МАНИПУЛЯЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАНИПУЛЯЦИЯ
управление поведением других индивидов при помощи сигналов включения определённых реакций объекта.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Манипуляция
от фр. manipulation) - вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей [17, 24].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

МАНИПУЛЯЦИЯ
от лат. manipu-lus -горсть, пучок) -англ. manipulation; нем. Manipulation. 1. Способы соц. воздействия на людей при помощи различных средств (экон., полит., соц., массовой информации) с целью навязывания им определенных идей, ценностей, форм поведения и т. д. 2. Жульническая проделка, ухищрение, подтасовка фактов, махинация, фокус. 3. Сложный прием в ручной работе, требующий большой точности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Манипуляция
(лат. manus – рука) В словарях общей направленности манипуляция трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (ручное управление техникой, пальпация в медицине и т. д., также демонстрация фокусов), основанное на ловкости рук. В теории медиаисследований манипуляция понимается как скрытое психологическое воздействие на человека с целью внедрения в его психику определенных установок, нередко в искаженном или неполном виде. Основной чертой феномена манипуляции является его скрытый характер и сохранение адресатом иллюзии самостоятельности принятия решений. Теоретические исследования манипуляции связаны с политэкономической парадигмой в медиаисследованиях. Медиасобственники и заинтересованные лица влияют на создание, обработку, контроль и распространение информации, которая определяет представления, установки и поведение людей. Г. Шиллер называет манипуляторами сознанием тех, кто намеренно фабрикует сообщения, которые искажают реальную социальную действительность. Таким образом, манипуляция отличается от, например, пропаганды тем, что создаваемые сообщения носят целенаправленно сфабрикованный характер, подтасованы и имеют цель воздействовать на общественное мнение определенным образом. Так, отчасти манипуляция соотносится с понятием фейк‑ньюс, но, в отличие от него, относится к преднамеренному и профессиональному действию. Если пропаганда может быть оправдана целями, то манипуляция в нормативной традиции медиаисследований рассматривается как средство порабощения человеческой личности, недопустимая практика. Политэкономическая традиция, отсылающая к марксизму, рассматривает манипуляцию как один из способов, с помощью которых правящие элиты пытаются подчинить массы. Для Маркса основная характеристика роста капитализма – это сосредоточение собственности и власти над средствами производства в руках небольшой группы людей. Эти группы составляют класс капиталистов, или правящий класс, который использует силу для достижения своих целей и сохранения своего влияния на общество. Основным интересом этого класса является получение все большей и большей прибыли. Но это возможно только за счет эксплуатации других классов внутри общества. Согласно Марксу, политическая власть и богатство исторически взаимосвязаны. Буржуазия как правящий класс контролирует экономическую жизнь общества. Она также владеет культурными и медийными предприятиями, позволяющими регулировать идеи и образы, которые транслируются подчиненным классам. Манипулируя конечным продуктом этих предприятий, буржуазия пытается закрепить свою картину мира и свое место в ней. Эти идеи преобладают в социальном дискурсе и доминируют на «умственных горизонтах подчиненных групп», которые в результате начинают воспринимать существующее в обществе распределение богатства и власти как что‑то естественное и неизбежное. Исследования влияния медиа на аудиторию сформировали критический взгляд на возможности манипуляции посредством медиа. Если на раннем этапе изучения медиаэффектов (1920–1930 гг.) преобладали представления о безграничных возможностях медиа воздействовать на человеческие убеждение и поведение, то впоследствии легитимацию получила парадигма ограниченных эффектов (с 1940‑х гг.), предполагающая, что воздействие медиа избирательно, проверяется эмпирически, а эффекты оцениваются сдержанно. Современные медиаобразовательные программы и повсеместное повышение уровня медиаграмотности граждан способствуют распознаванию манипулятивных технологий. Тем не менее манипуляция общественным сознанием при помощи медиа по‑прежнему широко распространена, ее возможности расширяются одновременно с развитием новых медиатехнологий. Распространение сегодня получают манипулятивные технологии в социальных сетях. Традиционные средства массовой информаци и новые медиа обладают огромной убеждающей силой и способностью манипулирования общественным мнением при помощи таких приемов, как отвлечение внимания общественности от важных социальных проблем, чрезмерное упрощение возникающих вопросов; прием маргинализации, «окно Овертона» и т. д. Манипулятивные и пропагандистские техники часто объединяются и не поддаются строгому разграничению.
Литература Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. Кара‑Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005. Лозовский Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. – Екатеринбург: Изд‑во Уральск. ун‑та, 2011. Шиллер Г Манипуляторы сознанием / пер. с англ. Я. Н. Засурского. – М.: Мысль, 1980.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.74 кб

Рационалистическая традиция и манипуляция в современной культуре

Фомин Андрей Петрович
Анализ культурной динамики как содержательной стороны социально-исторического процесса позволяет выделить в социальном познании две противоречащих друг другу тенденции: с одной стороны традицию рационализма, а с другой ведущее к и
Читать PDF
233.67 кб

Управление человеческой деятельностью в современном мире как «Манипуляция сознанием»

Обысов Александр Николаевич
В статье рассматриваются основные факторы, воздействующие на формирование человеческой деятельности, и обосновывается, что в современном мире управление человеческой деятельностью, практически, сводится к манипуляции сознанием.
Читать PDF
147.25 кб

Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования

Ворошилова Анна Анатольевна
Рассматривается манипуляция сознанием с точки зрения социолога-политолога.
Читать PDF
391.80 кб

Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества

Черникова Валентина Евгеньевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом манипуляции массовым сознанием в условиях информационного общества.
Читать PDF
3.75 мб

Манипуляция с помощью законодательства как дисфункция культурной формы права

Страданченков Александр Симонович
В статье рассматриваются основные подходы к определению функций социального института или социального явления, к которым, бесспорно, относится и законодательство.
Читать PDF
6.21 мб

Пропаганда, манипуляция сознанием, коммуникационные технологии

Поверинов И.Е.
Читать PDF
327.80 кб

Трудовые отношения с участием пенсионеров: забота или манипуляция?

Богданова Елена Александровна
В статье рассматриваются особенности трудовых отношений с участием работников, достигших пенсионного возраста. В России сравнительно низкий пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Читать PDF
6.01 мб

Манипуляция сознанием в условиях современного информационного пространства

Маркин А.В.
Проблемы развития информационно-коммуникационной среды во всем мире, и в Российской Федерации в частности, определяют актуальность данной статьи.
Читать PDF
92.14 кб

Манипуляция сознанием и субъектность в ХХI веке

Козлова Оксана Николаевна
Статья посвящена феномену манипуляции сознанием, который все шире распространяется и одновременно существенно изменяется в современном мире.
Читать PDF
1,009.91 кб

Манипуляция архетипическим сознанием. Нацистская Германия

Кавтарадзе Сергей Дмитриевич
На основе сравнительного анализа нордической мифологии и политики Третьего рейха показано воздействие характерных для немецкой культуры архетипических элементов как на выработку и реализацию военно-политических решений, так и на п
Читать PDF
77.89 кб

Управление как манипуляция в современной социокультурной ситуации

Николаева-Чинарова Алевтина Петровна
Современное понимание манипуляции предполагает обращение с человеком, как с вещью, объектом, а современные манипуляции в управлении становятся своего рода метафорой, обозначающей ловкость рук при управлении людьми как вещами.
Читать PDF
620.40 кб

Манипуляция информацией как нарушение прав человека

Яковлева Елена Людвиговна, Люлькин Сергей Николаевич
Современное общество немыслимо без информации, которая стала играть роль одного из важнейших экономических ресурсов.
Читать PDF
553.74 кб

Манипуляция: местная пресса как объект исследования (на примере газет Челябинской и Свердловской обл

Халтурина Маргарита Леонидовна
В статье М. Л.
Читать PDF
532.01 кб

Речевая манипуляция «Воспитателя» (на материале современного художественного дискурса)

Столярова Ирина Витальевна
В статье рассматривается проблема манипулирования при помощи речи сознанием, и общественным, и отдельного человека. На материале рассказа Л. Юзефовича «Гроза. 1987 г.
Читать PDF
289.21 кб

Манипуляция сознанием через СМИ на региональных выборах

Ветрова Елена Владимировна
Исследованы технологии воздействия на электоральное поведение через официальные СМИ на примере предвыборной кампании по избранию мэра г. Ярославля 2 марта 2008 г.

Похожие термины:

  • МАНИПУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

    система приемов и способов информационных воздействий на аудиторию с целью навязывания каких-либо идей, мнений или введения в заблуждение.
  • манипуляция языковая

    linguistic manipulation лат. manus ‘рука’. - Использование языка или дискурса с целью влияния и управления поведением людей, при этом истинные цели манипуляции сознательно скрываются.
  • МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    (от лат. manipulus - горсть, пучок) - система способов социального воздействия на людей при помощи различных средств массовой коммуникации (экономической, политической, социальной, массовой информации)
  • Манипуляции

    один из видов жестов, несущий определенную смысловую нагрузку в процессе общения. К ним относятся все те движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, чешут какую ли
  • Манипуляционная проверка

    применяется для того, чтобы определить, в какой мере различные факторы, формирующие независимую переменную, действительно различаются испытуемыми и именно в таком, дифференцированном, качестве о