МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание. Обычно сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции, характерна для потомков этнически смешанных браков, а также для представителей этнических меньшинств, включенных в иноэтническую среду. В современных условиях М. э. часто связана с экспансией унифицированной «европейской» урбанистической культуры, сталкивающейся с этнически специфическими традиционными культурами. В российских условиях М. э. часто возникает при интеграции представителей различных народов а унифицированную культуру русскоязычного населения, особенно в городах. Обычно М. 3. сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом своей неполной приобщенности к более «высокой» по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более «низкой». Во втором поколении маргинальная группа стремится поскорее избавиться от черт исходной культуры, в третьем же часто наблюдается возврат к традиционной культуре и усиленное возрождение этнической специфики, напр., у многих подвергшихся ассимиляции народов бывшего СССР. См.: Двуязычие. Межнациональные браки, Национальные (этнические) меньшинства. Этнорасовые группы.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Маргинальность этнокультурная
одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное самосознание этническое.
М.э. является следствием длительного проживания человека, группы лиц или частей этноса среди представителей других этнических общностей и зависит от того, каким является это этническое окружение – дружественным или нет. Обычно М.э. сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции. Поэтому она характерна для потомков браков межэтнических, а также для представителей меньшинств этнических, включённых в иноэтническую среду. Зачастую М.э. сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом, группой или частью этноса своей неполной приобщённости к более «высокой» по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более «низкой». В этом случае М.э. приводит людей в состояние этнопсихологического дискомфорта и неудовлетворённости. Поэтому они, особенно во втором поколении, стремятся поскорее избавиться от черт исходной культуры, в третьем же поколении часто наблюдается возврат к традиционной культуре и усиленное возрождение этнической специфики.
В современных условиях М.э. часто связана с экспансией унифицированной «европейской» урбанистической культуры, сталкивающейся с этнически специфическими традиционными культурами. В российских условиях М.э. часто возникает при интеграции представителей различных народов в унифицированную культуру русскоязычного населения, особенно в городах.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
( от лат. - margo - край, границы, окраина: англ. - marginality, нем. - ethnokulturische Marginalitat) - обозначает состояние людей, оказавшихся на грани двух этнических культур и участвующих во взаимодействии этих культур: наиболее свойственна начальным стадиям аккультурации (см) и ассимиляции (см.).
М.Э. обычно возникает при миграциях, особенно у потомков мехэтнических и межрасовых браков (см. Метисы). М.Э. характерна также для небольших этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграций в иноэтническую среду. Нередко маргинальный тип личности возникал в колониях, а ныне - в развивающихся странах, - под воздействием европейцев с их развитой культурой. Почти во всех случаях М.Э. переплетается с повышением социального статуса и осложняется представлением о неравенстве культур.
Психологическая маргинальность выражается в осознании индивидом и/или группой своей неполной приобщенности к более "высокой" культуре и неполного разрыва (невозможности, неспособности к такому разрыву) с исходной более "низкой" культурой: в осознании несоответствия своего социального статуса предполагаемым заслугам и способностям: в отказе высокостатусной (референтной) группы, культуру которой маргинальная личность и/или группа стремится освоить, принять данную личность (группу) как полноправного сочлена. Вытекающий отсюда комплекс неполноценности заставляет личность (группу) иногда нарочито культивировать качества, противоположные тем стереотипам, которыми данная группа наделяется в глазах референтной группы (напр., некоторые низшие касты и племена в Индии вводят для себя более строгие правила чистоты, чем у высшей касты брахманов - вплоть до мытья дров для кухонного очага). С другой стороны, расстройство от неприятности референтной группой порождает озлобленность и неприязнь по отношению к ней, создающие подходящую почву для развития девиантного или криминального поведения (напр., во многих слоях черных американцев в США). Поскольку сохранение черт исходной культуры часто рассматривается как знак низкого статуса, маргинальная группа стремится поскорее избавиться от них (напр., отказ многих нисэев, т.е. японских по происхождению американцев второго поколения, от японского языка, японской пищи, японских норм семейного быта). Когда же становится ясным, что такой отказ не обеспечивает вхождения в референтную группу, нередко возникает ситуация, когда внуки стремятся вспомнить то, что деды старались забыть - напр.. среди сансэев (японоамериканцев третьего поколения) стремление изучить японский язык, освоить японский этикет, с которыми они с детства знакомы не были.
В Российской Федерации и других бывших республиках Советского Союза элементы М.Э. возникали у детей от смешанных браков при несоответствии "паспортной" национальности и реального этнокультурного тяготения, при переходе представителей малочисленных народов от традиционного хозяйства к городской русскоязычной жизни и несвойственным ранее видам деятельности и т.п.
М.Э. сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В плане личном она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличался высокими творческими потенциями, что нередко люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений, видными деятелями культуры и т.п.
Особое место среди контактов культур занимает сегодня столкновение этнически специфичных локальных традиционных культур с общемировой урбанистической культурой, которая часто выступает в американизированном экранно-рекламном ореоле желанного, но недостижимого идеала. Это противопоставление имеет результатом своего рода глобальную маргинальность, особенно заметную в молодежных субкультурах. Тенденциям нарастания этой глобальной маргинальности противопоставляются усилия по ревитализации локальных традиционных культур, утверждающие самодовлеющую ценность любой этнической культуры, отрицающие сам принцип их ранжирования на "более" и "менее" ценные культуры.
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р.Э.Парком, крупным американским ученым, одним из основателей чикагской социологической школы и, видимо, почерпнута им у германских социологов и философов Г.Зиммеля и В.Зомбарта, предложивших концепцию "чужака". Теория Парка была развита Э.Стоунквистом.
ЛИТ.: Newcomb M. Social Psychology, N.Y., 1950.
Goldberg M.M. A Qualification of the marginal man theory//
American Sociological Review, 1941, v. 6.
Park R.E. Human migration and the marginal man //American Journal of Sociology, v.38, 1932-33.
Stonequist E.V. The migrational man. A study of personality and cultural conflict, N.Y., 1961.
Stonequist E.V. The marginal: a story in personality and culture conflict. L.A. 1937.
Queen S.A., Thomas L.F. The City: a study of Urbanism in the United States, N.Y., 1939.
С.А.Арутюнов, Ш.А.Богина

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов