МАСКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАСКА
от фр. masque - накладка с вырезами для глаз) - англ. mask; нем. Maske. 1. Прикрытие для лица (или его части) с целью его предохранения или сокрытия (введение в заблуждение окружающих). 2. Вид, форма поведения человека, скрывающая его подлинный характер, мотивы, интересы, установки; притворство, лицемерие.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Маска
Маска. Mask. Роль, исполняемая социальным актором, скрывающим свое подлинное лицо. М. является все, что служит средством сокрытия подлинного лица социального актора. Это вызывается несколькими факторами, которые и определяют собой возможные виды М. Их можно выделить три. А) Актерская М., функциональное предназначение которой заключено не только в сокрытии личной сущности артиста, но прежде всего тех, кто составил для него роль, выражающую внутренний мир героя, воплощенного в актерской игре. Актер, играя роль, одновременно демонстрирует, что все, что он совершает, лично к нему, актеру, а тем более к сценаристу, писателю или режиссеру, не имеет никакого отношения, что действия совершает именно их герой, следовательно и социальным актором является не писатель, а тем более не артист, а именно герой, социальный тип. Однако роль – плод коллективного, совместного творчества, и социальным актором здесь является группа, создавшая роль. Писатель, например, волен выбирать социальный тип героя для своего произведения, режиссер – отбирать для постановки и препарировать те из всего множества литературных произведений, которые соответствуют его пониманию социальных процессов, и тем формирует репертуарную политику. Актер, оставаясь исполнителем воли писателя и режиссера, тоже может привносить в роль свое понимание ее социальной значимости. См. также Актер и Правда Художественная. Б) Карнавальная М., скрывающая лицо участника карнавала, но подчеркивающая или скрывающая особенности его тела с тем, чтобы более полно выразить внутренний мир его самого. Социальным актором здесь является сам участник карнавала, но только в том случае, если он сам выбирает свою М. В) Социальная М. – индивид, совершающий неодобряемые действия и скрывающий физическое лицо с тем, чтобы скрыть свои подлинные намерения и цели. Возможны два варианта С. м. В первом из них, С. м. – средство демонстрации того, что актор только исполнитель, его действия детерминированы “обстоятельствами”, “необходимостью”, а люди и он сам, чтобы достичь желаемых результатов, вынуждены действовать предлагаемым им способом. Таким образом, предлагаемые действия – выражение необходимости и люди вынуждены с этим согласиться. Смысл подобной игры заключен в сокрытии того, что обстоятельства создаются самими людьми и являются результатом их собственной жизнедеятельности, институализированной в культуре и социальной структуре. Во втором случае С. м. являются другие люди (например, политики, ученые, актеры, спортсмены и прочие), которые либо за прямую плату, либо будучи в определенной степени зависимыми своими действиями “олицетворяют” стоящие за ними социальные (политические) силы. Подлинные социальные акторы здесь остаются как бы на вторых ролях, а их интересы отстаивают их представители, своеобразное лобби. Создается впечатление, что посредник не скрывает своего лица, но действуя от имени других, он в действительности и действует не от своего лица. Во всех перечисленных выше случаях актор находится в противоречивом положении. Так, актер восстает против М. и пытается превратить ее в средство выражения собственного “Я”, или средство самовыражения, чего и добивается своим мастерством, техникой исполнения и пр. Участник карнавала, прикрывая свое лицо, достигает прямого, открытого проявления своего “Я” и чаще всего таких его особенностей, которые по тем или иным причинам не одобряемы в повседневной жизни. Подобное поведение носит название “карнавальное” чисто условно и может иметь место не только во время действительных карнавалов. С. м. – средство социального влияния, оно прямо используется для достижения неодобряемых целей путем прямого контроля за поведением индивидов и групп, доверяющих посредникам, т. е. тем, кто как бы не скрывает своего лица. Учитывая, что одним из признаков культуры с социологической точки зрения является способность к сознательному действию, без чего нет социального субъекта, а есть только объект для манипуляций или средство для реализации чужой воли, то распознание истинного смысла М. означает способность к действиям с учетом знания того, кто стоит за ней и
почему он скрывает свое подлинное лицо. См. также Агент влияния, Актер и Лицо.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
707.53 кб

Как посмертная маска Канта оказалась в Тарту? Неожиданная находка в архиве художественного музея Тар

Столович Леонид Наумович
Рассказывается о ходе и результатах изысканий по вопросу том, как посмертная маска Канта появилась в Музее классических древностей Тартуского университета.
Читать PDF
76.68 кб

Маска

Осьмухина Ольга Юрьевна
Читать PDF
366.69 кб

Маска в аспекте социальной коммуникации

Штайн О. А.
По мнению исследователей, маска располагается в сфере, где обитает противоречие видимого/невидимого, имманентного/трансцендентного, истинного/ложного.
Читать PDF
897.67 кб

Характер и маска в фотографии XIX века

Васильева Екатерина Викторовна
В фотографии XIX в. тема характера и маски была тесно связана с идеей невидимого. Считая дух основой человеческой природы, фотографическое изображение понимало характер как манифест истины, неуловимое отражение ее истоков.
Читать PDF
254.59 кб

Маска пришельца

Канноне Саша
Читать PDF
1.15 мб

Рецензия на книгу: Штайн О. А. Маска как форма идентичности: введение в философию образа (СПб. : Изд

Устинкин Дмитрий Николаевич
Читать PDF
159.90 кб

Маска как культурная форма

Тихомирова Е.Г.
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как культурной формы, репрезентирующей общезначимые и субъективные смыслы культуры.
Читать PDF
8.29 мб

Маска как инструмент антропосоциогенеза

Кордас О.М.
В статье рассматривается роль маски в становлении человеческой природы и рождении социальной структуры общества. Феномен маски соотнесен с ходом социального и культурного становления человека.
Читать PDF
445.94 кб

Танец и маска в ритуальном пространстве

Федорова Елизавета Евгеньевна, Жапарова Алия Каиргельдыевна
Авторы статьи рассматривают особую сферу существования культуры ритуал, в пространстве которого показываются соотношение и значение двух важнейших составляющих, позволяющих создавать образ, облик, картину мира в сознании субъектов
Читать PDF
1.02 мб

Маска как культурная форма в истории отечественной культуры

Тихомирова Екатерина Григорьевна
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как формы в истории отечественной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Маска как культурная форма в эпоху Ренессанса ("лица" господина Шико)

Тихомирова Екатерина Григорьевна, Сизенко Андрей Григорьевич
В качестве центральной проблемы исследования выступает сущность маски как формы, структурирующей историко-культурный процесс благодаря воспроизведению смыслов культуры.
Читать PDF
291.85 кб

Системная красная волчанка или волчаночноподобная «маска» вич-инфекции?

Скрябина Елена Николаевна, Магдеева Н. А., Нам И. Ф.
В статье отражены трудности дифференциальной диагностики системной красной волчанки и ВИЧ-инфекции в связи со сходством клинической картины у этих заболеваний.
Читать PDF
82.73 кб

Маска пирофосфатной артропатии: разоблачение

Ильиных Е. В., Владимиров С. А., Кудаева Ф. М., Осипянц М. А., Божьева Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Колоректальная патология как клиническая маска хронического простатита

Глыбочко П. В., Попков В. М., Блюмберг Б. И.
Установлено, что при асимптоматическом простатите клинико-морфологическая картина у 74% пациентов соответствует синдрому раздраженного кишечника, у 26% хроническому неязвенному колиту; при бактериальном простатите у всех пациентов
Читать PDF
0.00 байт

Заболевания почек как клиническая «Маска» андрогенного дефицита у мужчин

Тюзиков Игорь Адамович
В лекции на основе результатов современных исследований освещены патогенетические связи между нарушениями обмена половых гормонов и хроническими заболеваниями почек у мужчин, а также подробно рассмотрены прямые и опосредованные па

Похожие термины: