media) — см. Средства массовой коммуникации.
МЕДИА
МЕДИА
Источник: Большой толковый социологический словарь
МЕДИА
средства (массовой) коммуникации; технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Медиа
(лат. medium – посредник) Многоаспектное понятие, этимологически отсылающее к технологическому каналу связи, реализующему коммуникационный процесс. Впоследствии референция к «каналам» перестала быть единственным значением понятия, акцент сместился на содержание коммуникации – медиатекст, добавились и другие значения. Чрезмерно широкий и несфокусированный, однако ключевой для медиаисследований в целом термин понимается и как совокупность средств и содержаний коммуникации, и как пространство, и как среда, и как система. Исходя из актуальных теоретических определений, как отмечает Е. Л. Вартанова, медиа необходимо рассматривать как: а) технологии передачи, каналы и систему дистрибуции, контент, аудиторию, технологические платформы; б) социальное пространство (интегральная политическая среда, отрасль экономики, технологическая инфраструктура, субпространство культуры, символическая система); в) социальные институты и структуры, выполняющие общественные функции, пусть и не всегда имеющие формальные общественные обязательства или находящиеся в общественной собственности; г) социальные процессы в индивидуальном, национальном и глобальном пространстве. Медиа как объект изучения имеет синтетический характер, интегрирует явления, институты, процессы, «действующих лиц»/стейкхолдеров разного генезиса и порядка. По мнению М. Маклюэна, эффективное изучение средств массовой коммуникации объединяет изучение содержания, технических средств его передачи и культурных контекстов, в которых это происходит. К общему интегрированному объектному полю можно отнести взаимодействие медиаканалов, медиаконтента и его производителей, определенных индустрий, технологических платформ/ИКТ. Очевидно, что медиа имеют как социальное измерение, так и измерение индивидуальное, которое все больше становится фокусом исследований медиа. Несмотря на наличие этих универсальных характеристик, медиа существуют в конкретных условиях реальных социумов конкретных национальных государств. Даже в условиях глобализации медиа сохраняют свою национальную специфику, не теряя при этом общие универсальные черты. В некоторых исследованиях речь идет и о термине, помогающем перевести абстрактное понятие «медиа» в конкретику национальной и глобальной среды – медиасистему. В стремлении сузить и сделать более четким предмет исследования ученые, представляющие различные школы и направления, используют термин «медиа» в качестве составной части для более конкретного объектно‑предметного поля: медиареальность, медиаполитика, медиаменеджмент, медиакультура, медиаобразование. Однако и эти понятия также нуждаются в конкретизации, выборе рамок эмпирического анализа, критериев и индикаторов, поэтому с точки зрения понимания эмпирического наполнения медиа они также остаются довольно расплывчатыми. Очевидно, что теоретическое определение медиа еще не стало операциональным, поскольку оно отсылает к медиа как к многоаспектному феномену, не только имеющему сложную и противоречивую природу, но и постоянно расширяющемуся, развивающемуся технологически, социально и культурно, производящему многочисленные и разнородные эффекты.
Литература Вартанова Е. Л. О концептуальных основаниях теории медиа // МедиаАльманах. – 2019. – № 3. – С. 8–17. Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. – 2011. – Вып. 4 (6). Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2018. McLuhan M., McLuhan E. (1992) Laws of Media: The New Science. – Toronto: University of Toronto Press.
Литература Вартанова Е. Л. О концептуальных основаниях теории медиа // МедиаАльманах. – 2019. – № 3. – С. 8–17. Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. – 2011. – Вып. 4 (6). Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2018. McLuhan M., McLuhan E. (1992) Laws of Media: The New Science. – Toronto: University of Toronto Press.