МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мечников Лев Ильич
(1838–1888)российский социолог-органицист, автор концепции географического детерминизма. Подчеркивал несводимость социальных процессов к законам биологической эволюции; главным критерием исторического прогресса считал нарастание общечеловеческой солидарности. Основные произведения - «Цивилизация и великие исторические реки», «Школа борьбы в социологии».

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ
(1838–1888) Русский ученый-позитивист (географ, социолог, этнограф) и публицист. Крупнейший представитель географического направления в отечественной в мировой социологии. Участвовал в политических событиях в странах Западной Европы.
В Италии служил добровольцем в отряде Дж. Гарибальди. По приглашению Министерства народного просвещения Японии читал лекции в Японии и изучал японскую культуру. Открыл в Токио русскую школу. С 1883 г. возглавлял кафедру сравнительной географии и статистики в Лондонском университете. Как социолог исследовал процессы социальной эволюции, связывая периоды истории человечества с действием на общество окружающей природной среды. Исследовал проблему взаимоотношений “мира общественности” и “мира биологии”. Разрабатывал принципы солидарности, взаимопомощи, свободы и альтруизма в их отношении к понятию социального прогресса.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838-88), рус. социолог и географ. В кон. 1850-х- нач. 1860-х гг. участвовал в революционно-освободит. движении в России и Италии. В 1883-88 проф. кафедры сравнит. географии и статистики Невшательской академии (Швейцария). Являясь сторонником теории геогр. детерминизма, М. вместе с тем находился под сильным влиянием рус. революционно-демократич. мысли, выступал против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма. Он критиковал необъективность Мальтуса, его апологетику землевладельцев и пром. буржуазии. М. показал, что концепция абс. истощения земли исходит из ложных посылок. Одним из первых в России выступил также и против социал-дарвинизма.

Цивилизация и великие исторические реки, М., 1924.

Башмакова Р. А., Социальный дарвинизм в России и его критика, в сб.: Проблемы социологии народонаселения, в. 2. Свердловск, 1974.

Р. А. Башмакова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

МЕЧНИКОВ Лев Ильич
1838-1888) - русский географ, социолог, обществ. деятель. М. - крупнейший представитель географич. направления в социологии, получивший мировую известность после опубликования (посмертно) его главного сочинения "La civilisation et grands fleuves historiques". P., 1889 (русское издание: Цивилизация и великие исторические реки: географич. теория развития современного общества. СПб., 1898). Это сочинение было задумано как вступление к исследованию мировой культуры. С целью превращения социологии в точную науку М. выдвинул два методологич. принципа: установление специфич. законов соц. жизни и определение с естественно-научн. достоверностью критерия прогресса. М. настаивал на необходимости четкого отграничения сообщества природного, ecтественного от созданного людьми об-ва, обозначая их соответственно понятиями общественности и об-ва. Если общественность существует по М., уже на самых ранних уровнях органич. жизни, постепенно усложняясь, то об-во начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей. Если на уровне природной общественности борьба и сотрудничество уравниваются, то в об-ве на первый план выдвигается кооперация; в ней М. видит границу между биологическим и социальным. Социология, по М., - наука, изучающая все явления солидарности - от связей в мире многоклеточных до производственной кооперации людей, задача к-рой - выявить критерий прогресса, позволяющего узнать, прогрессирует ли данное об-во. Мерилом прогресса в об-ве служит солидарность, воплощающаяся в различн. формам кооперации, зависящих от осознания людьми необходимости объединения. В начальный период человеческой истории преобладают подневольные союзы, держащиеся внешней связью. Им на смену идут соподчиненные союзы, возникающие в условиях соц. дифференциации об-ва на основе разделения труда, когда одно объединение людей не может прожить без другого. Высший период истории человечества должен, по М. характеризоваться свободным и добровольным союзом людей, объединенных общностью интересов и склонностей, а потому сознательно стремящихся к солидарности. Под географич. средой М. понимал не природу вообще, но лишь ту часть природы, к-рая вовлечена в процесс труда и изменяется под его воздействием. В качестве главного двигателя цивилизации М. выделял гидрологич. фактор - моря, реки, океаны. Соответственно в мировой истории выделялись три эпохи, или цивилизации: речная, морская и океанистическая, или всемирная. Соч.: Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. СПб, 1898 (более полное издание Пг., 1924). A.M. Черных.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МЕЧНИКОВ Лев Ильич
1838-1888) - русский географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией "Колокола". С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социологии в ключе позитивизма. Основная работа М. - "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована посмертно на французском языке в 1889).
Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, исследователь стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфические законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.
Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, М. подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. "Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами ко-операции в природе".
Определяя социологию как науку, включающую все явления солидарности - от связей в мире одноклеточных до производственной кооперации людей, М. ориентировался на использование продуктивных аналогий между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм.
Идея общественного прогресса занимала центральное место в социологической концепции М. Без идеи прогресса, по его мнению, человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. И в этом контексте ученый видел задачу социологии в том, чтобы определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество.
В качестве некоего количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса М. фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конституироваться как добровольно, так и по принуждению, социолог полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации. Исторические же типы кооперации, в которых реализуется людская солидарность, обусловливаются мерой необходимости последней, осознаваемой человеком.
История, по М., - это в конечном счете процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) через союзы индивидов подчиненного типа, обусловленные общественным разделением труда, к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся "в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности".
Настаивая на том, что "социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания", М. пытался выявить механизмы этого процесса, основания смены этапов истории.
Ориентируясь на концептуальный подход, присущий географической школе, М. искал источник эволюции цивилизации в отношении "между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности".
Среда, по М., - это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), М. вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или "всемирную"). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям и рассматривал исследователь в качестве движущей силы истории.
Несмотря на известный натурализм и некоторую односторонность в трактовке социального процесса и его источников, М. сумел не только преодолеть явную узость взглядов, как правило, присущих традиционалистским концепциям географического детерминизма, но также обозначить ряд проблем для дальнейших социологических исследований (особенности социальной психологии народов как элемент механизма социального развития, формы социокультурной трансляции трудовых привычек и общественных установлений и т.д.).
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия