Массовое распространениеМАССОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 6 определений термина МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

тип общественного сознания:, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес больших групп людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Массовое сознани

е – разновидность общественного сознания (наряду с групповым и общечеловеческим), отражающего действия масс как социальных общностей и выступающего регулятором специфически массовых форм поведения людей [9. – С. 582].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

Массовое сознание

тип общественного сознания, характерный для среднего представителя общества, включающий широкий круг идей, представлений, чувств и иллюзий, связанных с теми сторонами социальной жизни, которые доступны и интересны массам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология права словарь специальных терминов

СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ

англ. conscience, mass; нем. Massenbewutsein. Тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода соц. общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. С. м. характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенным окостенением (стереотипами) - в других. См. МАССА, МАССЫ НАРОДНЫЕ, КУЛЬТУРА МАССОВАЯ, ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ, ТОЛПА.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Массовое сознание

тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В М. с. органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды. Специфика М. с. состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей масс, выражающиеся в форме оценок, установок, убеждений и т. п. Оно формируется всей массой членов общества, а не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности. Понятие «М. с.» соотносится с понятием «специализированное сознание». Научные представления, идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание в виде теорий, концепций и первоначально являются достоянием немногих людей. По мере их распространения среди широких слоев населения они приобретают характер М. с., существующего в виде различных социальнопсихологических образований. Однако содержание М. с. не исчерпывается продуктами специализированного сознания представителей духовно-познавательной деятельности. В него входят знания, представления, вырабатываемые всей массой членов общества в процессе их практики: народное творчество, фольклор, верования, ожидания, так называемая «народная философия» и т. п. Таким образом, субъектами и творцами массового сознания являются все члены общества, объединенные различными социальными связями в процессе их общения, духовной жизни во всем многообразии ее проявления. Идеи, взгляды, представления, составляющие содержание М. с., детерминированы общественными отношениями. М. с. является также продуктом общественной системы обучения, образования, всей системы духовного влияния на массы. Различными видами М. с. являются общественное мнение, общественное настроение, духовная атмосфера, общественнополитический климат и т. д. М. с. оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни людей, выступает регулятором массовых форм поведения людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. М.С. возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира.

Основные установки М.С. представляют собой набор эмоционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания. В качестве основных составляющих М.С. можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными). В отличие от примитивного "стадного" сознания толпы М.С. имеет сложную структуру и является своеобразным "подсознанием" общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности - от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных. Образы реальности, складывающиеся в М.С., существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему положению дел. Динамика М.С. определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем - преобразованиями в сфере теоретического знания. При этом М.С. не только организует интерсубъективный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонимания, но служит также одним из факторов культурной динамики. Открытое воздействию самых разнообразных пластов культуры, причудливо монтирующее фрагменты "высокой" и "низкой" традиций в соответствии с наличной культурной ситуацией, М.С. представляет собой своеобразный "смысловой фон" любого концептуального поиска. Многообразие мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее М.С., и отражающее реальную полифонию социальной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естественным основанием подобного поиска становится М.С., оперирующее в ходе становления очередной общекультурной мировоззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтернативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями М.С.

М.Р. Жбанков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — 0

Найдено книг по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — 0