МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых субкультур.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Массовая культура
(поп-культура, масскультура, культура большинства) — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе (включает в себя такие явления, как СМИ, спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство).

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века получившие распространения в связи с научно-технической революцией, постоянным обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характером информационного обмена.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Массовая культура
вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: – рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; – стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и – распространяемых средствами массовой информации

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Культура массовая
англ, «mass culture») – термин, обозначающий ту часть культуры общества, которая связана с массовым производством единого механизма социальной ориентации на формирование духовно неразвитой личности; обобщенная характеристика господствующих в обществе стереотипов культуры, распространяемых через СМИ.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Культура масс (народа), большинства членов общества, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2. Коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы); 3. Пошловатая культура средних слоев общества.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
продукт индустриального и постиндустриального общества, основными атрибутами которой являются преобладание потребительского отношения к информативно-культурным ценностям как предметов, стереотипизация, акцент на клишированных формах и рекламируемых стилях; усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических уровней и интеллектуальных критериев.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
англ. culture, mass; нем. Massenkultur. 1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ, ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культура массовая
тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники - кино, телевидение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
mass culture) — относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р. Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Бенъямина (см. также Массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимав массовую культуру как гораздо более сложное явление. См. Популярная культура; культурные исследования.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
вид культуры социальной современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей и их массовым потреблением. К.м. отражает процесс формирования и развития массового сознания, принявший индустриальные формы. Предполагает «индустрию сознания», создающую унифицированные формы духовной жизни, стандартизацию интеллектуальных реакций в рамках уже сложившейся социальной культуры. Артефакты К.м. тиражируются и распространяются средствами массовой коммуникации и информации. В отличие от культуры элитарной К.м. теряет свою уникальность, ориентирована на усредненный массовый вкус, стандартизацию содержания и формы, коммерческий успех. Г енезис К.м. рассматривается как результат коллективных настроений, стихийных реакций и влечений толпы.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного об-ва; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т. е. подчиненное ему как своей цели (зачастую массовое культурное производство понимается по аналогии с поточно-конвейерным). Производство К.м. предполагается как по месту (ее потребитель - это "все", входящие в ту или иную большую человеческую общность, в предельном случае - все члены об-ва или даже все человечество), так и по времени (производство К.м. должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно). Проблематика К.м. оказывается т. обр. причастной, по существу, всем исследованиям современного обществ. сознания, отражая в себе всю его сложность и противоречивость. В.П. Терин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Массовая культура
продукт индустриального и постиндустриального общества. К основным атрибутам массовой культуры относят: - преобладания потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи; - многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью технических средств; - акцент на клишированных модных формах и стилях; - усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических и интеллектуальных критериев; - тенденция к взаимоподражательству и единообразию в усвоении стереотипов и стандартов, закрепляемых с помощью СМИ, особенно аудиовизуальных. Часть аналитиков видит в стандартизации чувств и интересов потребителей массовой культуры путь к общественному консенсусу и оценивает этот процесс положительно. Другая часть убеждена, что массовая культура посредством СМИ приучает потребителей к диктату низкопробных стереотипов, к китчу, препятствует сохранению и развитию лучших традиций национальных культур и их своеобразия, способствует примитивизации общественного информативно-культурного спроса, снижению интеллектуального и эстетико-художественного потенциала общества в целом.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Массовая культура
(англ. mass culture) Тип продуктов и услуг, производимых креативными индустриями и потребляемых массовой аудиторией, для которых характерны усредненные эстетические формы выражения и ориентация на потребительский спрос, феномен социальной дифференциации современной культуры. Исторически своеобразные аналоги массовой культуры встречаются в период расцвета древнейших цивилизаций. Но точкой отсчета истории массовой культуры следует считать Новое время. Предпосылки ее появления можно увидеть в превращении сословных обществ в национальные, в распространении грамотности в различных группах населения, в угасании определенных форм традиционной культуры, в росте возможностей тиражирования и трансляции информации. Во второй половине XX века в связи с активной урбанизацией и переходом к постиндустриальному этапу развития общества, становлением общества потребления (и рекламы как его ключевого инструмента), широким распространением медиатехнологий массовая культура получила значимое место в общественной жизни. Массовая культура в определенном смысле воспринимается как побочный продукт существования и функционирования специализированных областей и разновидностей культуры. Однако она порождена значимыми трансформационными социальными процессами, в рамках которых функции социализации и адаптации традиционной культуры, связанной с накопленным социальным опытом доиндустриальной эпохи, утрачивают свою результативность и общественную значимость. В сложившихся условиях массовая культура начинает решать задачи первичной инкультурации индивидов и социальных групп. С научной точки зрения анализ феномена массовой культуры в социологической и собственно культурологической перспективе происходит в контексте глобальных исследований постиндустриального общества. В ряду ключевых направлений массовой культуры можно выделить функционирование современной медиасистемы; существование массовых политических сообществ, движений и сил; деятельность по организации массового потребления товаров и услуг; процесс потребления различных общественных благ; индустрию досуга и др.
Литература БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2009.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в совр. индустриальном об-ве, рассчитанное на массовое потребление, т. е. подчиненное ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией). Массовой культура явл. как по месту (ее потребитель — это «все люди», независимо от страны проживания, в предельном случае — все члены об- ва, все человечество), так и по времени (производство М. к. осуществляется постоянно, изо дня в день). В совр. зап. социологии наиболее распространено сциентистское, натуралистически-вещное понимание М. к. как культуры повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием, непосредственно и достоверно представленной прежде всего деятельностью средств массовой коммуникации, а потому в принципе не нуждающейся в филос. «глубинной» верификации. Исследование проблематики М. к., рассматриваемой т. обр., осуществляется методами эмпирического исследования массовой коммуникации, где на месте изделия М. к. оказываются сообщения средств массовой коммуникации, а на месте потребителя — массовая аудитория.
Взаимодействие этих двух составных частей бытия М. к. устанавливается в социол. исследовании через анализ рез-та («эффекта») массовой коммуникации. В апологетических концепциях (Шилз, Л. Уайт), М. к. рассматривается как в целом удовлетворительная форма демократизации совр. об-ва (с соотв. ростом жизненного уровня, образования). Оптимистическим взглядам на М. к. противостоят различ. направления критического анализа, тесно связанного с проблематикой массового об-ва. Среди предшественников и авторов этой критики — Местр, Э. По, Токвиль, Ш. Бодлер, Ф. Ницше, Милль, X. Ортега-и-Гассет, Шпенглер, Адорно, А. Лефевр, Фромм, Рисмен, Маркузе, Миллс, X. Энценсбергер и др. В рамках этого направления М. к. рассматривается как выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, цинично эксплуатирующих культурные запросы масс, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения и угнетения; как показатель распада отношений личной и общинной зависимости и кризиса традиционных демократических ценностей. Демонизм, приписываемый при этом М. к., объясняется ее вездесущим умением сводить любое явление подлинной, высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания неразвитым вкусам, до иллюстрации «извечной истинности» провозглашаемых ею вульгарных сентенций. Толчок развитию проблематики М. к. дало проявление контркультуры и революция в области средств связи и информации. В. П. Терин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть "наивного" сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
Отражение наиболее типичных форм бытия современного общества. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации и коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей. В самом общем виде – это производство различного вида продукции, трактуемой как “культурные ценности” для массового потребления. В современной социологии наиболее распространено понимание К. м. как каждодневной культуры, предназначенной для массового сознания, представляемой непосредственно деятельностью масс-медиа. Принято считать, что начало К. м. относится приблизительно к середине прошлого века. Однако ряд исследователей указывают на 1870-е гг., когда в среде мюнхенских торговцев дешевыми картинками появился термин “Kitsch”, обозначающий пошлые, но броские и имеющие успех у покупателей картинки. Одним из критериев начала эпохи К. м. (если рассматривать ее в плане искусства) служит расхождение художественных языков так называемого высокого и плебейского искусства. Феномен К. м. стал изучаться и продолжился в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. В ХХ в. основным предметом исследования стала психология толпы (Х. Ортега-и-Гассет, С. Московичи и др.) Этому вопросу уделяли внимание и исследователи проблем массовой коммуникации (Д. Макдойл, Ю. Хабермас) Собственно культурологическое изучение этого феномена ведется преимущественно в рамках общих исследований современного постиндустриального общества (О. Тоффлер, Д. Белл и др.) Среди основных направлений современной К. м. социологи выделяют:
– индустрию “субкультуры детства” (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного воспитания), посредством которой детей воспитывают на основе типовых программ в форме, упрощенной для детского сознания и понимания;
– средства массовой информации, интерпретирующие актуальную информацию для населения в русле заказчика этой информации для манипулирования сознанием общества;
– систему национальной идеологии и пропаганды, контролирующей воспитание граждан в русле интересов правящих верхов;
– массовые политические движения, инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения в качестве манипулируемой толпы;
– систему организации и стимулирования массового потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг для формирования массовых потребительских вкусов в качестве самоцели существования;
– индустрию формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг и т.д.);
– индустрию досуга, включающую в себя художественную К. м., массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, различные шоу, курортные и туристические услуги, нацеленные на формирование в сознании индивида иллюзорного альтернативного мира.
Хотя К. м. является откровенно инфантильным “эрзац-продуктом” специализированных областей культуры, этот феномен порождается важными объективными процессами социокультурной трансформации сообществ, при которых социализирующая функция традиционной обыденной культуры утрачивает эффективность и содержательную актуальность. При этом К. м. фактически берет на себя функции первичной социализации личности для ее приобщения к современным условиям.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Массовая культура
понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. М. к. — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ М. к. акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах М. к. рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие «М. к.» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость М. к., обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, М. к. тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. М. к. характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение массы на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понйтие «М. к.» акцентирует лишь один — рыночный аспект современной культурной ситуации. М. к. — это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т. е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. XX в. развернулась борьба крупнейших ТНК (транснациональные корпорации) за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам — они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10 %, а остальная подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Культура массовая
(от лат. massa – ком, кусок). Культура масова. Mass culture. Способ существования культуры, создаваемый и воспроизводимый средствами массовой коммуникации, культивирующими ориентацию на стандартизованную систему материальных и духовных ценностей, типы социального поведения, представлений, мнений и т. д. Главным признаком К. м. является вторичная (в отличие от исторически сложившейся) система ценностей, созданная для массового потребления. Высокая стандартизация образцов К. м. представляет собой суррогат типического, свойственного высокому искусству. Появление К. м. востребует и порождает развитую инфраструктуру, главными элементами которой являются средства массовой коммуникации, шоу-бизнес и другие виды поточно-конвейерного производства ее ценностей, рассчитанных на массовые усредненные вкусы, коммерческий успех, некритическое восприятие и потребление. Учитывая практическое отсутствие художественного содержания в произведениях масскульта, ее представители обращаются к нехудожественным средствам выражения: шоковым эффектам; атракционности; необычным телодвижениям, подчеркнутым соответствующей одеждой; неадекватной эмоциональностью; видимой достоверностью и злободневностью; требованием права на самовыражение и прочее. Право на использование подобного рода средств выражения рассматривается в качестве особого рода ценностей, реализованных в ценностях иного рода – в масскультурных произведениях. К. м. отличается высоким уровнем стандартизации музыкальных, кинематографических и других образцов, культивирующих типичные ценностные ориентации. Именно неосознанное согласие в таких ценностях дает основание для выделения ее как особой формы бытия культуры и сопоставления ее с высокой, элитарной, народной и фольклорной. Теоретические разработки массовой культуры начались с возникновения идей о том, что главными структурными элементами общества есть элита, фактически производящая культуру, и потребляющая культуру масса. Еще в ХVІ в. М. Монтень заметил одиночество человека в постфеодальном обществе, которое в культурном плане характеризовалось массовым отходом от религии и невиданным моральным давлением на личность. В качестве выхода из сложившейся ситуации он предложил развлечение. Позже сама ориентация на развлечение стала функциональным признаком К. м. Доминирование такой ее своеобразной гедонистической ориентации фактически приводит к отчуждению от культуры вообще через формирование негативного отношения как к высокой, или классической, так народной и фольклорной культурам. К. м. проникнута фундаментальным противоречием, определяющим неоднозначное отношение к ней социологов, философов, политиков и самих ее потребителей. С одной стороны, она через практически неограниченные возможности репродуцирования делает доступными для широких народных масс все достижения современной мировой культуры, а с другой – эти достижения подаются (с целью доступности и облегчения восприятия) в препарированном виде, в “усредненной”, упрощенной форме, что не только не повышает уровень аналитического восприятия действительности, а наоборот, значительно снижает интеллектуальный уровень ее потребителей, культивирует социальную пассивность и т. д. В противоположность тем социологам, которые достаточно позитивно относятся к К. м. (а это, в первую очередь, Э. Шилз, Л. Уайт и другие), негативно настроенных к ней авторов значительно больше. Наиболее известными среди них являются Т. Адорно, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гасет, Э. Фромм, О. Шпенглер и другие. Среди общих для них положений является то, что К. м. – это выражение кризиса либерально-демократических ценностей, что требует закрепления находящейся в ее руках бесконтрольной политической и экономической власти и превращение ее при помощи средств массовой коммуникации в духовную власть через пропаганду мифологем “вечности” и “неизменности” именно этих ценностей. Таким образом, в условиях кризисных ситуаций, в которые постоянно попадает современное общество, главной функцией К. м. есть инкорпорация при помощи политики сознательного культивирования массовой ориентации на потребность в развлечениях различно ориентированных (идеологически, политически, культурно) индивидов, социальных групп и т. д. в существующую систему социальных отношений. Связь К. м. и средств массовых коммуникаций обусловливает тот факт, что социологические исследования К. м. и ее носителей превращаются в исследования особенностей функционирования средств массовых коммуникаций в обществе, исследования социального адресата и эффективности сообщений. В этом отношении интересно отметить эволюцию изменения ими своего названия. Сначала они практически во всем мире назывались С. м. агитации и пропаганды, потом – С. м. агитации, потом – С. м. информации, потом – С. м. коммуникации. Следствием ориентации современных С. м. к. на культивирование ценностей К. м. есть тот факт, что в современном лексиконе (и не только политическом, но и научном) можно встретить такое их название – С. м. дезинформации или манипулирования массовым сознанием. Функционирование К. м. характеризуется тем, что она направляет социальную активность масс в сферу потребления препарированных культурных образцов, чем значительно сужает возможности их социального творчества. Хотя главным заказчиком и носителем К. м. есть средний класс, ее потребителем можно считать все общество в целом и человечество вообще. К. м. не может не оказывать воздействия и на элиту, культуре которой она якобы противостоит. Примером такого положения можно считать значительную распространенность масскультурного сленга. Стали общеупотребляемыми такие понятия, как хит-парад, хепи-энд, шлягер, шоу, паблисити, масс-медиа, секс-бомба, плейбой, поп-арт, китч, порно-кич, спонсор, стриптиз, звезда, артизация и т. д. В силу неоднородности среднего класса К. м. постепенно начинает перестраиваться в соответствии с его структурой. Появляются ее образцы, предназначенные для удовлетворения вкусов высших слоев среднего класса, которые претендуют на определенную интеллектуальность и приближение к классическому искусству, остающиеся по способам своего функционирования типичными ее проявлениями. Такая тенденция получила название мидкультура. См. также Культура высокая и Мидкультура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
часть общей культуры, представляющая совокупность общемировых потребительских элементов, производимых в больших объемах промышленным способом, популярных среди широких слоев населения в данном обществе, которые включают в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, поп-музыку, массовую литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и др.
М.к. имеет свои особенности. Во-первых, являясь продуктом коммерциализации, индустрии общества, она быстро меняется в соответствии с потребностями моды, не учитывает культурнодуховные традиции, подлинно народную культуру, национальные особенности и рассчитана на широкую аудиторию с упрощенными вкусами. Во-вторых, для нее характерны антимодернизм и антиавангардизм — оперирование предельно простой, отработанной предшествующей культурной техникой, понятной широкой аудитории.
Целью М.к. является стимулирование потребительского сознания человека, формирование у него особого типа пассивного некритического восприятия этой культуры. К задачам М.к. можно отнести: моделирование сознания потребителя, формирование его в нужном направлении; манипуляция человеческой психикой; эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.
К признакам М.к. относятся: стандартизация представлений, образов, технологий — создание тиражируемых шаблонов, клише; усредненность, унификация — ориентация на “среднего” человека, на примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; упрощение культурной информации — опора на развлекательность, сентиментальность; эстетизация негативного — натуралистическое изображение; дегуманизация, деиндивидуализация — отношение к человеку как средству, эксплуатация его чувств; культ сильной личности и жизненного успеха; мифологизация — создание, внедрение в массовое сознание нужной информации; создание культа моды как стимул роста потребления.
М.к. опирается на следующие принципы: быстродоступность и быстрозабываемость; привлекательность и занимательность; опора на средние языковые семиотические нормы; ориентированность на гомогенную (однородную) аудиторию; апеллирование к эмоциональному, иррациональному, коллективному бессознательному; уход от действительности.
М.к. выполняет следующие функции: познавательную — редуцирование знаний, сложных смыслов в доступные для обывателя формы, предоставление готовых решений и ответов; адаптивную — обеспечение социальной интеграции людей путем пассивного подчинения личности социальным нормам; транслирующую — передача следующим поколениям накопленного эффективного опыта; регулятивную — формирование определенной системы и правил поведения; аксиологическую — создание системы ценностей, идеалов человека, общества; компенсаторную — снятие напряжения с помощью произведений массового искусства (сериалы, шоу и др.); функцию манипуляции — управление сознанием, формирование искусственных потребностей, интересов; развлекательную — организация досуга, удовлетворение запросов масс, получение удовольствия; коммуникативную — формирование образцов общения; знаково-символическую — создание знакового кода, с помощью которого определяется престижность вещи, поведения и др.
Направления М.к.: средства массовой информации — трансляция широким слоям населения текущей информации, ее оценки, формирование общественного мнения, манипуляция сознанием людей; система государственной идеологии и пропаганды — формирование политической стабильности, благонадежности основной массы населения; политические партии, движения — формирование атмосферы демократизации и гласности; индустрия детства — производство товаров, игрушек для детей, создание клубов, лагерей, коллективное воспитание детей, внедрение в их создание стандартных норм поведения, миропредставления; массовая общеобразовательная школа — приобщение учащихся к основам научных знаний, представлений об окружающем мире, историческом и социокультурном опыте, основанных на ценностных ориентациях, стереотипах данного общества; индустрия развлекательного досуга — массовая художественная культура, искусство, развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки, способствующие психической разрядке; индустрия оздоровительного досуга — массовая физкультура, спортивный туризм, курорты и здравницы, модные клиники, косметические фирмы и др.; индустрия культурного досуга — туризм, художественная самодеятельность, научно-просветительские учреждения, коллекционирование; реклама, мода — формирование в обществе стандартов престижного образа жизни, управление потребительским спросом; словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки — популяризация современных знаний; мировая мифология — создание сект, течений, лженаучных учений, сотворение кумиров, предлагающих простые объяснения современных проблем.
В М.к. можно выделить две стороны — негативную и позитивную, в каждой из которых она преследует коммерческие цели, ориентирована на невзыскательные вкусы.
Негативная сторона М.к. выражается в снижении уровня культуры, эстетических требований, деформации традиционных ценностей, дегуманизации культуры и общественных отношений. Негативная М.к. рассчитана на пассивное потребление, носит стандартный характер, игнорирует подлинные потребности личности, формирует у людей только потребительские вкусы в интересах рыночного производства, играет на низменных инстинктах человека.
К позитивной стороне М.к. относятся ее коммуникативная и компенсаторные функции. М.к. оказывает влияние на общественное сознание, способствует распространению культуры, удовлетворению спроса, удовлетворяет потребность в прекрасном у людей с неразвитым вкусом, способствуя повышению их образовательного уровня и социального статуса (научно-популярные книги, кинофильмы и др.).
С.А. Анисимова
Лит.: Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”; Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики”; постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 “О федеральной целевой программе “Культура России (2012–2018 годы)”; Багновская Н.М. Культурология: Учебник. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Солонин Ю.Н. Культурология: Учебник. М.: Юрайт, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.72 кб

Маркетинг и массовая культура

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
351.05 кб

Текст - код массовой культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
Осмысление текста как кода массовой культуры представлено в статье в двух ракурсах: анализ дефиниции текста в семиотическом дискурсе, актуализирующем понимание текста как кода культуры; определение онтологической значимости текста
Читать PDF
79.09 кб

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF
374.81 кб

Эстетика языка массовой культуры

Тараканов Александр Валерьевич
Читать PDF
239.88 кб

Томас Пинчон и массовая культура

Киреева Наталия Владимировна
В статье рассматривается такой аспект трансформации литературного поля во второй половине XX в., как взаимодействие элитарного и массового.
Читать PDF
237.90 кб

Язык и ценности массовой культуры

Аблеев Сергей Рифатович, Кузьминская Светлана Игоревна
Статья посвящена философскому анализу лингвистических и аксиологических аспектов феномена массовой культуры.
Читать PDF
2.93 мб

Массовая культура в контексте СМИ

Ь. А. Пурескина
Читать PDF
1.12 мб

Архетип как код массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Мазилов Владимир Александрович, Нажмудинов Гаджи Магомедович
В рамках работ по гранту «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс» составлен глоссарий, отразивший установленные авторским коллективом коды массовой культуры. Таким кодом, в числе других, определен архетип.
Читать PDF
1.32 мб

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТА

И. Ф. Петров
Методологическая неоднозначность позиций исследователей приводит к тому, что массовую культуру относят к разным аспектам явления.
Читать PDF
140.24 кб

Массовая культура: аспекты понимания

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
239.00 кб

Стратегии массовой экранной культуры

Ворожейкин Евгений Петрович
Статья посвящена исследованию стратегий массовой экранной культуры, направленных на манипуляцию образами смерти и насилия.
Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
100.29 кб

Интернет как закат массовой культуры?

Фокин Александр Александрович
Читать PDF
352.06 кб

Олимпиада как текст массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Шапошников Всеволод Аркадьевич
В статье ставится мало изученная в отечественной науке проблема интерпретации выдающегося спортивного события как репрезентативного текста массовой культуры.
Читать PDF
131.56 кб

Иерархическая модель массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система.