МАСТЕРСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мастерство
(от греч. master – искатель). Майстерність. Skill (mastership). 1. Уровень освоения индивидом профессиональных способностей. М. выражается посредством широкого круга признаков, куда входят способность выполнения определенного объема и сложности задач за определенное время, полученный уровень знаний и практический опыт. М. хотя и является показателем общего развития индивида, нонепосредственно связано с родом деятельности и поэтому для слесаря и управленца, например, существуют свои признаки определения уровня М. Кроме того, градация представителей физического труда на “квалифицированных”, “малоквалифицированных” и “неквалифицированных” предполагает определение признаков специфического М. Что касается управленцев, то здесь более слабая зависимость признаков необходимого М. от характера управленческой деятельности, поэтому их М. определяется по уровню профессиональной компетентности, умению концентрироваться, способности к логическому мышлению, типу лидерства, уровню знания особенностей межличностного общения, умению вести переговоры (с профсоюзами, например) и т. д. Все это учитывается в ходе подготовки специалистов и определяется содержанием образовательных программ в массовой и элитарной системе образования. Для социологии культуры проблема М. важна не тем, что определение его уровня связано с уровнем оплаты и статусами, а именно как показатель культурной дифференциации людей на группы общего развития. Она указывает на противоречие между индивидуальными способностями к культурному развитию каждого индивида и на их зависимость от его социального положения и роли. Данное противоречие указывает, что культура социальных отношений приходит в противоречие с ее собственными возможностями. См. также Деквалификация и Массовое высшее образование.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МАСТЕРСТВО
skill) — 1. (По отношению к работе или занятию) качества, требуемые специфической работой с определенной точки зрения: объема и технической сложности задач; уровня свободы действий; контроля над тем, как выполняется работа; времени, необходимого для ее изучения; уровня знания и опыта. 2. (По отношению к человеку) способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают один или более из перечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). 3. (Социальная конструкция) ярлык, приложенный к некоторым типам труда или занятости в связи с привычкой и практикой, переговорами профсоюзов, регулированием труда. Все это вызывает дифференциальные нормы оплаты и статуса. Обычно отражается в официальных классификациях занятий: "квалифицированные", "полуквалифицированные", "низкоквалифицированные". 4. (Более широкий социальный смысл) наиболее общие способности и компетентность, которыми обладают социальные акторы, то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением". Нижеследующее объяснение относится главным образом к "мастерству" в смыслах 1 и 3. Это — неоднозначное понятие, причем часто смешиваются разные ценности. Теоретические подходы к изменениям уровня мастерства решающим образом зависят от способа определения термина. Например, теории деквалификации часто используют "объективное" или техническое определение (значение 1). Ведь аргументы в пользу повышения мастерства определяют его с точки зрения формальных или официальных классификаций. В социологии чаще всего применяется первый смысл, то есть объективные требования к работе. Исторический пример ремесленных рабочих — эталонный тест для анализа изменяющихся уровнен мастерства. См. Процесс труда. Второй смысл — качества, которые человек привносит в работу, — происходит от индустриальной психологии, но также дает объяснение товарности и заменимости специалистов на рынке труда (см. Двойной рынок труда). Приобретенный опыт может отчасти зависеть от естественных способностей, хотя социологи в целом доказывают, что большинство видов усваивается. Обсуждение изменений в характере и уровне данного понятия включало аи повышения и снижения высокоспециализированного мастерства, а также заменяемых его видов, которые более неопределенны и менее специфичны и поэтому могут оцениваться большой оплатой и обладать высоким статусом. Понятие мастерства, "заключенного в человеке", также важно в анализе подразумеваемого мастерства. Оно часто относится к неосознанным и привычным видам знаний, усваиваемых на рабочем месте посредством высокой осведомленности и трудовой практики. Это часто специфично и не признано в формальном рабочем статусе, но, тем не менее крайне необходимо предпринимателям для повседневного функционирования производства или предоставления услуг. Определение мастерства с точки зрения социальной конструкции привлекает внимание к тому моменту, что приведенные выше определения могут не соответствовать реалиям. Некоторые типы работы предполагают высокий уровень мастерства в техническом или объективном смысле, но низко оплачиваются на рынке труда. Наиболее известный пример тому — женский труд (см. Разделение труда по половому признаку). Наоборот, работа может давать высокую оплату и статус по причине профсоюзных переговоров или стратегии "разделяй и властвуй", проводимой предпринимателями в отношении рабочей силы. Тогда котировки работ имеют мало сходства с фактическими различиями в мастерстве (см. также Внутренний рынок труда). Подобным же образом обилие "полуквалифицированных" видов труда относится к рабочим местам, которые не требуют обучения. Отсюда наблюдение о том, что "большинство рабочих демонстрирует более высокое мастерство, чтобы добиться работы, чем им необходимо для выполнения их задач". См. также Деквалификация.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.89 кб

Мастерство как эволюционный двигатель в творчестве архитектора

Екатерина Юрьевна Косухина
Автор статьи пытался показать на исторических примерах особенности развития мастерских умений и знаний в творческой архитектурной деятельности
Читать PDF
4.35 мб

Педагогическое мастерство. Требования, предъявляемые к педагогу как к личности

Б.Н. Нурмухамбетова, Е.К.Лисариди
В данной статье рассматривается вопрос о роли личности современного педагога, о требованиях, предъявляемых к нему.
Читать PDF
401.80 кб

Высокое мастерство управления

Киевлякис Ольга
Замдиректора по логистике и начальник складского отдела ООО «Электросервис и Ко» (ТМ «Электросила») рассказывают о построении логистической системы на предприятии, о введенной в компании системе менеджмента качества, о работе скла
Читать PDF
253.38 кб

AMEE 2014 - «Мастерство в образовании -преподаватель XXI века»: почему необходимо принимать участие

Кулакова Елена Николаевна
Участие в работе конференций ассоциации по медицинскому образованию в Европе важный компонент непрерывного профессионального развития преподавателей медицинских образовательных организаций, который открывает дополнительные возможн
Читать PDF
428.12 кб

Лидерство и профессиональное мастерство учителя

Панфилова Альвина Павловна
Наступивший Год учителя позволяет актуализировать внимание учёных, педагогов вузов и практиков на успешности школьного учителя, которая, на наш взгляд, состоит не в том, чтобы дать ему извне экспертную оценку за результаты учебно-
Читать PDF
114.54 кб

Мастерство педагога и антиномии образования

Конев В. А., Куруленко Э. А.
В статье акцентируется внимание на строении пространства образования в современном обществе, которое осуществляется педагогом-мастером.
Читать PDF
213.94 кб

Педагогическое мастерство как условие развития инновационной деятельности образовательного учреждени

Якушева Светлана Дмитриевна
В статье анализируется проблема взаимоотношения культуры и образования, раскрываются сущностные особенности инноваций, представляющие собой комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на практическое применение их в образован
Читать PDF
2.21 мб

Педагогические мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя

Шутюк Л. Н.
Показано, что педагогическое мастерство выступает как условие развития у старшеклассников качеств исследователя, творческого познания.
Читать PDF
162.13 кб

Вокально-исполнительское мастерство народных певцов

Щербинина Светлана Витальевна
Анализируется проблема обучения сольному и хоровому народному пению студентов средних профессиональных учебных заведений. Обосновывается технология освоения народной манеры пения.
Читать PDF
66.89 кб

Педагогическое мастерство как фактор становления качества жизни человека в образовании

Федоряк Людмила Михайловна
Читать PDF
850.40 кб

Педагогическая система Н. В. Кузьминой и педагогическое мастерство И. А. Зязюна: соотношение понятий

Остапенко Андрей Александрович
В статье осуществленная теоретическая попытка сопоставления понятий и структур двух известных педагогических концепций: теории педагогической системы Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

Мастерство и профессионализм как основные показатели зрелости специалиста

Федько Людмила Александровна
Понятие «профессиональное мастерство» отражает не только высокую степень развития профессиональных умений, но и определенную организацию психических возможностей личности.
Читать PDF
0.00 байт

Сущность и структура понятия «Педагогическое мастерство учителя в поствузовский период» и педагогиче

Отс Марина Владимировна
В статье на основе анализа различных взглядов на понятие «педагогическое мастерство» уточняется понятие «педагогическое мастерство учителя в поствузовский период», раскрывается его содержание и структура, а также педагогические ус
Читать PDF
250.36 кб

Педагогическое мастерство учителей сельской школы как фактор формирования педагогичeской культуры ро

Васильева Любовь Егоровна, Чермакова Елена Владимировна
Возрождение России, ее ориентация на национальные и духовно-нравственные ценности требуют принципиально новых подходов к разработке одной из наиболее важных проблем педагогической науки и практики формирования и развития педагогич
Читать PDF
98.40 кб

Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания

Туник Е. Ю.
В статье рассматриваются основы педагогического мастерства и его основные элементы. Материал изложен с учетом специфики работы преподавателя физического воспитания в ВУЗе.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: