МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯМАССОВАЯ ОБЩНОСТЬ, МАССА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 12 определений термина МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Массовая культура

форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Массовая культура

вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: – рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; – стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и – распространяемых средствами массовой информации

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Культура массовая

англ, «mass culture») – термин, обозначающий ту часть культуры общества, которая связана с массовым производством единого механизма социальной ориентации на формирование духовно неразвитой личности; обобщенная характеристика господствующих в обществе стереотипов культуры, распространяемых через СМИ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

продукт индустриального и постиндустриального общества, основными атрибутами которой являются преобладание потребительского отношения к информативно-культурным ценностям как предметов, стереотипизация, акцент на клишированных формах и рекламируемых стилях; усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических уровней и интеллектуальных критериев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ

англ. culture, mass; нем. Massenkultur. 1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ, ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культура массовая

тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники - кино, телевидение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

mass culture) — относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р. Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Бенъямина (см. также Массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимав массовую культуру как гораздо более сложное явление. См. Популярная культура; культурные исследования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ

понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного об-ва; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т. е. подчиненное ему как своей цели (зачастую массовое культурное производство понимается по аналогии с поточно-конвейерным). Производство К.м. предполагается как по месту (ее потребитель - это "все", входящие в ту или иную большую человеческую общность, в предельном случае - все члены об-ва или даже все человечество), так и по времени (производство К.м. должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно). Проблематика К.м. оказывается т. обр. причастной, по существу, всем исследованиям современного обществ. сознания, отражая в себе всю его сложность и противоречивость. В.П. Терин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Массовая культура

продукт индустриального и постиндустриального общества. К основным атрибутам массовой культуры относят: - преобладания потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи; - многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью технических средств; - акцент на клишированных модных формах и стилях; - усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических и интеллектуальных критериев; - тенденция к взаимоподражательству и единообразию в усвоении стереотипов и стандартов, закрепляемых с помощью СМИ, особенно аудиовизуальных. Часть аналитиков видит в стандартизации чувств и интересов потребителей массовой культуры путь к общественному консенсусу и оценивает этот процесс положительно. Другая часть убеждена, что массовая культура посредством СМИ приучает потребителей к диктату низкопробных стереотипов, к китчу, препятствует сохранению и развитию лучших традиций национальных культур и их своеобразия, способствует примитивизации общественного информативно-культурного спроса, снижению интеллектуального и эстетико-художественного потенциала общества в целом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть "наивного" сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

М.Р. Жбанков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.

Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Массовая культура

понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. М. к. — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ М. к. акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах М. к. рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие «М. к.» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость М. к., обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, М. к. тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. М. к. характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение массы на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понйтие «М. к.» акцентирует лишь один — рыночный аспект современной культурной ситуации. М. к. — это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т. е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. XX в. развернулась борьба крупнейших ТНК (транснациональные корпорации) за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам — они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10 %, а остальная подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Найдено схем по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено научныех статей по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено книг по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено презентаций по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено рефератов по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 0