МАТРИАРХАТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МАТРИАРХАТ
семейная система, в которой власть принадлежит жене и матери.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

МАТРИАРХАТ
от лат. mater (та-tris) - мать и греч. arche - власт ъ) - англ. matriarchy/matriarchat; нем. Matriarchat. По И. Бахофену -предполагаемая форма обществ, устройства на ранних этапах развития первобытнообщинного строя, характеризующаяся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, обществ, жизни.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Матриархат
(от лат. mater – мать и греч. arche – власть). Матріархат. Matriarchy. Согласно И. Бахофену – древнее общество, управляемое женщинами. Власть матери как главы семьи при М. определяет характер родства, всех других социальных связей и отношений. Существует множество способов опровержения и подтверждения факта существования в истории М. как особой формы социальной организации. Но бесспорна в этом отношении мысль К. Маркса, что в современном обществе уровень его культуры определяется положением в нем женщин и детей.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Матриархат
matriarchy), власть женщин над мужчинами, противоположность патриархата. Нек-рые мыслители 19 в., включая нем. теоретика социализма Фридриха Энгельса (1820—95) полагали, что М. был характерной формой самых ранних человеческих об-в. В работе Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884) Энгельс утверждает, что доказательства тому могут быть найдены в мифах, ранней истории религий, а также в традиции с.-х. об-в, поклонявшихся богине плодородия. Матрилинейность, когда власть (чаще мужчины) передается по женской линии наследования, встречается и ныне у нек-рых народностей в неиндустриальных об-вах и может рассматриваться как признак существования в прошлом М., однако это утверждение требует доп. доказательств. Возможное существование матриархальных об-в — гл. направление аргументации феминисток против доминирования мужчин.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

МАТРИАРХАТ
MATRIARCHY) Этот термин использовался в антропологии XIX в. Для обозначения общества, в котором правят женщины. В настоящее время он имеет более узкий смысл, обозначая форму семьи, при которой главой является мать, а происхождение прослеживается по материнской линии. Идея матриархальных систем господства является спорной. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Engels, 1884) утверждал, что досовременные общества до появления частной собственности были матриархальными. С переходом от кочевых (занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам матриархальные системы в конечном счете сменяются патриархальными. Согласно альтернативной концепции, патриархат возникает в результате завоеваний. Очевидно, что получить археологические данные, подтверждающие или опровергающие эти теории, трудно. Однако в настоящее время понятие матриархата имеет важное значение, поскольку используется феминистами для обоснования их подхода к различию между гендером и биологически обусловленными половыми ролями (sex roles). Понятие матриархата говорит о том, что господство мужчин не является универсальным феноменом. Этот термин используется также менее строго для обозначения тех форм семьи, при которых доминирующую роль играет мать. См. также: Природа и воспитание; Феминизм.

Источник: Социологический словарь

Матриархат
(от греч. mater – мать и arche – власть, начало, буквально – власть матери), то же, что и гинекократия или материнское право; гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия общественного развития, характеризующаяся доминирующим положением женщины в семье и обществе, матрилинейностью наследования имущества и социального положения, матрилокальностью и дислокальностью брачных поселений.
Представление о М. как об универсальном явлении, которое у всех народов исторически предшествовало патриархату, было введено в научный оборот во 2-й пол. 19 в. Й.Бахофеном, одобрительно воспринято классиками марксизма и до середины 50-х гг. 20 в. занимало господствующие позиции в отечественной науке. Это представление было направлено против патриархальной теории изначальности общественного неравенства и государственной власти. Однако рядом отечественных и зарубежных исследователей было убедительно доказано, что это представление ошибочно. Они показали, что наука не только не располагает данными для реконструкции подобной эпохи, но и не знает ни одного исторически или этнографически описанного общества, в котором бы властные функции систематически осуществлялись женщинами или же нормативно закреплялось бы их социальное преобладание. Даже в обществах с доминирующими матрилинейными родственными институтами управление находилось в руках мужчин, обычно родственников тех женщин, через которых прослеживалось родство, и мужчины, как правило, обладали более высоким статусом, чем женщины.
Тем не менее, в этнологии термин «М.» нередко продолжали и продолжают использовать для обозначения социальной организации, основанной на матрилинейных родственных институтах.
В современной науке термин «М.» почти вышел из употребления и используется лишь в историографических работах.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005

МАТРИАРХАТ
matriarchy) — социальная организация, основанная на женской власти. Буквальное значение относится к правлению матери как главы семьи и может, поэтому быть противопоставлено термину патриархат, означающему правление отца. Термин вызывает бурные споры и в социологии, и в феминистской теории. Исторически он был принят рядом антропологов и социальных теоретиков 19-го столетия, занимавшихся происхождением социальной организации и семьи. Бахофен (1861) доказывал матриархальность первоначальной структуры семьи. В 1865 г. Мак-Леннан издал книгу "Первобытный брак", в которой утверждал, что истоки социальной организации характеризовались матриархальной структурой. Энгельс под влиянием работы Льюиса Генри Моргана написал "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Ее главный тезис — первобытный матриархальный клан предшествовал патриархату, но ниспровержение "материнского права" привело к поражению женского пола и в итоге завершилось учреждением патриархальной семьи. И женщины, и дети были таким образом подчинены власти и контролю взрослого мужчины. Отсюда возникла моногамная семейная единица, основанная на его превосходстве и имеющая одну цель: произвести наследников бесспорного отцовства. Такие оценки происхождения социальной организации были оспорены авторами, вроде Генри Мэйна ("Древнее право", 1861). По его мнению, первоначальной формой социальной организации была корпоративная группа семей, управляемая деспотическим патриархом. Эти дебаты получили новый стимул с появлением феминистской антропологии и феминистской социологии, уделивших много интереса работе Энгельса с точки зрения обеспечения объяснения корней угнетения женщины. Споры относительно того, существовали ли когда-либо матриархальные общества, продолжаются. Радикальный феминизм сосредоточил больше внимания на этой проблеме, чем другие направления, доказывая, что такие общества существовали, но патриархальная история стерла знание о них. Греческий остров Лесбос 600 г. до н.э. воспринимается как явный пример матриархальной эры. В рамках современной феминистской мысли термин получил более широкое толкование: женское превосходство, ориентируемые женщинами или сосредоточенные на них общества, а также культура.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
180.25 кб

Дворцовый матриархат в знойных широтах

Савенков Юрий
«Новое время», М., 2003 г., № 27, с. 26-30.
Читать PDF
868.22 кб

Патриархат и матриархат в дискурсе философской антропологии: гендерные аспекты власти

Черных Сергей Сергеевич
В статье проведен анализ гендерных аспектов власти сквозь призму смены и взаимной борьбы культурных формаций, таких как матриархат и патриархат.
Читать PDF
496.35 кб

Матриархальная семантика каменной графики неолита

Фатыхов Салим Галимович
Читать PDF
86.33 кб

Реликты матриархально-матрифеноменных технологий жизни и быта

Фатыхов Салим Галимович
На основании изучения артефактов и ландшафтно-матриархальных комплексов обитания первобытного человека в статье выдвигается предположение, что с философской точки зрения женщина-мать была в матриархальных сообществах создателем пс
Читать PDF
238.22 кб

Языческая и православная символизация матриархальных образов святости в Новгородской софийной ментал

Маленко Сергей Анатольевич
Статья посвящена изучению эволюции русской ментальности от языческих прототипов к более зрелым, православным идеологическим формам.
Читать PDF
298.58 кб

История изучения матриархатав контексте культурологических исследований

Кашлатова Л.В.
В данной статье проанализирован культурологический обзор научных идей по проблеме места женщины в древней истории. Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоаспектной и во многом дискуссионной.
Читать PDF
1.88 мб

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТРИАРХАТА И ПАТРИАРХАТА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Тобуков Павел Захарович
Анализированы два исторических этапа эволюции человечества. Раскрыта роль женщин эпохи матриархата в формировании земледелия и оседлого образа жизни. Показано, как это отражено в мифах.