МАЛЬТУС ТОМАС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАЛЬТУС ТОМАС

1766-1834) - англ. экономист. М. выдвинул положение о существовании вечного закона убывающей производительности последовательных затрат, или, применительно к сельскому хозяйству, закона убывающего плодородия почвы. Суть закона состоит, по М., в том, что если рост народонаселения происходит в геометрич. прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для существования людей, - только в арифметич. прогрессии. Получается превышение численности населения над объемом жизненных благ. Ликвидация избытка населения происходит в рез-те эпидемий, голода и войн, к-рые М. считал явлениями позитивными. Соч.: Опыт о законе народонаселения. М., 1895. В.М. Иванов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МАЛЬТУС Томас
MALTHUS, Thomas) (1766-1834) В «Опыте о законе народонаселения» (Malthus, 1803) Мальтус утверждал, что темпы роста народонаселения превышают темпы роста средств к существованию, обеспечиваемых землей. Условия жизни рабочего класса не могут быть улучшены без увеличения численности населения, а последнее ведет к снижению уровня жизни вследствие уменьшения поступления продовольствия. Рост населения сдерживается позитивными средствами (голод, болезнь, война) или негативными (поздний брак и целомудрие). Согласно теории социального дарвинизма, ссылавшейся на мальтузианскую демографию, бедность рабочего класса является результатом его моральной безответственности. См. также: Демографический переход. Лит.: Petersen(1979)

Источник: Социологический словарь

МАЛЬТУС ТОМАС
Malthus, Thomas) (1766-1834) - британский священнослужитель, экономист и демограф, особенно запомнившийся своим тезисом (в "Очерках о принципах народонаселения", 1798) о тенденции к росту населения в геометрической прогрессии, в то время как обеспечение продовольствием может увеличиваться только в арифметической прогрессии, вследствие чего необузданное народонаселение достигнет отметки, когда не сможет себя прокормить. Он доказывал, что равновесие между населением и обеспечением продовольствия поддерживается либо посредством "позитивного контроля" за счет голода, болезней и насилия, либо "превентивным контролем", вроде позднего брака, нравственного ограничения и целомудрия. Его философия имеет политическое значение — системы помощи беднякам являются неэффективными, Мальтус полагал, что бедняк должен был сам за себя отвечать. Хотя он лишь говорил о возможности перенаселения, его идеи использовались в качестве оправданий поправок к Закону о бедных 1834 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов. См. также Население; Демография; Демографический переход.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МАЛЬТУС ТОМАС

1766-1834) - английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус-колледже Кембриджского университета (1784-1788). Магистр (1791), помощник священника в одном из приходов графства Суррей. В 1795-1804 преподавал в Джезус-колледже. С 1805 до конца жизни - профессор современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где совмещал преподавание с деятельностью священника. По политическим убеждениям - умеренный виг. Член Королевского научного общества (1819), сооснователь Лондонского клуба политической экономии (1821), член Королевского литературного общества (1824) и Лондонского статистического общества (1834).
М. стал широко известен благодаря книге "Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода", первое издание которой было опубликовано (анонимно) в 1798. Взгляды, изложенные в этой книге, выработал в полемике со своим отцом. Отец М. был другом и поклонником Ж.-Ж. Руссо, с энтузиазмом воспринял реформистские идеи У. Годвина, считавшего причиной социальных проблем недостатки общественного строя и выступавшего за упразднение частной собственности. Скептически относясь к целесообразности радикальных реформ, М. попытался указать проблему, с которой человечество должно неминуемо сталкиваться вне зависимости от общественного устройства. По его мнению, численность населения, если тому не возникает помех, имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются, в лучшем случае, лишь в арифметической, что создает неустранимую основу существования социальных проблем. В этой связи М. рассматривал нищету, голод, преступность, войны и социальные катаклизмы как симптомы перенаселенности и выступал против благотворительности, считая, что она лишь подхлестывает рост численности беднейших слоев населения и тем самым усугубляет трагизм ситуации.
Стремясь смягчить мрачную и безысходную картину, обрисованную в первом издании "Опыта...", М., начиная со второго издания (1803), попытался указать средство, способное уменьшить ужасы нищеты, болезней и голода, усматривая таковое в нравственном воздержании и обуздании полового инстинкта. Настаивал на "строгом исполнении требования целомудрия" до вступления в брак, а саму возможность брака ставил в зависимость от наличия средств для содержания семьи. Считал, что институты частной собственности и моногамного брака возникли как результат инстинктивной борьбы человечества с бедствием чрезмерного размножения, т.к. они возлагают на каждого человека индивидуальную ответственность за содержание потомства, сдерживая в определенной мере рост населения.
Труды М. вызвали широкий общественный резонанс, получив, главным образом, негативную оценку. Несмотря на это, они оказали существенное воздействие на развитие различных отраслей знания. Заметное влияние М. на свои взгляды признавали, например, Д. Рикардо и Ч. Дарвин.
А.А. Баканов

Источник: Социология: энциклопедия

МАЛЬТУС ТОМАС

(1766-1834), англ. экономист, священник, основоположник антинауч. концепции мальтузианства, получившей широкое распространение в реакц. бурж. социологии и демографии. Окончил Кембриджский ун-т (1788). Получил богословскую степень (1793), в 1797-1803 - викарий одного из приходов графства Суррей. В 1805-34 проф. кафедры совр. истории и политэкономии колледжа Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника. Идеолог землевладельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, один из основоположников вульгарной политэкономии. Положив в основу своей концепции сформулированную англичанином М. Хейлом и итальянцем Дж. Ортесом ´закономерность´ возрастания нас. в геометрич. прогрессии, теорию ´убывающего плодородия почвы´ и аргументацию Дж. Таунсенда против закона о бедных в Англии, М. решительно выступил против идей англ. утописта У. Годвина, взглядов идеологов франц. бурж. революции Ж. Ж. Руссо, Ж. Кондорсе и др. В 1798 анонимно опубликовал небольшой памфлет ´Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния´, в к-ром поставил проблему бедности, перенас. и пауперизма, дав ей антинауч. объяснение. Утверждал, чго положение трудящихся определяется якобы вечными законами природы, заключающимися в том, что рост средств существования будто бы отстает от роста народонас. Порожденное капитализмом относительное перенаселение пытался объяснить ´...естественно-историческими причинами, совершенно отрицая происхождение его из известного, исторически определенного, строя общественного хозяйства...´ (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд, т. 2, с. 170). Причины бедствий народа М. видел в ´легкомысленных привычках´ рабочего класса, якобы ´неразумно´ размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал ´позитивными факторами´, оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают нас. Пытаясь обосновать тезис о том, что возможности произ-ва продовольствия ограниченны, М. ссылался на т. н. ´закон убывающего плодородия почвы´. М. выступал против правительств. помощи беднякам, к-рая, по его мнению, могла лишь обострить проблему перенас.

Теория М. была с одобрением встречена в реакц. бурж. кругах. ´Мальтус, до крайности изумленный своим успехом, принялся тогда за то, чтобы заполнить старую схему поверхностно компилированным материалом и присоединить к нему новый, который был, однако, не открыт, а просто присвоен Мальтусом´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 630, прим.). Уже 2-е издание ´Опыта о законе народонаселения...´ резко отличалось от первого значительно большим объемом, введением историч. экскурсов и критики ряда авторов, формой изложения (так, М. снял наиболее циничные утверждения об отсутствии у бедных права на жизнь, более расплывчато сформулировал закон роста нас. и т. п.). Всего при жизни М. вышло 6 изданий книги.

Теория М. подверглась резкой критике со стороны классиков марксизма-ленинизма, прогрессивных мыслителей разл. стран. Историко-материалистич. теория обществ. развития полностью опровергла мальтузианскую догму и, преодолев экон. систему отчаяния, навсегда гарантировала себя от страха перед перенас. (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 567).

An essay on the principle of population, as it effects the future improvement of society, L., 1798; An inquiry into the nature and progress of rent, and the principles by which it is regulated, L., 1815; Principles of political economy, L., 1820; в рус. нер. - Опыт о законе народонаселения..., т. 1 - 2, СПБ, 1868.

С. Ф. Иванов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • МАЛЬТУС Томас Роберт

    (1766-1834) – англ. экономист, один из основателей «вульгарной» политэкономии. Основной труд М. - «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоден