МЕДИА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕДИА
media) — см. Средства массовой коммуникации.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МЕДИА
средства (массовой) коммуникации; технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Медиа
(лат. medium – посредник) Многоаспектное понятие, этимологически отсылающее к технологическому каналу связи, реализующему коммуникационный процесс. Впоследствии референция к «каналам» перестала быть единственным значением понятия, акцент сместился на содержание коммуникации – медиатекст, добавились и другие значения. Чрезмерно широкий и несфокусированный, однако ключевой для медиаисследований в целом термин понимается и как совокупность средств и содержаний коммуникации, и как пространство, и как среда, и как система. Исходя из актуальных теоретических определений, как отмечает Е. Л. Вартанова, медиа необходимо рассматривать как: а) технологии передачи, каналы и систему дистрибуции, контент, аудиторию, технологические платформы; б) социальное пространство (интегральная политическая среда, отрасль экономики, технологическая инфраструктура, субпространство культуры, символическая система); в) социальные институты и структуры, выполняющие общественные функции, пусть и не всегда имеющие формальные общественные обязательства или находящиеся в общественной собственности; г) социальные процессы в индивидуальном, национальном и глобальном пространстве. Медиа как объект изучения имеет синтетический характер, интегрирует явления, институты, процессы, «действующих лиц»/стейкхолдеров разного генезиса и порядка. По мнению М. Маклюэна, эффективное изучение средств массовой коммуникации объединяет изучение содержания, технических средств его передачи и культурных контекстов, в которых это происходит. К общему интегрированному объектному полю можно отнести взаимодействие медиаканалов, медиаконтента и его производителей, определенных индустрий, технологических платформ/ИКТ. Очевидно, что медиа имеют как социальное измерение, так и измерение индивидуальное, которое все больше становится фокусом исследований медиа. Несмотря на наличие этих универсальных характеристик, медиа существуют в конкретных условиях реальных социумов конкретных национальных государств. Даже в условиях глобализации медиа сохраняют свою национальную специфику, не теряя при этом общие универсальные черты. В некоторых исследованиях речь идет и о термине, помогающем перевести абстрактное понятие «медиа» в конкретику национальной и глобальной среды – медиасистему. В стремлении сузить и сделать более четким предмет исследования ученые, представляющие различные школы и направления, используют термин «медиа» в качестве составной части для более конкретного объектно‑предметного поля: медиареальность, медиаполитика, медиаменеджмент, медиакультура, медиаобразование. Однако и эти понятия также нуждаются в конкретизации, выборе рамок эмпирического анализа, критериев и индикаторов, поэтому с точки зрения понимания эмпирического наполнения медиа они также остаются довольно расплывчатыми. Очевидно, что теоретическое определение медиа еще не стало операциональным, поскольку оно отсылает к медиа как к многоаспектному феномену, не только имеющему сложную и противоречивую природу, но и постоянно расширяющемуся, развивающемуся технологически, социально и культурно, производящему многочисленные и разнородные эффекты.
Литература Вартанова Е. Л. О концептуальных основаниях теории медиа // МедиаАльманах. – 2019. – № 3. – С. 8–17. Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. – 2011. – Вып. 4 (6). Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2018. McLuhan M., McLuhan E. (1992) Laws of Media: The New Science. – Toronto: University of Toronto Press.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.66 кб

Глобализация: масс-медиа как социокультурный механизм интеграции

Понарина Наталья Николаевна
В статье рассматриваются проблемы глобализации в исследованиях медиации масс-медиа.
Читать PDF
261.29 кб

Анализ современного российского медиа-рынка как объекта информационной безопасности

Марков Александр Анатольевич
Статья посвящена социологическому исследованию современного состояния медиа-рынка России.
Читать PDF
301.35 кб

Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов

Шелонаев Сергей Игоревич
Представлены результаты социологического анализа концепта «медиапространство». Показано, что медиапространство может быть описано как поле: структурированное социальное пространство со своими правилами и схемами власти.
Читать PDF
80.75 кб

Влияние масс-медиа на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде

Лебедев Дмитрий Владимирович
Анализируются проблемы изменения культуры и образа жизни молодежи в условиях информационной эпохи. Оценивается потенциал влияния масс-медиа на отношение к здоровью и формированию здорового образа жизни.
Читать PDF
295.08 кб

Медиа и социальная активность молодежи

Дзялошинский И. М.
Статья посвящена проблемам формирования позитивной социальной, в том числе политической и коммуникационной, активности современной российской молодежи, преодоления нигилистических настроений и аполитичности.
Читать PDF
284.14 кб

Возможности новых медиа в развитии инновационного потенциала молодежи

Кужелева-саган Ирина Петровна
Описывается модель процесса развития инновационного потенциала молодежи посредством одного из видов новых медиа сетевых гуманитарных технологий; раскрывается специфика каждого из его этапов.
Читать PDF
63.77 кб

Концепция некоммуникации во французской социологии медиа

Романова Ирина Игоревна
В статье представлен анализ концепции некоммуникации как новой коммуникативной модели.
Читать PDF
0.00 байт

Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности

Дубин Борис
The author dwells on consistent narrowing of communicative connections of the Russian population during recent 10-12 years.
Читать PDF
94.30 кб

Школа медиологии: новый метод анализа системы взаимодействия "медиа - общество" во французской социо

Романова Ирина Игоревна
В статье представлен анализ французской школы медиологии как нового метода изучения системы взаимодействия медиа и общества с точки зрения влияния медиатехнологий на трансформацию социальных практик.
Читать PDF
2.20 мб

Подрастающее поколение постсоветской России в мире медиа

Иванова Людмила Анатольевна
В данной статье делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения принципиально новых проблем в постсоветской России, связанных с информационной безопасностью общества, государства и возрастной пр
Читать PDF
143.87 кб

Масс-медиа как общественный эксперт в политической коммуникации

Евдокимов Владимир Анатольевич
В статье рассматриваются возможности масс-медиа содействовать утверждению экспертизы как института гражданского общества.
Читать PDF
142.72 кб

Масс-медиа и ценности в политике

Евдокимов В. А.
В статье исследуется участие масс-медиа в формировании и утверждении ценностей в политике, процесс их взаимодействия и взаимовлияния.
Читать PDF
0.00 байт

Интуитивно-рациональные образы регионального самосознания в коммуникации масс-медиа и аудитории СМИ:

Киселев С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт демассификации в современном культурологическом знании: медиа-дискурс

Смолкина Дарья Владимировна
В статье рассматривается концептуализация понятия «демассификация» и его потенциал в анализе современных социокультурных трансформаций, анализируется использование термина «демассификация» в медиа-дискурсе и реализация демассифика
Читать PDF
261.05 кб

Социальные медиа: показатель развития информационного общества?

Лебедев П. А., Петухова С. И.
Воспроизводится методика социально-технографической сегментации пользователей Интернета, предложенная аналитиками компании Forrester, и предпринимается попытка построить аналогичную сегментацию на российском населении.

Похожие термины:

  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа

    Understanding media: the extention of man") - одна из основных работ канадского социального теоретика Маклюэна , вышедшая в свет в 1964. В книге изложена концепция "медиа", успевшая за прошедшие десятилетия с момента вых
  • ЭФФЕКТ МЕДИА

    феномен, связанный с изменениями в поведении людей, которые напрямую зависят от информации, полученной из массмедиа. Разработаны различные теории понимания Э.М., влияния массмедиа на социум: социа
  • МЕДИА-ИССЛЕДОВАНИЯ

    исследования различных характеристик СМИ и размещаемой в них рекламы 1) медиа-мониторинговые исследования, отслеживающие и анализирующие рекламу в СМК 2) анализ тиражей печатных изданий, аудитори
  • Медиа-ленгуа

    ряд креольских кечуа-испанских языков, обычно с испанской лексикой и кечуанской грамматикой.
  • Масс медиа

    (от лат. massa – ком, кусок и medius – средний, центральный, промежуточный, общественный, общедоступный). Мас-медіа. Mass-media. МКС. Средства массовой коммуникации, выполняющие рекламные, трансляционные и др.
  • СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА

    направление социологии, изучающее масс-медиа как социально-культурный феномен. Рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений масс-медиа
  • НОВЫЕ МЕДИА

    New Media) - понятие, принадлежащее серии концептуальных нововведений междисциплинарного анализа социокультурных изменений начала нового тысячелетия, связанных с появлением компьютерных сетей, Инт
  • МЕДИА-ПЛАН

    график размещения планируемых рекламных сообщений в средствах информации; форма, обеспечивающая проведение информационных кампаний как для прямой рекламы товара (услуги), так и для поддержки PR-а
  • АДРЕСАТ МЕДИА

    предполагаемая (целевая) аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст.
  • Медиа-байер

    специалист среднего уровня квалификации в области рекламы. Проводит закупку рекламных площадей в СМИ или эфирного времени на радио и телевидении. Основная задача — добиваться минимальных расцен
  • Медиа-планер

    специалист высшего уровня квалификации в области рекламы. Проводит оценку рекламной эффективности различных СМИ, перераспределение рекламного бюджета; анализирует рейтинг изданий, радио- и теле