торонто, где исследовал влияние СМИ и информационных технологий на общество. Основные сочинения: "Механическая невеста" (1951); "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др.
Будучи сторонником технологического детерминизма , М. в качестве движущей силы социально-эконо-мического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации . В соответствии с этим в истории человечества М. выделяется четыре эпохи: 1) эпоха "племенного человека", 2) эпоха письменности, 3) "галактика Гуттенберга", 4) "галактика Маркони". В эпоху "племенного человека" общество строилось на основе вербальной коммуникации, следствием чего было единство человека и общества. Пришедшая на смену эпоха письменности разрушила целостность первобытного социума, сместив центр восприятия от слуха к зрению и сформировав дискретное сознание, обособляющее себя от окружения, т.е. de facto породила персонифицированную личность. Изобретение книгопечатания положило начало "галактике Гуттенберга", сделав возможным индивидуальное познание объективной реальности, освобожденное от воздействия коллективного сознания; этим была инициирована фрагментация общества. Наконец, с изобретением в 1884 телеграфа возникла "галактика Маркони", или эпоха электронной коммуникации, характеризующаяся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле. Пространственные характеристики теряют значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню" ( Всемирная деревня).
Окружающие современного человека средства передачи информации М. делил на "горячие", вовлекающие в процесс восприятия только одно из чувств, но при этом перенасыщенные информацией (радио, пресса), и "холодные", компенсирующие "информационный голод" вовлечением зрителя в процесс сопереживания, сочувствования.
Для М. был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на профессиональное сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, они ближе к рекламным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы М. неоднократно повергались жесткой критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.
А.Д. Шукаев

Источник: Социология: энциклопедия

Маклюэн Маршалл
(McLuhan Marshall, Маклюэн Маршал) (1911–1980) — канадский теоретик коммуникации, остающийся одним из наиболее влиятельных авторов для сегодняшнего развития идей о новых медиа. Он разработал концепцию социального конструирования технологии и технологического конституирования общества, соединив эти идеи с обширным и детальным обращением к истории коммуникации. М. Маклюэн видел, как новые средства коммуникации могут быть социально бесполезны и даже вредны, если используются некритически. В связи с чем он стремился открыть освобождающий потенциал новых медиатехнологий и в своих исследованиях искал и объяснял эффекты воздействия медиа на социальное развитие вопреки всегда существующим технологическим рискам. М. Маклюэн родился в городе Эдмонтоне Канадской провинции Альберта 21 июля 1911 г. Интерес к литературе привел его из университета Манитобы в Кембриджский университет, где он в 1943 г. получил докторскую степень (PhD), а в 1944 г. начал работать в университете Торонто, которому и посвятил бóльшую часть своей карьеры. После выхода в 1952 г. его первой книги «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» М. Маклюэн получил статус профессора. С конца 30-х гг. до окончания Второй мировой войны он преподавал в США. Наряду с Г. Иннисом и другими учеными М. Маклюэн развивал идеи, которые стали известны как Торонтская школа посредников коммуникации (или теория посредников коммуникации). Католицизм М. Маклюэна и его занятия современной литературой, особенно Джеймсом Джойсом, помогли ему собрать и использовать богатые метафоры и примеры для анализа культуры. На протяжении всей своей жизни М. Маклюэн играл роль интеллектуала, подвергая критике современную популярную культуру, рекламу, коммерциализацию средств массовой информации. Он считал, что Голливуд, рекламодатели и маркетологи обеспечивают содержание для коллективных галлюцинаций. В результате происходит «загрязнение» ментальной окружающей среды, и именно это есть наиболее опасное последствие многих новых средств информации и коммуникации. В конце 1960-х гг. выходит работа «Медиум есть сообщение», в которой М. Маклюэн высказывает оригинальный тезис о том, что изучение коммуникативных паттернов должно происходить в связи с особым техническим контекстом того или иного посредника, задающего рамки для специфического содержания передаваемой информации. Он подчеркивал, что непосредственно сам технологический канал передачи производит эффект, поскольку канал преобразовывает опыт пользователя в восприятии действительности. Для М. Маклюэна ключевые поворотные моменты в человеческой истории были результатом изобретения и распространения новых технологий коммуникации. В его понимании истории деревни маленьких племенных культур, где красноречие было доминирующим навыком, противопоставлены письменным и печатным коммуникативным образцам, распространенным в индустриальной эпохи. В этом смысле М. Маклюэн учил нас ощущать окружающее медиапространство и информационную экологию как контекст, в котором живут люди. Законы биологического развития Ч. Дарвина в концепции истории М. Маклюэна отступают на второй план, по его мнению, для объяснения социальной динамики необходимы законы коммуникации. М. Маклюэн описал четыре важные исторические стадии, каждая отмечена новациями в средствах коммуникации: 1) период устных коммуникаций, преобладавших в племенных сообществах; 2) изобретение алфавита, который требовал напряжения визуальных органов чувств; 3) развитие книгопечатания, сделавшего возможной массовую коммуникацию; 4) изобретение телеграфа в 1844 г. и далее других электронных медиа, значительно ускоряющих массовые связи. Механические технологии позволяют людям увеличить силу и точность действия их тел, но они по своей природе фрагментарны, по сравнению с ними электронная революция помогает людям объединиться в единую «наэлектризованную» систему. Генерируется глобальное сознание, охватывающее все человечество, расширяющее все наши чувства и процессы производства знания. М. Маклюэн пробовал показать различные способы, которыми новые средства коммуникации эксплуатируют наши чувства. Новые электронные медиа не отменяют старые печатные (например интернет принимает функции почты, телевидения и радио), но показывают окружающую реальность, опираясь на некоторые «привилегированные» органы чувств. Это означает, что наша перспектива ви´дения истории изменяется в зависимости от того, читаем ли мы историю, слушаем ли ее по радио, или смотрим историческое видео. Каждый медиум имеет свой «уклон» в отражении реальности, внося специфические искажения, например, в историю, поэтому различные медийные версии, взятые в совокупности, могут давать нам более полный опыт. Идеи, которые можно обозначить как «информационная экология» были чрезвычайно важны для М. Маклюэена, в их основании — представление о том, что медиа структурируют наше восприятие мира. Следуя этой логике, М. Маклюэн противопоставил западную склонность чувствовать окружающую реальность как визуально воспринимаемое пространство, для ориентации в котором западный человек развил навыки последовательных рассуждений с количественными выводами, восточной склонности воспринимать реальность как акустическую сферу, где важны понимание целостности мира и внимание к нюансам качеств предметов. Аналогично этому навыки, подходящие для статичных медиа типа визуально воспринимаемой печатной книги, будут мало полезны в динамической окружающей среде электронных медиа. М. Маклюэн также известен идеями о различиях между «горячими» средствами коммуникации (это радио, фотографии, фильмы), которые освещают смысл чего-либо, воздействуя преимущественно на один орган чувств посредством интенсивного потока однородной информации, и «холодными» средствами коммуникации (это телефон, мультипликация, телевидение), которые дают ограниченную информацию, требуя сенсорной концентрации и интерпретирующего вовлечения. Многие из образных выражений и идей, которые сделали М. Маклюэна известным при жизни, были или совершенно неверны или великолепно правильны. Метафоры, которыми он насыщал свои тексты, возбуждали много мечтаний о потенциале новых средств коммуникации, особенно впоследствие — интернета. Наиболее яркие высказывания М. Маклюэна действуют как мемы — краткие и понятные, всеобъемлющие идеи, циркулирующие в общественном дискурсе. Например, М. Маклюэн ввел понятие «глобальная деревня», чтобы описать последствия электронной революции, уменьшившей Землю до состояния всеобщей досягаемости. Новые медиа, как считал М. Маклюэн, возрождают у современных людей виды племенных социальных отношений, которые были когда-то в маленьких архаических общинах. Так как он полагал, что люди в большинстве своем плохо подготовлены, чтобы критически оценить глобальную окружающую среду средств коммуникации, он использовал концепт «прямой удар» (''feed forward''), обозначая тем самым траекторию социальных процессов, инициированных новыми технологями коммуникации. Принимая во внимание то, что идеи М. Маклюэна формировались задолго до интернета и других новых медиатехнологий, можно сказать об особом провидческом даре этого ученого. М. Маклюэн писал о культуре и коммуникации, не для того чтобы иллюстрировать, как общественные процессы ограничены технологиями, а для пробуждения критического мышления в принятии медиа. М. Маклюэн разработал набор концептов, фокусирующих внимание на важных характеристиках медиа — постоянных спутниках человеческих коммуникаций.
Литература Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М. : Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. Маклюэн М. Понимание медиа. М.: Кучково поле, 2007. McLuhan M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. New York: Vanguard Press, 1951. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects . New York: Random House, 1967. Архангельская И. Б. «Законы» медиа Маршалла Маклюэна // Вестник Московского государственного университета. Сер 10: Журналистика. № 6. С. 19–26. Marchand, P., Postman N. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger: A Biography. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1998. О. Сергеева.

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
78.79 кб

"законы медиа" Маршалла Маклюэна

Архангельская И.Б.
Читать PDF
376.34 кб

Эволюция представлений о роли средств массовой коммуникации в работах маршалла Маклюэна

Коломейцев Игорь Александрович
Основным предметом анализа выступает феномен средств массовой коммуникации в работах канадского философа и социолога М. Маклюэна. Современные средства массовой коммуникации рассматриваются им как расширение человека.