маргинальное распределение частотМАРГИНАЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Найдено 14 определений термина МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Маргинальность

промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Маргинальность

промежуточность, “пограничность” положения индивида между разными социальными группами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Маргинальность

промежуточное, пограничное состояние индивида или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Маргинальность

промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Маргинальность

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов

Маргинальность

отчуждение человека от новой окружающей социальной среды и слабая освоенность им новых ролей и норм доведения. В устойчивой ситуации маргинальность характерна для социальных аутсайдеров; в период перемен это явление расширяется, захватывая многочисленные группы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различных групп". Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

от лат. margin alis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях. Иммигранты - самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки. М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях - под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде "Маргинальный человек", впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

от лат. мargo – край ) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов ( через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства ( в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Маргинальность

от лат. margo — край) — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная М. характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е гг. XX в. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая М. возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), 4acf ичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п,) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. «Новая предпринимательская волна» в России также может быть объяснена подобными причинами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Маргинальность

понятие, введенное в научный оборот в 1928 г. американским социологом Р. Парком для обозначения социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к требованиям нового образа жизни. Впоследствии новое понятие по- лучило широкое распространение и изучалось философами, социологами, психологами, этнологами и др. Так, Э. Стоунк- вист исследовал маргинальность сугубо с культурологических позиций, а Ж. Кланфер изучал основную, по его мнению, предпосылку маргинальности - бедность, тесно связанную с безработицей. Р. Мертон понимал маргинальность как специфический случай стремления индивида к членству в значимой для него референтной группе, которая не склонна его принять. Т. Шибутани рассматривал ее в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Большинство же исследователей трактуют мар- гинальность как состояние социальной исключенности (или неполной включенности), такой позиции в социальной структуре, которая отличается высокой социальной дистанцией от доминантной культуры («на краю» общества). В России исследование маргинальности особенно актуализировалось во второй половине 90-х гг. X X в. в связи со сложившейся в стране ситуацией; появились новые понятия: маргинальная зона (среда маргинальности), маргинальная ситуация (комплекс факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинального индивида или группы), маргинальный статус (позиция неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации), маргинальный человек, или маргинал (человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей и культур, вступающий с ними в противоречия, не будучи принят ни в одну из них в качестве полноправного члена), маргинальная личность (комплекс психологических черт, характеризующих человека в условиях неопределенности), маргинальная группа (группа в обществе, характеризуемая окраинным или переходным положением), новые маргиналы (появившиеся в связи со структурными изменениями в обществе бывшие специалисты, потерявшие работу или статус и исключенные из стабильных общественных отношений, превратившиеся в изгоев, - бедные, нищие, криминальные элементы и др.). Примером типично маргинальной ситуации могут быть условия жизнедеятельности аборигенов и участников освоения нефтегазовых ресурсов Тюменского Севера в 60-80-е гг. XX в. [59, 102].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари , "генеалогия власти" Фуко , "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

А.Р. Усманова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

(лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации. В рамках такой структурной модели маргинальность может пониматься как положение индивида между двумя группами, делающего его более или менее чужим для обеих групп. Категория маргинальность была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности” и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее Г.Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип “чужака” как социальную универсалию. Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоуквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другие виды маргинальности. Маргинальность трактуется не только как результат межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие, социально-политических процессов. Кроме того, возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования. Термин применяется и по отношению ко многим типам социальной маргинальности - при описании положения национальных и сексуальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями и др. Социологическое понятие маргинальности характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. Явление маргинальности открывает обширное поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности. Интенсивная плюрализация духовной жизни и стилей жизнеустройства, формирование различных субкультур, происходящая последние годы в постсоветском и, в том числе, и в таджикистанском обществе, ведет к смене культурных парадигм, результат которой характеризуется нарастающими процессами маргинализации населения (различного рода мигранты, в том числе, и вынужденные эмигранты, этнические меньшинства, нищие, инвалиды, эзотерические секты, молодежная субкультура, феминистические движения и т.д.) и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые, как правило, располагаются на “окраинах” соответствующих культурных систем, “раздвоенностью” (амбивалентностью), возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей (адаптации) в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций. Эти процессы могут быть определены как тенденция к деградации маргинализированных слоев и рассматриватся через варианты кризисной адаптации, как правило, негативной. Выделяют несколько моделей негативной адаптации: - паразитарно-иждивенческая модель - (пауперы) - характеризуется нестабильной занятостью, случайными заработками, особым способом жизнеобеспечения за счет других. Слабая степень адаптации к новым социальным условиям проявляется в отсутствии собственности, очень низком уровне доходов (нищие, просящие подаяния; бомжи, бичи, лишившиеся жилья; беспризорники - социальные аутсайдеры). Главные психосоциальные особенности этой группы: экономическая пассивность и осознанное убеждение в своем праве на гарантированную помощь государства. Особенность этой маргинальной группы заключается в том, что ее относят к “стойким” (не временным) социальным группам, имеющим свою многовековую и незавершившуюся историю, и подвергавшуюся тщательному изучению, выявлению психологических черт и анализу их субкультуры; - модель социального паразитизма. Этому виду негативной адаптации присущ противоположный способ существования, при котором социальный субъект удовлетворяет свои потребности за счет других. Эта стратегия социального поведения сопровождается подчеркнутым деконструктивизмом. Классическими проявлениями этого паразитизма являются воровство, рэкет, шантаж, отмена “ценности” труда и т.п. - т.е. данную маргинальную группу можно обозначить как “ криминальную группу” с ярко выраженной девиантной адаптацией, насильственным, незаконным присвоением материальных благ, ценностным вакуумом. Особую группу маргиналов составляют биосоциальные группы молодежи/ подростков и пенсионеров/инвалидов, находящиеся на периферии производственно процесса. Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система социализации, блокирование каналов самореализации, но и отсутствие в ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам девиантного поведения, (наркотики, воровство, вандализм, национальная нетерпимость и др.) и дезориентации. Наиболее обездоленная группа социальной периферии - пенсионеры и инвалиды. Одиночество, изоляция и, в связи с этим, чувство своей ненужности, а также низкий жизненный уровень - два этих фактора создают постоянно действующую стрессовую ситуацию, делая эту группу маргинализированного населения наиболее уязвимой для самого процесса маргинализации. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, анемия, экстремизм. Общая черта этих процессов - окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки являются в различной степени, патологическими/негативными. Трансформационные процессы в современном Таджикистане повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме МАРГИНАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме МАРГИНАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме МАРГИНАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме МАРГИНАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме МАРГИНАЛЬНОСТЬ — 0