МАСКА
МАСКА
от фр. masque - накладка с вырезами для глаз) - англ. mask; нем. Maske. 1. Прикрытие для лица (или его части) с целью его предохранения или сокрытия (введение в заблуждение окружающих). 2. Вид, форма поведения человека, скрывающая его подлинный характер, мотивы, интересы, установки; притворство, лицемерие.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Маска
Маска. Mask. Роль, исполняемая социальным актором, скрывающим свое подлинное лицо. М. является все, что служит средством сокрытия подлинного лица социального актора. Это вызывается несколькими факторами, которые и определяют собой возможные виды М. Их можно выделить три. А) Актерская М., функциональное предназначение которой заключено не только в сокрытии личной сущности артиста, но прежде всего тех, кто составил для него роль, выражающую внутренний мир героя, воплощенного в актерской игре. Актер, играя роль, одновременно демонстрирует, что все, что он совершает, лично к нему, актеру, а тем более к сценаристу, писателю или режиссеру, не имеет никакого отношения, что действия совершает именно их герой, следовательно и социальным актором является не писатель, а тем более не артист, а именно герой, социальный тип. Однако роль – плод коллективного, совместного творчества, и социальным актором здесь является группа, создавшая роль. Писатель, например, волен выбирать социальный тип героя для своего произведения, режиссер – отбирать для постановки и препарировать те из всего множества литературных произведений, которые соответствуют его пониманию социальных процессов, и тем формирует репертуарную политику. Актер, оставаясь исполнителем воли писателя и режиссера, тоже может привносить в роль свое понимание ее социальной значимости. См. также Актер и Правда Художественная. Б) Карнавальная М., скрывающая лицо участника карнавала, но подчеркивающая или скрывающая особенности его тела с тем, чтобы более полно выразить внутренний мир его самого. Социальным актором здесь является сам участник карнавала, но только в том случае, если он сам выбирает свою М. В) Социальная М. – индивид, совершающий неодобряемые действия и скрывающий физическое лицо с тем, чтобы скрыть свои подлинные намерения и цели. Возможны два варианта С. м. В первом из них, С. м. – средство демонстрации того, что актор только исполнитель, его действия детерминированы “обстоятельствами”, “необходимостью”, а люди и он сам, чтобы достичь желаемых результатов, вынуждены действовать предлагаемым им способом. Таким образом, предлагаемые действия – выражение необходимости и люди вынуждены с этим согласиться. Смысл подобной игры заключен в сокрытии того, что обстоятельства создаются самими людьми и являются результатом их собственной жизнедеятельности, институализированной в культуре и социальной структуре. Во втором случае С. м. являются другие люди (например, политики, ученые, актеры, спортсмены и прочие), которые либо за прямую плату, либо будучи в определенной степени зависимыми своими действиями “олицетворяют” стоящие за ними социальные (политические) силы. Подлинные социальные акторы здесь остаются как бы на вторых ролях, а их интересы отстаивают их представители, своеобразное лобби. Создается впечатление, что посредник не скрывает своего лица, но действуя от имени других, он в действительности и действует не от своего лица. Во всех перечисленных выше случаях актор находится в противоречивом положении. Так, актер восстает против М. и пытается превратить ее в средство выражения собственного “Я”, или средство самовыражения, чего и добивается своим мастерством, техникой исполнения и пр. Участник карнавала, прикрывая свое лицо, достигает прямого, открытого проявления своего “Я” и чаще всего таких его особенностей, которые по тем или иным причинам не одобряемы в повседневной жизни. Подобное поведение носит название “карнавальное” чисто условно и может иметь место не только во время действительных карнавалов. С. м. – средство социального влияния, оно прямо используется для достижения неодобряемых целей путем прямого контроля за поведением индивидов и групп, доверяющих посредникам, т. е. тем, кто как бы не скрывает своего лица. Учитывая, что одним из признаков культуры с социологической точки зрения является способность к сознательному действию, без чего нет социального субъекта, а есть только объект для манипуляций или средство для реализации чужой воли, то распознание истинного смысла М. означает способность к действиям с учетом знания того, кто стоит за ней и
почему он скрывает свое подлинное лицо. См. также Агент влияния, Актер и Лицо.
почему он скрывает свое подлинное лицо. См. также Агент влияния, Актер и Лицо.