Манипулирование

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Манипулирование
1) скрытое управление (мошенничество); 2) ловкое принуждение людей, вызывающее у них иллюзию самостоятельного решения.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Манипулирование
процесс идеологического и социально-психологического воздействия на людей с целью изменения их поведения попреки их интересам.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

МАНИПУЛИРОВАНИЕ
В социологии – политическая информационная обработка отдельных лиц, групп, общественного мнения в целом в интересах некоторых политических, экономических и иных персон или структур. Система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязывания определенных идей, ценностей; целенаправленное влияние на общественное мнение и политическое поведение для формирования требуемой направленности. От пропаганды М. отличается скрытым характером воздействия; объекты М. обычно не знают о его осуществлении. Основным орудием М., как и пропаганды, сегодня выступают средства массовой информации.
Процесс М. может быть определен как недопустимый или неэтичный, если он связан с прямым обманом потребителей информации (использование заведомо ложных цифр и фактов), воздействием на подсознательные инстинкты (скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммы, компьютерные файлы), оскорблением лиц или организаций, дискредитацией товаров или услуг. Конкретные ограничения на такого рода М. зафиксированы в законах РФ “О рекламе” и “О средствах массовой информации”. В остальных случаях о М. следует говорить как о цивилизованной игре – конкуренции по существующим в обществе правилам, в процессе которой используются определенные технологии работы с информацией. В глобальном плане механизм М. основан на технологии создания информационного потока и управления им. К приемам М. относятся:
– умолчание (“выгодная” информация используется, а “невыгодная” скрывается);
– перестановка (малозначимые, но необходимые субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые размещаются в конце);
– привлечение авторитетного посредника (если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию);
– подгонка итогов массовых опросов и рейтингов (подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на выполнение задачи, решаемой информационным субъектом), подбор соответствующих цитат (предоставляются некомментированные цитаты, в комплексе работающие на требуемый результат);
– эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр), монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы объект в невыгодном или, напротив, выгодном свете) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
149.38 кб

Осмысление новых реалий современной общественной жизни: социально-массовое манипулирование

Сергеева Зоя Николаевна
Изучение содержательных аспектов манипулирования актуализирует задачу выявления новых особенностей базисного явления, развивающегося в условиях современного информационного общества.
Читать PDF
355.35 кб

Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа

Староверов Владимир Иванович, Левашов Владимир Иванович
Авторы статьи анализируют теоретические и прикладные аспекты манипулирования общественным мнением в социальном управлении.
Читать PDF
246.04 кб

К вопросу об экспликации содержания понятия «Социальное манипулирование»

Сергеева Зоя Николаевна
В статье анализируется понятие манипулирования. Необходимость анализа связана с тем, что в обществе изменился смысл данного феномена.
Читать PDF
357.09 кб

Аддикция и манипулирование как угрозы современных коммуникационных технологий

Баштовой Владимир Юрьевич, Мирошников Иван Иванович
В работе рассмотрены негативные проявления новых информационных и коммуникационных технологий, а именно зависимость от социальных площадок и возможности манипулирования поведением и психикой населения.
Читать PDF
3.23 мб

Манипулирование информацией как одно из проявлений оппортунистического поведения

Яковлева Елена Людвиговна, Григорьева Наталья Сергеевна, Григорьева Ольга Витальевна
Изучение оппортунистического поведения и его реализации посредством применения различных манипуляционных практик влияет на эффективность взаимодействий хозяйствующих субъектов (экономических агентов).
Читать PDF
4.43 мб

Манипулирование толерантностью как компонент информационной войны

Шевцов Алексей Маркович
В статье рассматривается современное состояние проблемы внедрения в общественное сознание конструкта «толерантности».
Читать PDF
182.73 кб

Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности

Ефремова Надежда Яковлевна
На сегодняшний день развитие и всё большее проникновение информационных технологий в нашу жизнь, с одной стороны, позволяют информации быть более доступной, с другой помогают расширить возможности по распространению такой информац
Читать PDF
27.94 мб

Управление средствами массовой информации и манипулирование общественным сознанием

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовн
Авторы статьи рассматривают актуальные для современного Российского общества проблемы, связанные с проявлениями общественного сознания в политической структуре общества.
Читать PDF
164.45 кб

РОССИЙСКАЯ РЕКЛАМА: МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Горленко О.В.
В статье рассматриваются влияние рекламы на психику человека, а также проблема недостоверной рекламы с точки зрения манипулирования сознанием потребителя.
Читать PDF
236.84 кб

Манипулирование сознанием в речи детей младшего школьного возраста

Хованская Оксана Николаевна
В работе рассматривается проблема манипулирования сознанием в речи младших школьников.
Читать PDF
400.14 кб

Лженаука, антимораль и глобальное манипулирование

Тяпин Игорь Никифорович
В статье исследуется феномен лженауки в диалектическом взаимодействии с задачами и технологиями манипуляции сознанием и в контексте кризиса современной цивилизации.
Читать PDF
233.63 кб

Политическое манипулирование и технология «умных толп» как средства борьбы за гегемонию

Смирнов Д. Н.
Новейший опыт политической борьбы в форме цветных революций и подобных им событий, при которых правящий режим свергается с помощью большого числа демонстрантов, осмысляется на основе положений теорий элит и гегемонии.
Читать PDF
105.53 кб

Информационные политические кампании в регионе: манипулирование повесткой дня (на примере Саратовско

Королев Юрий Анатольевич
Рассматривается феномен информационных политических кампаний в регионе. Представлены различные информационные стратегии политических субъектов.
Читать PDF
160.91 кб

Политическое манипулирование в системе научного знания о политических процессах

Королев Никита Олегович
В статье обосновывается необходимость и возможность включения категории политического манипулирования в категориальный аппарат теории политических систем в качестве одного из понятий, при помощи которого объясняются механизмы подд
Читать PDF
93.15 кб

Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра

Пую Юлия Валерьевна
В статье рассматриваются актуальные проблемы политического манипулирования, генезис становления данной формы манипулирования от Античности до наших дней, а также автор объясняет причины обострения данной проблемы в современном общ

Найдено книг по теме — 16