МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
тип общественного сознания:, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес больших групп людей.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Массовое сознани
е – разновидность общественного сознания (наряду с групповым и общечеловеческим), отражающего действия масс как социальных общностей и выступающего регулятором специфически массовых форм поведения людей [9.– С.582].
Источник: Социология. Словарь.
Массовое сознание
тип общественного сознания, характерный для среднего представителя общества, включающий широкий круг идей, представлений, чувств и иллюзий, связанных с теми сторонами социальной жизни, которые доступны и интересны массам.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, принципиально доступные массам и способные вызвать интерес. Характеризуются : разорванностью, пористостью, противоречивостью, способность к быстрым, неожиданным изменениям в одних отношениях к известному "окостенению" – в других отношениях.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Массовое сознание
это специфический род общественного сознания. Выделяется на основе особенностей его носителя, субъекта. В содержательном отношении массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, построений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, вызывающие тот или иной отклик в массах. Состояние массового сознания выражено в общественном мнении, настроении и действиях масс.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ
англ. conscience, mass; нем. Massenbewutsein. Тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода соц. общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. С. м. характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенным окостенением (стереотипами) - в других. См. МАССА, МАССЫ НАРОДНЫЕ, КУЛЬТУРА МАССОВАЯ, ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ, ТОЛПА.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
сознание массовое
отражение «массовыми общностями» различных сторон социальной реальности; это усредненное сознание, которое не включает в себя сознание творчески мыслящих индивидов, диссидентов, а также сознание групп людей, ведущих относительно обособленный образ жизни. Однако в условиях постмодерна, под влиянием игры истины, перформанса, спектаклизации, характерных для виртуальной реальности, С.М. подвергается все большей фрагментации, в него входят все больше парадоксов. - Литература: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Массовое сознание
тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В М. с. органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды. Специфика М. с. состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей масс, выражающиеся в форме оценок, установок, убеждений и т. п. Оно формируется всей массой членов общества, а не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности. Понятие «М. с.» соотносится с понятием «специализированное сознание». Научные представления, идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание в виде теорий, концепций и первоначально являются достоянием немногих людей. По мере их распространения среди широких слоев населения они приобретают характер М. с., существующего в виде различных социальнопсихологических образований. Однако содержание М. с. не исчерпывается продуктами специализированного сознания представителей духовно-познавательной деятельности. В него входят знания, представления, вырабатываемые всей массой членов общества в процессе их практики: народное творчество, фольклор, верования, ожидания, так называемая «народная философия» и т. п. Таким образом, субъектами и творцами массового сознания являются все члены общества, объединенные различными социальными связями в процессе их общения, духовной жизни во всем многообразии ее проявления. Идеи, взгляды, представления, составляющие содержание М. с., детерминированы общественными отношениями. М. с. является также продуктом общественной системы обучения, образования, всей системы духовного влияния на массы. Различными видами М. с. являются общественное мнение, общественное настроение, духовная атмосфера, общественнополитический климат и т. д. М. с. оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни людей, выступает регулятором массовых форм поведения людей.
Источник: Социологический справочник
СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ
1) тип обществ, сознания, связанный с деятельностью особого рода соц. общностей (масс) и отражающий раэлич. стороны жизни об-ва, вызывающие интерес этих общностей, характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными окостенениями (стереотипами) в др. (1); 2) особый компонент (сфера) обществ, сознания, отличающийся от др. его компонентов тем, что он формируется всей массой членов об-ва (2); 3) реэ-т. деятельности средств массовой информации и ин-т. массовой культуры (3). Сфера С.м. может быть определена при сопоставлении его со смежными понятиями сознания элитарного, сознания группового и сознания обыденного, также явл. типами обществ, сознания. С. м. отличается от них, во-первых, природой субъекта (соц. носителя), поскольку масса — это неклассическая общность, порождаемая размыванием границ соц. групп (классических общностей). Во-вторых, С.м. неспособно генерировать собственные идеи, заимствуя и перерабатывая компоненты содержания указанных типов сознания. В-третьих, оно атомистично, т. к. индивид не осознает свою принадлежность к массе (как в случае с соц. группой и об-вом), воспринимая ее как ситуативное, одномоментное состояние. Т. о., можно выделить три основных параметра С.м., обусловленных спецификой соц. природы его субъекта: ситуативность, вторичность содержания и неосознанность, латентность существования (отсутствие осознания включенности в С.м. на уровне индивидуального сознания). Реже подчеркивается, что С. м. — это сложное «произведение» спонтанно и институциализированно возникающих образований, т. е. может формироваться осознанно (4). В данной трактовке С. м. сближается по смыслу с обществ, мнением.
Лит.: 1). Сознание массовое // Социологический энциклопедический словарь. М., 1998; 2) Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического об-ва. М., 1986; 3) Кукушкина Е. И., Насонова Л. И. Обыденное и массовое сознание (опыт социологического анализа) //Вестник Моек, ун-та. Серия 12: Социально-политические исследования, 1991. N9 1; 4) Гоушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987. А.С. Качалян
Лит.: 1). Сознание массовое // Социологический энциклопедический словарь. М., 1998; 2) Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического об-ва. М., 1986; 3) Кукушкина Е. И., Насонова Л. И. Обыденное и массовое сознание (опыт социологического анализа) //Вестник Моек, ун-та. Серия 12: Социально-политические исследования, 1991. N9 1; 4) Гоушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987. А.С. Качалян
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. М.С. возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира.
Основные установки М.С. представляют собой набор эмоционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания. В качестве основных составляющих М.С. можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными). В отличие от примитивного "стадного" сознания толпы М.С. имеет сложную структуру и является своеобразным "подсознанием" общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности - от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных. Образы реальности, складывающиеся в М.С., существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему положению дел. Динамика М.С. определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем - преобразованиями в сфере теоретического знания. При этом М.С. не только организует интерсубъективный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонимания, но служит также одним из факторов культурной динамики. Открытое воздействию самых разнообразных пластов культуры, причудливо монтирующее фрагменты "высокой" и "низкой" традиций в соответствии с наличной культурной ситуацией, М.С. представляет собой своеобразный "смысловой фон" любого концептуального поиска. Многообразие мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее М.С., и отражающее реальную полифонию социальной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естественным основанием подобного поиска становится М.С., оперирующее в ходе становления очередной общекультурной мировоззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтернативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями М.С.
М.Р. Жбанков
Основные установки М.С. представляют собой набор эмоционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания. В качестве основных составляющих М.С. можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными). В отличие от примитивного "стадного" сознания толпы М.С. имеет сложную структуру и является своеобразным "подсознанием" общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности - от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных. Образы реальности, складывающиеся в М.С., существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему положению дел. Динамика М.С. определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем - преобразованиями в сфере теоретического знания. При этом М.С. не только организует интерсубъективный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонимания, но служит также одним из факторов культурной динамики. Открытое воздействию самых разнообразных пластов культуры, причудливо монтирующее фрагменты "высокой" и "низкой" традиций в соответствии с наличной культурной ситуацией, М.С. представляет собой своеобразный "смысловой фон" любого концептуального поиска. Многообразие мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее М.С., и отражающее реальную полифонию социальной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естественным основанием подобного поиска становится М.С., оперирующее в ходе становления очередной общекультурной мировоззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтернативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями М.С.
М.Р. Жбанков
Источник: Социология: энциклопедия