МАРТИН Дэвид

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРТИН Дэвид
(р. 1929) — проф. социологии в Лондонской высшей школе экономики и политических наук. Активно занимается проблемами социологии религии. В 1967 г. опубликовал книгу «Социология религии в Англии» [1], в к-рой дал сводку социол. данных, касающихся динамики религиозности в Великобритании. Взгляды М. на секуляризацию претерпели опред. эволюцию. Если в книге «Религиозное и секулярное» [2] М. вообще отрицал правомерность понятия «секуляризация», то в вышедшей в конце 70-х гг. работе «Общая теория секуляризации» [3] он пытается дать объяснение этому феномену, признавая его наличие как в ряде капиталистических, так и в социалистических странах. Наличие или отсутствие секуляризации М. пытается объяснить, исходя из трех критериев. Первый критерии — господствующая в данной стране религия. М. считает, что католицизм и православие создают почву для секуляризации, в то время как протестантизм, основанный на плюрализме конфессий, препятствует ей. Второй критерий — наличие или отсутствие религ. монополии, к-рая, по мн. М., способствует развитию секулярных тенденций, в то время как ситуация религ. плюрализма обеспечивает сохранение религиозности. Третий критерий — наличие или отсутствие факторов, способствующих национальной консолидации и укрепляющих существующую в стране религию. В соответствии с данными критериями М. создает «модели» секуляризации, при этом США изображаются в наименьшей мере секуляризованной страной. Д. М. Угринович

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МАРТИН Дэвид
MARTIN, David) (p. 1929) В недавнем прошлом профессор социологии в Лондонской школе экономики. Ранее профессор кафедры человеческих ценностей в Южном методистском университете (Даллас, Техас, 1986-1988). Мартин внес крупный вклад в социологию религии, подвергнув критике положение, согласно которому для индустриальных обществ характерен неизбежный процесс секуляризации. В «Социологии английской религии» (Martin, 1967) он показывает, что данные о религиозных убеждениях и практике не подкрепляют тезис о секуляризации, а в работе «Религиозное и светское» (1969а) оспаривает неявные исторические и социологические допущения, лежащие в основании этой теории. В «Общей теории секуляризации» (1978а) Мартин обосновывает необходимость объединения политической социологии и социологии религии в целях более глубокого понимания различных типов отношений между государством и церковью. Он внес также вклад в социологический анализ феномена пацифизма (1965) и способствовал нашему пониманию христианского вызова насилию («Разрушение образа», 1980). В работах «Анархия и культура» (1969b), «Дилеммы современной религии» (1978b) и «Бросая вызов временам» («Tracts against the Times», 1973) профессор Мартин подробно рассматривает проблему потери авторитета и целостности в современных культурах. Он сыграл важную роль в защите традиционного молитвенника англиканской церкви («Book of Common Prayer»), о котором он много писал с 1979 г. Мартин занимается также исследованием теоретических связей религии с политикой и собственно социологией.

Источник: Социологический словарь

МАРТИН  Дэвид
(р. 1929) - британский исследователь религии, профессор социологии; в 1962 1989 гг. работал в Лондонской школе экономики и политических наук, преподавал в ряде учебных заведений США. Один из создателей исследовательской группы по социологии религии в составе Британской социологической ассоциации, в 1975 1983 гг. - президент Международного общества социологии религии. В своей социологической деятельности М. обращался к разным проблемам религиозной жизни общества. Он занимался уточнением понятийного аппарата социологии религии (статья «Деноминация», 1962), изучал антивоенные религиозные движения («Пацифизм». 1965), исследовал динамику религиозности населения Великобритании («Социология религии в Англии», 1967). Но ведущей темой его научных интересов всегда являлась секуляризация. Первоначально М. критически относился к расширительному толкованию понятия секуляризации, считая его историческим и не применимым к современным процессам общественной жизни («Религиозное и секулярное», 1969). Дальнейшее изучение проблемы побудило его в конце 1970-х годов уточнить и отчасти пересмотреть свою позицию. Широкую известность получил труд М. «Общая теория секуляризации» (1978). В нем М. по-прежнему высказывал сомнение в неотвратимости секуляризации для современного общества, однако признал возможность такого процесса в случае, если возникнут три основных условия, которые могут вызвать его появление. Первое условие - существование в стране вероисповедания, которого придерживается большинство населения, с явно выраженным притязанием соответствующей организации религиозной на господствующее положение (к таковым М. отнес, например, католицизм и православие). Такое состояние может повлечь ущемление не только религиозных, но и гражданских прав последователей других религий, а главное - приводит к избыточному присутствию доминирующих конфессиональных организаций во всех сферах мирской жизни, что вызывает неизбежное противодействие светских институтов государства и общества. Второе условие, непосредственно вытекающее из предыдущего, - устойчивая практика введения в стране духовной монополии господствующей религии. По этой причине в религиозной жизни общества усиливается формализм, граничащий с принудительностью, что рано или поздно оборачивается упадком религиозности. Третье условие - разобщенность населения страны по мотивам социально-политического, экономического, этнического характера, т. е. низкий уровень национальной консолидации. Религия при этом превращается в средство идеологического противостояния, утрачивает объединяющее значение и снижает свой моральный авторитет. Наличие или отсутствие названных условий М. предложил считать критериями возможного осуществления секуляризации в какой-либо стране. Преобладание того или иного условия определяет разные модели секуляризации: «жесткую» - полное вытеснение религии или «мягкую» - маргинализацию религиозной сферы. Таким образом, возможность секуляризации не является безусловной, зависит от целого комплекса обстоятельств. Само же это явление, по мнению М., во всех случаях оказывается разрушительным для общества, и требуется его преодолеть. Наиболее эффективным противодействием секуляризационным процессам должна стать государственная политика, признающая плюрализм религиозный и гарантирующая равноправие вероисповеданий. В этом плане близким к образцовому назван религиозный уклад в США, а наиболее толерантной религией - протестантизм. Выдвинутые М. положения были ориентированы в основном на христианство, в котором действительно, по его мнению, начиная с эпохи Просвещения сформировались предпосылки секуляризации в широком смысле. Но уже в христианской среде Латинской Америки, а тем более на Ближнем Востоке, полный комплекс условий секуляризации, как считал М., практически не сложился («Языки огня», 1990). Еще с большей условностью можно говорить о явной секуляризации применительно к регионам преимущественного распространения ислама и ряда других религий (статья «Спор о секуляризации: перспектива и ретроспекция», 1991). Научная тематика более позднего периода исследовательской деятельности М. включает весьма пространный круг вопросов, среди которых взаимоотношение социологии и теологии («Размышления о социологии и теологии », 1996), возможность социологической интерпретации экклесиологии (учения о церкви) и экуменизма, влияние религии на международную и внутреннюю политику. Популярность М. среди последователей Церкви Англии принесла защита им канонического богослужебного текста «Книги общих молитв» от попыток обновления современными интерполяциями.

Источник: Социология религии. Словарь.